Порядок работы на адаптометре АДМ

1. Собранный и готовый к работе адаптометр включается
в сеть.

2. Отверстие внутри шара, через которое предъявляются
предметы для различения, закрывается.

3. Исследуемому предлагается сесть на стул и прижать лицо
к резжювой полумаске. Переключатель ставится в положение
«шар» и одновременно включается секундомер.

4. По истечении двух минут лампа, освещающая шар, вы-
.ключается.

5. Отверстие внутри шара открывается (предъявляются для
узнавания предметы — круг, крест и др.).

6. Засекается время, необходимое исследуемому для узна­
вания предмета. После ответа «вижу», предъявляется другой
предмет, и если и он назван правильно, то регистрируется время
различения предшествующего предмета и определение счи­
тается законченным.

Возможны случаи, когда время темновой адаптации нор­мального глаза выходит за пределы минуты и достигает иногда 5—7 минут. Это может быть следствием резкого снижения чув­ствительности глаза под влиянием больших яркостей в период, предшествующий исследованию. Двухминутной экспозиции не­достаточно для приспособления к исходной яркости фона. По­этому исследование повторяется. Поскольку световая адапта­ция завершается быстро, результаты повторного определения будут давать истинное время приспособления к темноте.


Таблица 12 Показатели адекватности поступления витаминов в организм

Названия       Неадекватное
аитамииов Критерии адекватности Единицы Норма поступление
Витамин С Содержание б суточ- мг 20—30 Менее 5
  ной моче      
  Выделение с мочой по м г/час 0,7—1,0 Менее 0,3
  Н. С. Железняконой      
  Концентрация в крови мг% 0,7,1,2 Менее 0,3
  Концентрацияв лейко- мг% 20—30 Менее 10
  цитах Устойчивость капилля- Число до l5 Кровоизлия-
  ров по Нестерову петехнй   ния на си-
        нюшном
        фоне.
        Число
        петехпй
        более 15
Витамин В| Содержание в моче по      
  окисленному витамину —      
  тпохрому      
  — за сутки мкг 150—500 Менее 100
  — за час м к г/час l5-30 Менее 10
  Количество пировино-      
  градной кислоты      
  — B MOqe м г/сутки l5—30 Более 30
  — в крови мг% 0,6 Более 1
Витамин В2 Содержание в моче по мкг/сутки 300 t 000 Менее100
  люмифлавнну (после об-      
  лучения лампой «Со-      
  лгокс»)      
  Выведение за час мкг/час l5—30 Менее 10
Витамин В6 Содержание в моче по Мр/сутКИ t,5—2,5 Менее 0,5
  4-пирпдоксиновой кис-      
  лоте      
  По количеству ксанту- MI'/cVTKH от 0 Ao 30 Более 30
  реновпй кислоты после      
  нагрузки 10 мг трипто-      
  фана      
Витамин РР Содержание в моче по      
  \ гметилникотин амиду      
  — за сутки мкг 7—! 2 Менее 4
  — за час мкг 0,4—0,5 Менее 0,3

58.


Продолжение табл. 12

Названия витаминов Критерии адекватности Единицы Норма Неадекватное поступление
Витамин А Содержание вйтам.А в крови Время темповойздап- TL1U1III мвг%сек. 40—70 45—50 Более 10 Более 5 мин.
Витамин Д Концентрация в крови: — кальция - фосфора Щелочной фосфатазы — по Боданскому — по данным ВОЗ мг.% иг%условп. единиц 9—11 5—6 5 от о до 15 Менее7 Менее 4

Протокол

I. Исследование продуктов на содержание витамина С (мг%)
я) название продукт;!; б) содержание витамина С ______________

_при правильной и неправильной обработке

э) потери витамина С (%)
г) заключение_______________

2. Исследование витаминной обепеченностп организма а) витамином А — по времени адаптации к темноте (сек)


заключение

б) витамином С: реакция кожных сосудов —количество аетехий

— величина кровоизлияний ___________

заключение



Нельзя исключить и временное увеличение времени тепло­вой адаптации (до 2 минут и более) при выраженном утомле­нии. Наоборот, возможно укорочение времени различения пред­метов до 5—7 сек (исследование натощак, при голодании, при возбуждении).

Окончательное суждение о наличии признаков недостаточ­ности выносится только после исключения другой причины — белкового голодания путем определения показателя белкового питания и, следовательно, установления степени удовлетворения потребностей организма в белке. (Описание прибора — см. «Ин­струкцию...»).

Вопросы программированного контроля по теме 7 («Витамины»)

1. Определение понятия «витамины», их признаки и на этой основе —
обособление.

2. Классификация витаминов. Гигиеническая классификация водораст­
воримых витаминов. Обоснование необходимости новой классификации.

3. Строго нормируемые «витамино-ферменты» и «витамино-гормоны».

4. Гиповиташжозы и гипервитаминозы, причины их возникновения и
классификация.

5. Понятие об антивитаминах, характеристика основных групп.

6. Витамин С, его биохимическая роль, свойства, источники и суточная
потребность в нем организма.

7. Показатели обеспеченности организма витамином С.

8. Принцип определения витамина С в моче по Н. С. Железняковой.
Значение этого метода при оценке адекватности витаминного питания.

9. Витамины группы В, их биохимическая роль, источники и суточная
потребность в них организма.

10. Показатели достаточности поступления в организм витаминов группы В (Br., Br, Вяи РР).

П. Провитамин PP. Понятие об ниациновом эквиваленте.

12. Витамин А, его место «в биохимическом строю», источники и суточ­
ная потребность различных групп населения в нем.

13. Каротины, источники поступления в организм, эквиваленты витамина
А, соотношения между витамином А и каротинами в пище.

14. Ранние показатели недостаточности витамина А.

-15. Витамин Д, его значение в питании детей. Эндогенный синтез, пище­вые источники поступления в организм, нормы потребления.

J6. Признаки недостаточности витамина Д (биохимические показатели).

17. Продукты — носители витаминов группы В, С.

18. Условия и масштабы синтеза витамина Д в организме.

19. Факторы, определяющие потребность человека в витаминах.

20. Пищевая ценность овощей, фруктов и ягод. Пектиновые вещества
фруктов и их значение в литании.

21. Правила кулинарной обработки продуктов, содержащих витамин С.

Тема 8. Методы исследования и оценки доброкачественности молока и молочных продуктов.

В процессе занятий после проведения проверки подготовлен­ности студентов к практическим занятиям проводится изучение питательной ценности молока и молочных продуктов; отме­чаются опасности для здоровья при использовании недоброка-

60.


чественных продуктов — молока, изделий с применением мо­лока, масла и проч.

В последующем студенты осваивают основные методики ис­следования молока, масла н молочнокислых продуктов (произ­водится ознакомление с ГОСТами на молоко' и молочные про­дукты); практически ведется исследование их по основным по­казателям, на основании которого дается оценка качества (доб­рокачественности) молока н других молочных продуктов,

8.1. Moroxo

Молоко является одним из незаменимых пищевых продук­тов для детского питания. В нем содержатся все питательные вещества, необходимые для развития и существования орга­низма ребенка.

Большим достоинством молока является его приятный вкус и способность утолять жажду, следовательно, оно может слу­жить одновременно и напитком, и продуктом питания.

В то же время молоко является прекрасной средой для раз­вития различных микроорганизмов, в том числе и патогенных, вследствие чего может легко стать передатчиком возбудителей инфекционных заболеваний. При хранении оно быстро скисает. Молоко легко доступно фальсификации и, наконец, через мо­локо могут передаваться такие заболевания, как бруцеллез, ящур, туберкулез и др. Вследствие этого молоко и молочные продукты подлежат санитарной экспертизе. Потребителю ко­ровье молоко поступает лишь после соответствующей обработки на молокозаводе или ферме и выпускается следующих видов: пастеризованное с жирностью 2,5, 3,2 и 6% и нежирное; топле­ное 4 и 6% жира, белковое 1 и 2,5% жира; пастеризованное с витамином С 2,5 и 3,2% жира и нежирное (ГОСТ 13277—79).

При санитарной экспертизе молока определяют его нату­ральность и свежесть, наличие посторонних примесей и степень загрязнения микроороганизмами, используя органолептичеекпе, физико-химические и бактериологические методы.

Самостоятельная работа студентов.

8.1.1. Оргаполептическое исследование молока.

Вкус и запах. Молоко должно иметь свойственные свежему молоку вкус и запах, в противном случае молоко не допускается в реализацию. Кисловатый привкус указывает па начавшееся скисание.

Посторонние оттенки запаха молоко может приобретать при неправильном хранении (поглощение резких запахов совместно хранившихся продуктов: керосина, мыла, сельди и пр.).


Неприятный кормовой привкус молоко приобретает при по­едании животными полыни, чеснока, лука и т. д.

Внешний вид, консистенция, цвет. Молоко должно представ­лять собой однородную жидкость без осадка. Для молока топ­леного и пастеризованного 4 и 6% жирности — без отстоя сли­вок. При развитии процессов слизистого брожения, обусловлен­ного микроорганизмами, молоко может приобрести слизистую, тягучую консистенцию. Такое молоко для реализации не при­fol10.

Для цельного молока характерен белый цвет со слегка жел­товатым оттенком, для топленого — с кремоватым оттенком, для нежирного — со слегка синеватым оттенком.

8.1.2. Физико-химическое исследование.

Выявление натуральности молока. Молоко считается фаль­сифицированным, если оно разбавлено водой, частично обезжи­рено («подснято») или содержит посторонние примеси. Такое молоко потенциально опасно в санитарном отношении и не до­пускается к реализации, особенном в детском питании. Каждый случай фальсификации, подтвержденный лабораторным анали­зом, расследуется.

Определение плотности (ГОСТ 3625—71) производится спе­циальным ареометром для молока — лактоденсиметром. Шкала прибора имеет деления от 20 до 40, которые показывают ты­сячные доли числа, выражающего плотность молока. Напри­мер, цифра 20 обозначает плотность 1,020.

Плотность молока зависит от его температуры, поэтому лак-тоденсиметр имеет термометр, показывающий температуру мо­лока в момент измерения плотности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: