1. Собранный и готовый к работе адаптометр включается
в сеть.
2. Отверстие внутри шара, через которое предъявляются
предметы для различения, закрывается.
3. Исследуемому предлагается сесть на стул и прижать лицо
к резжювой полумаске. Переключатель ставится в положение
«шар» и одновременно включается секундомер.
4. По истечении двух минут лампа, освещающая шар, вы-
.ключается.
5. Отверстие внутри шара открывается (предъявляются для
узнавания предметы — круг, крест и др.).
6. Засекается время, необходимое исследуемому для узна
вания предмета. После ответа «вижу», предъявляется другой
предмет, и если и он назван правильно, то регистрируется время
различения предшествующего предмета и определение счи
тается законченным.
Возможны случаи, когда время темновой адаптации нормального глаза выходит за пределы минуты и достигает иногда 5—7 минут. Это может быть следствием резкого снижения чувствительности глаза под влиянием больших яркостей в период, предшествующий исследованию. Двухминутной экспозиции недостаточно для приспособления к исходной яркости фона. Поэтому исследование повторяется. Поскольку световая адаптация завершается быстро, результаты повторного определения будут давать истинное время приспособления к темноте.
|
|
Таблица 12 Показатели адекватности поступления витаминов в организм
Названия | Неадекватное | |||
аитамииов | Критерии адекватности | Единицы | Норма | поступление |
Витамин С | Содержание б суточ- | мг | 20—30 | Менее 5 |
ной моче | ||||
Выделение с мочой по | м г/час | 0,7—1,0 | Менее 0,3 | |
Н. С. Железняконой | ||||
Концентрация в крови | мг% | 0,7,1,2 | Менее 0,3 | |
Концентрацияв лейко- | мг% | 20—30 | Менее 10 | |
цитах Устойчивость капилля- | Число | до l5 | Кровоизлия- | |
ров по Нестерову | петехнй | ния на си- | ||
нюшном | ||||
фоне. | ||||
Число | ||||
петехпй | ||||
более 15 | ||||
Витамин В| | Содержание в моче по | |||
окисленному витамину — | ||||
тпохрому | ||||
— за сутки | мкг | 150—500 | Менее 100 | |
— за час | м к г/час | l5-30 | Менее 10 | |
Количество пировино- | ||||
градной кислоты | ||||
— B MOqe | м г/сутки | l5—30 | Более 30 | |
— в крови | мг% | 0,6 | Более 1 | |
Витамин В2 | Содержание в моче по | мкг/сутки | 300 t 000 | Менее100 |
люмифлавнну (после об- | ||||
лучения лампой «Со- | ||||
лгокс») | ||||
Выведение за час | мкг/час | l5—30 | Менее 10 | |
Витамин В6 | Содержание в моче по | Мр/сутКИ | t,5—2,5 | Менее 0,5 |
4-пирпдоксиновой кис- | ||||
лоте | ||||
По количеству ксанту- | MI'/cVTKH | от 0 Ao 30 | Более 30 | |
реновпй кислоты после | ||||
нагрузки 10 мг трипто- | ||||
фана | ||||
Витамин РР | Содержание в моче по | |||
\ гметилникотин амиду | ||||
— за сутки | мкг | 7—! 2 | Менее 4 | |
— за час | мкг | 0,4—0,5 | Менее 0,3 |
58.
|
|
Продолжение табл. 12
Названия витаминов | Критерии адекватности | Единицы | Норма | Неадекватное поступление |
Витамин А | Содержание вйтам.А в крови Время темповойздап- TL1U1III | мвг%сек. | 40—70 45—50 | Более 10 Более 5 мин. |
Витамин Д | Концентрация в крови: — кальция - фосфора Щелочной фосфатазы — по Боданскому — по данным ВОЗ | мг.% иг%условп. единиц | 9—11 5—6 5 от о до 15 | Менее7 Менее 4 |
Протокол
I. Исследование продуктов на содержание витамина С (мг%)
я) название продукт;!; б) содержание витамина С ______________
_при правильной и неправильной обработке
э) потери витамина С (%)
г) заключение_______________
2. Исследование витаминной обепеченностп организма а) витамином А — по времени адаптации к темноте (сек)
заключение
б) витамином С: реакция кожных сосудов —количество аетехий
— величина кровоизлияний ___________
заключение
Нельзя исключить и временное увеличение времени тепловой адаптации (до 2 минут и более) при выраженном утомлении. Наоборот, возможно укорочение времени различения предметов до 5—7 сек (исследование натощак, при голодании, при возбуждении).
Окончательное суждение о наличии признаков недостаточности выносится только после исключения другой причины — белкового голодания путем определения показателя белкового питания и, следовательно, установления степени удовлетворения потребностей организма в белке. (Описание прибора — см. «Инструкцию...»).
Вопросы программированного контроля по теме 7 («Витамины»)
1. Определение понятия «витамины», их признаки и на этой основе —
обособление.
2. Классификация витаминов. Гигиеническая классификация водораст
воримых витаминов. Обоснование необходимости новой классификации.
3. Строго нормируемые «витамино-ферменты» и «витамино-гормоны».
4. Гиповиташжозы и гипервитаминозы, причины их возникновения и
классификация.
5. Понятие об антивитаминах, характеристика основных групп.
6. Витамин С, его биохимическая роль, свойства, источники и суточная
потребность в нем организма.
7. Показатели обеспеченности организма витамином С.
8. Принцип определения витамина С в моче по Н. С. Железняковой.
Значение этого метода при оценке адекватности витаминного питания.
9. Витамины группы В, их биохимическая роль, источники и суточная
потребность в них организма.
10. Показатели достаточности поступления в организм витаминов группы В (Br., Br, Вяи РР).
П. Провитамин PP. Понятие об ниациновом эквиваленте.
12. Витамин А, его место «в биохимическом строю», источники и суточ
ная потребность различных групп населения в нем.
13. Каротины, источники поступления в организм, эквиваленты витамина
А, соотношения между витамином А и каротинами в пище.
14. Ранние показатели недостаточности витамина А.
-15. Витамин Д, его значение в питании детей. Эндогенный синтез, пищевые источники поступления в организм, нормы потребления.
J6. Признаки недостаточности витамина Д (биохимические показатели).
17. Продукты — носители витаминов группы В, С.
18. Условия и масштабы синтеза витамина Д в организме.
19. Факторы, определяющие потребность человека в витаминах.
20. Пищевая ценность овощей, фруктов и ягод. Пектиновые вещества
фруктов и их значение в литании.
21. Правила кулинарной обработки продуктов, содержащих витамин С.
Тема 8. Методы исследования и оценки доброкачественности молока и молочных продуктов.
|
|
В процессе занятий после проведения проверки подготовленности студентов к практическим занятиям проводится изучение питательной ценности молока и молочных продуктов; отмечаются опасности для здоровья при использовании недоброка-
60.
чественных продуктов — молока, изделий с применением молока, масла и проч.
В последующем студенты осваивают основные методики исследования молока, масла н молочнокислых продуктов (производится ознакомление с ГОСТами на молоко' и молочные продукты); практически ведется исследование их по основным показателям, на основании которого дается оценка качества (доброкачественности) молока н других молочных продуктов,
8.1. Moroxo
Молоко является одним из незаменимых пищевых продуктов для детского питания. В нем содержатся все питательные вещества, необходимые для развития и существования организма ребенка.
Большим достоинством молока является его приятный вкус и способность утолять жажду, следовательно, оно может служить одновременно и напитком, и продуктом питания.
В то же время молоко является прекрасной средой для развития различных микроорганизмов, в том числе и патогенных, вследствие чего может легко стать передатчиком возбудителей инфекционных заболеваний. При хранении оно быстро скисает. Молоко легко доступно фальсификации и, наконец, через молоко могут передаваться такие заболевания, как бруцеллез, ящур, туберкулез и др. Вследствие этого молоко и молочные продукты подлежат санитарной экспертизе. Потребителю коровье молоко поступает лишь после соответствующей обработки на молокозаводе или ферме и выпускается следующих видов: пастеризованное с жирностью 2,5, 3,2 и 6% и нежирное; топленое 4 и 6% жира, белковое 1 и 2,5% жира; пастеризованное с витамином С 2,5 и 3,2% жира и нежирное (ГОСТ 13277—79).
При санитарной экспертизе молока определяют его натуральность и свежесть, наличие посторонних примесей и степень загрязнения микроороганизмами, используя органолептичеекпе, физико-химические и бактериологические методы.
|
|
Самостоятельная работа студентов.
8.1.1. Оргаполептическое исследование молока.
Вкус и запах. Молоко должно иметь свойственные свежему молоку вкус и запах, в противном случае молоко не допускается в реализацию. Кисловатый привкус указывает па начавшееся скисание.
Посторонние оттенки запаха молоко может приобретать при неправильном хранении (поглощение резких запахов совместно хранившихся продуктов: керосина, мыла, сельди и пр.).
Неприятный кормовой привкус молоко приобретает при поедании животными полыни, чеснока, лука и т. д.
Внешний вид, консистенция, цвет. Молоко должно представлять собой однородную жидкость без осадка. Для молока топленого и пастеризованного 4 и 6% жирности — без отстоя сливок. При развитии процессов слизистого брожения, обусловленного микроорганизмами, молоко может приобрести слизистую, тягучую консистенцию. Такое молоко для реализации не приfol10.
Для цельного молока характерен белый цвет со слегка желтоватым оттенком, для топленого — с кремоватым оттенком, для нежирного — со слегка синеватым оттенком.
8.1.2. Физико-химическое исследование.
Выявление натуральности молока. Молоко считается фальсифицированным, если оно разбавлено водой, частично обезжирено («подснято») или содержит посторонние примеси. Такое молоко потенциально опасно в санитарном отношении и не допускается к реализации, особенном в детском питании. Каждый случай фальсификации, подтвержденный лабораторным анализом, расследуется.
Определение плотности (ГОСТ 3625—71) производится специальным ареометром для молока — лактоденсиметром. Шкала прибора имеет деления от 20 до 40, которые показывают тысячные доли числа, выражающего плотность молока. Например, цифра 20 обозначает плотность 1,020.
Плотность молока зависит от его температуры, поэтому лак-тоденсиметр имеет термометр, показывающий температуру молока в момент измерения плотности.