В настоящее время 9/10 населения России являются членами семьи. В семье рождается и вырастает новое поколение, которое будет осуществлять переход страны к новым экономическим условиям, руководить и управлять государством, защищать его границы от возможных внешних врагов, отстаивать интересы нашей страны дипломатическими способами. В силу этого правомерно считать семью основной правовой и социальной структурой российского общества и государства.
Именно государство определяет пути развития семьи. В частности, Указом Президента РФ от 14 мая 1996 г. №712 утверждены Основные направления государственной семейной политики, приняты федеральные законы от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей" и т.д.
Направления дальнейшего развития семьи очевидны. Это:
а) повышение благосостояния семьи;
б) равноправие женщины в семье;
в) приоритет защиты детей и нетрудоспособных членов семьи.
Основные направления государственной семейной политики в Российской Федерации включают:
обеспечение условий для преодоления негативных тенденций и стабилизации материального положения семей, уменьшение бедности и увеличение помощи малоимущим семьям;
обеспечение работникам, имеющим детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
кардинальное улучшение охраны здоровья семьи;
усиление помощи семье в воспитании детей.
Основными принципами государственной семейной политики в Российской Федерации провозглашены:
самостоятельность и автономность семьи в принятии решений относительно своего развития;
равенство семей и всех их членов в праве на поддержку независимо от социального положения, национальности, места жительства и религиозных убеждений;
приоритет интересов каждого ребенка независимо от очередности рождения и от того, в какой семье он воспитывается;
равноправие между мужчинами и женщинами в достижении более справедливого распределения семейных обязанностей, а также в возможностях самореализации в трудовой сфере и в общественной деятельности;
единство семейной политики на федеральном и региональном уровнях;
партнерство семьи и государства, разделение ответственности за семью, сотрудничество с общественными объединениями, благотворительными организациями и предпринимателями;
принятие на себя государством обязательств по безусловной защите семьи от нищеты и лишений, связанных с вынужденной миграцией, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, войнами и вооруженными конфликтами;
осуществление дифференцированного подхода в предоставлении гарантий по поддержанию социально приемлемого уровня жизни для нетрудоспособных членов семьи и создание экономически активным членам семьи условий для обеспечения благосостояния на трудовой основе;
преемственность и стабильность мер государственной семейной политики.
Таким образом, защита материнства, отцовства и детства, семьи в России осуществляется как путем принятия и реализации на практике разнообразных государственных мер, так и путем совершенствования законодательства, в том числе и семейного.