Единые и составные (сложные) вещи

Деление вещей на единые и составные (сложные) было произведено в классическое время. Едиными вещами (res quae continetur uno spiritu) или вещами, вдохновленными одной душой, были предметы, представляющие собой естественное и физическое целое (камень, балка, человек и т. д.) Составные (сложные) вещи делились на две группы: res quae ex contigentibus constant, или вещи, сомкнутые в искусственное единство человеческим трудом (дом, корабль, печь), и res quae ex distantibus constant, или вещи, которые были и остались отдельными или собранными, но право считало их едиными из-за целого, которому эти вещи служили (улей, стадо, народ, легион, склад). Res quae ex distantibus constant делились на universitas facti и на universitas juris. Universitas facti были вещи, чье функциональное единство образовывалось естественным путем (стадо, улей, народ), a universitas juris — те, которые получали единственную функцию только на основании предписаний правового порядка (имущество, наследство, приданое, peculium и т. д.)

Деление вещей на единые и составные имело большое значение как при способах приобретения собственности, так и при выполнении договорных обязательств. В указанных случаях, особенно, если речь шла о res quae ex distantibus constant, или о собранных предметах, принималось правило accessorium sequitur principale, что означает: каждая составная часть сложной вещи разделяет правовую участь целого.

Делимые и неделимые вещи

Для отношений собственности (condominium), для так называемых сборных и других связей вопрос, является ли некая вещь делимой или неделимой, имел существенные правовые последствия. Делимыми вещами (res divisibiles) были вещи, которые могли быть разделены на составные части без уменьшения их общей имущественной ценности и экономической функции. Напротив, неделимые вещи (res indivisibles) при разделении на составные части теряли свою ценность и функциональные свойства целого. Свойство делимости или неделимости отдельных вещей часто не зависело от их природных свойств, а лишь от воли сторон и обычаев, созданных в обращении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: