Антропологической, аксиологической проблем
Философия вырабатывает целостный взгляд на мир и на место в нем человека. Достаточно полно проблемное поле философии очертил немецкий философ И. Кант. Он был убежден, что философия призвана ответить на четыре основных вопроса: что я представляю как человек? Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Эти вопросы указывают на фундаментальные формы отношения человека к миру: бытийственную, познавательную, ценностную и практическую.
В современном представлении философия есть форма духовной деятельности, направленной на производство фундаментальных идей о характере взаимосвязи человека с жизненной средой, служащих основой его самоопределения и самореализации.
Многообразие философской проблематики обусловливает структуру философии. Ее основными разделами являются: онтология – теория бытия, гносеология – теория познания, аксиология – теория ценностей, философская антропология – учение о человеке.
|
|
Изучение онтологической проблематики проясняет естественно-природные и социально-культурные предпосылки существования человека. Современные философия и наука подтверждают идею, что человек представляет собой одно из тел природы, но совершенно уникальное: он способен мыслить, его поведение носит ярко выраженный социальный характер.
Философское исследование процесса познания раскрывает его возможности и очерчивает его границы. Философы стремятся выявить и описать структуру и формы познавательной деятельности, обосновать методы науки, установить критерии истины. Они решают также задачу определения места познания в системе духовной деятельности.
Современная философия пришла к выводу, что одного познания недостаточно для духовного освоения мира. Важное значение имеют также аксиологические отношения с окружающей действительностью. Анализ аксиологических, или ценностных, отношений с миром раскрывает иерархию жизненных приоритетов людей, выявляет эталоны и образцы поведения, устанавливает сущность истины, добра и красоты.
Философская антропология рассматривает человека как универсальное существо, выступающее субъектом собственного жизнеустройства.
Модуль 2. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ФИЛОСОФСКОЙ
МЫСЛИ