• Зарегистрировано пожаров 218 570
• Погибло человек 17 065
• Из них детей 698
• Получили травмы, человек 13 379
• Материальный ущерб, млрд. руб. 7,9
Сущность процесса горения и развития пожара. В основе любого пожара лежит физико-химическая реакция, для возникновения которой, необходимо наличие трех обязательных компонентов: среда зажигания (СЗ), источника зажигания (ИЗ) и окислителя, т. е. кислорода воздуха (К). Если убрать хотя бы один из компонентов или нарушить любую связь между двумя из них, то горение прекратится. На этом принципе основаны все методы пожарной профилактики и пожаротушения.
Виды горения при пожарах. Различают два основных вида горения: гомогенное и гетерогенное. При гомогенном горении окислитель и горючее находятся в газовой фазе. Все горючие жидкости перед воспламенением испаряются, образуя газообразную среду. Большинство твердых веществ в процессе нагрева разлагаются и испаряются, выделяя газообразные фракции. Полученная любым из этих превращений газообразная среда смешивается с воздухом и горит. При гетерогенном горении горючее находится в твердом состоянии, а окислитель в газообразном, и реакция окисления горючего происходит в твердой фазе. Твердые вещества, превращенные в пыль (угольную, металлическую, текстильную), при перемешивании с воздухом образуют пожаровзрывоопасные пылевоздушные смеси.
|
|
Скорость протекания реакций горения. Интенсивность горения определяется не скоростью протекания реакций горения, а только скоростью поступления кислорода из окружающей среды в зону горения. Скорость распространения пламени зависит от характеристик горючей среды, различных внешних факторов и может быть: дозвуковой – дефлаграционное горение; сверхзвуковой – детонационное или взрывное горение. Взрывное горение возможно в предварительно подготовленных смесях горючих газов с кислородом воздуха, либо в горючих аэрозолях.
Механизмы передачи горения. Для всех пожаров характерны общие процессы: линейное горение с выделением тепла и продуктов сгорания; газообмен, осуществляемый по механизму конвективных газовых потоков, обеспечивающий приток кислорода воздуха в зону горения и отвод продуктов сгорания из нее; передача тепла из зоны горения в окружающее пространство, в том числе горючим материалам, без чего невозможен непрерывный процесс горения. Существуют следующие механизмы передачи горения на пожаре: лучевая теплопередача; конвективная теплопередача; линейное распространение огня. Основной механизм распространения горения при пожаре – комбинированный, но превалирует лучевая теплопередача.
|
|
Характеристики источников зажигания. Одним из условий воспламенения горючей среды (смеси) является наличие источников зажигания, которые подразделяются на: открытый огонь, тепло электроприборов, энергию химических процессов и т.д. Например: температура нитей ламп накаливания достигает 2100°С, капель при резке и сварке металла – 1500°С, тлеющей сигареты – 420-460°С, горящей спички – 620-640°С, температура колбы лампочки мощностью 100 Вт – 300°С.
Опасные факторы пожара. Опасный фактор пожара (ОФП) – фактор пожара, воздействие которого на людей и (или) материальные ценности может привести к людскому и (или) материальному ущербу. К первичным ОФП относятся: пламя и искры; повышенная температура окружающей среды; токсичные продукты горения и термического разложения; дым; пониженная концентрация кислорода. К вторичным проявлениям ОФП можно отнести: осколки, части разрушающихся механизмов, конструкций зданий и т.д. токсические вещества и материалы из разрушенных механизмов и агрегатов; электрическое напряжение, вследствие потери изоляции токоведущими частями механизмов; опасные факторы взрыва, возникающие в результате пожара; огнетушащие вещества.
Стадии развития пожара, характеризующие его динамику. Оценивая динамику развития пожараможно выделить несколько его основных фаз: 1 фаза (до 10 мин) – начальная стадия, включающая переход возгорания в пожар за время примерно в 1-3 минуты и рост зоны горения в течение 5-6 минут. При этом происходит преимущественно линейное распространение огня вдоль горючих веществ и материалов, что сопровождается обильным дымовыделением. На этой фазе очень важно обеспечить изоляцию помещения от поступления наружного воздуха, т.к. в некоторых случаях в герметичном помещении наступает самозатухание пожара. 2 фаза – стадия объемного развития пожара, занимающая по времени 30-40 минут. Характеризуется бурным процессом горения с переходом в объемное горение, процесс распространения пламени происходит дистанционно за счет передачи энергии горения на другие материалы. Через 15-20 минут происходит разрушение остекления, резко увеличивается приток кислорода, достигают максимальных значений температура (до 800-900оС) и скорость выгорания. Стабилизация пожара при максимальных его значениях происходит на 20-25 минуте и продолжается еще 20-30 минут, при этом выгорает основная масса горючих материалов. 3 фаза – стадия затухания пожара, т.е. догорание в виде медленного тления, после чего пожар прекращается.
Принципы прекращения горения. Прекращение горения осуществляется на основе следующих принципов. Охлаждение реагирующих веществ ведет к снижению активности процессов, протекающих при горении, а затем и к их прекращению. Изоляция реагирующих веществ, основана на создании между зоной горения и горючим материалом или окислителем изолирующего слоя, что ведет к прекращению горения. Разбавление реагирующих веществ до негорючих концентраций позволяет довести горючие пары или газы до негорючих концентраций или снизить содержание кислорода воздуха до концентраций, не поддерживающих горение (обычно ниже 14-16%). Химическое торможение реакции горения при котором огнетушащие вещества химического торможения, подаваемые в горящее помещение или в зону горения, взаимодействуя с горящей средой, образуют с ней либо негорючие, либо менее химически активные соединения.
Особенности оснащения огнетушителями зданий и помещений. Общественные и промышленные здания и сооружения должны иметь на каждом этаже не менее двух переносных огнетушителей. Огнетушители должны вводиться в эксплуатацию в полностью заряженном и работоспособном состоянии, с опечатанным узлом управления запорно-пускового устройства. Они должны находиться на отведенных им местах в течение всего времени их эксплуатации. Расчет необходимого количества огнетушителей следует вести по каждому помещению и объекту отдельно. При наличии рядом нескольких небольших помещений одной категории пожарной опасности количество необходимых огнетушителей определяют с учетом суммарной площади этих помещений. На объекте должно быть определено лицо, ответственное за приобретение, сохранность и контроль состояния огнетушителей. На каждый огнетушитель, установленный на объекте, заводят паспорт. Огнетушителю присваивают порядковый номер, который наносят краской на огнетушитель, записывают в паспорт огнетушителя и в журнал учета проверки наличия и состояния огнетушителей.
|
|
Размещение огнетушителей. Предпочтительно размещать огнетушители вблизи мест наиболее вероятного возникновения пожара, вдоль путей прохода, а также - около выхода из помещения. Огнетушители не должны препятствовать эвакуации людей во время пожара. Они должны быть хорошо видны и легкодоступны в случае пожара. Расстояние от возможного очага пожара до ближайшего огнетушителя не должно превышать 20 м для общественных зданий и сооружений. Рекомендуется переносные огнетушители устанавливать на подвесных кронштейнах или в специальных шкафах. Огнетушители должны располагаться так, чтобы основные надписи и пиктограммы, показывающие порядок приведения их в действие, были хорошо видны и обращены наружу или в сторону наиболее вероятного подхода к ним. Огнетушители, имеющие полную массу менее 15 кг, должны быть установлены таким образом, чтобы их верх располагался на высоте не более 1,5 м от пола. Они могут устанавливаться на полу, с обязательной фиксацией от возможного падения при случайном воздействии. Расстояние от двери до огнетушителя должно быть таким, чтобы не мешать ее полному открыванию. Огнетушители не должны устанавливаться в таких местах, где значения температуры выходят за температурный диапазон, указанный на огнетушителях.
|
|
Техническое обслуживание включает в себя периодические проверки, осмотры, ремонт, испытания и перезарядку огнетушителей. Перед введением огнетушителя в эксплуатацию он должен быть подвергнут первоначальной проверке, в процессе которой производят внешний осмотр. В ходе проведения внешнего осмотра необходимо обращать внимание на: наличие вмятин, сколов, глубоких царапин на корпусе, узлах управления, гайках и головке огнетушителя; состояние защитных и лакокрасочных покрытий; наличие четкой и понятной инструкции; наличие опломбированного предохранительного устройства; исправность манометра или индикатора давления и его величину; массу огнетушителя, а также массу ОТВ в огнетушителе; состояние гибкого шланга; состояние ходовой части и надежность крепления корпуса. По результатам проверки делают необходимые отметки в паспорте огнетушителя, ему присваивают порядковый номер, который наносят на огнетушитель и записывают в журнал учета огнетушителей. Ежеквартальная и ежегодная проверка огнетушителя включает в себя внешний осмотр огнетушителя, осмотр места его установки и подходов к нему. Не реже одного раза в 5 лет каждый огнетушитель и баллон с вытесняющим газом должны быть перезаряжены.
Нормы пожарной безопасности НПБ 166-97. «Пожарная техника. Огнетушители. Требования к эксплуатации» рекомендуют для общественных зданий для площади 800 кв. метров использовать: четыре порошковых огнетушителя марки ОП-5 или два ОП-10; четыре ОУ-5. Устройство и применение наружного пожарного водопровода. Наружный пожарный водопровод является источником воды для пожарной техники, подающей воду на цели пожаротушения. Существует порядок расположения постоянных наружных систем водоснабжения (пожарных гидрантов), являющихся муниципальными и ведомственными. Их расстановка должна обеспечивать пожаротушение любого здания не менее, чем от 2 пожарных гидрантов, при длине рукавов не более 200 метров. Гидранты располагаются на расстоянии не более 2,5 метра от проезжей части и не ближе 5 метров от стены здания. Они должны быть проверены, обозначены и иметь свободные пути подъезда. Указательные знаки пожарных гидрантов устанавливаются у места их расположения на видном месте на высоте 2-2,5 м на зданиях и опорах, размещенных не далее 25 м от дороги. Знаки обозначения гидрантов должны соответствовать ГОСТ и быть световыми или флюоресцентными. Не реже 1 раза в 6 месяцев (весной и осенью) пожарные гидранты подлежат техническому осмотру с проверкой на работоспособность пуском воды что регистрируется в журнале.
Устройство и применение внутреннего пожарного водопровода. Для жилых и общественных зданий предусматривается внутренний пожарный водопровод, имеющий в качестве устройств раздачи воды на пожаре – пожарные краны (ПК). Их свободный напор должен обеспечивать получение компактных струй воды высотой, необходимой для тушения пожара в любое время суток в самой высокой и удаленной части здания. Высота и радиус действия компактной струи должны быть не менее 6 м. Внутренний водопровод может быть реализован с насосами-повысителями и без них. Насосы могут управляются дистанционно и вручную. Пожарные краны (ПК) предназначены для отбора и подачи воды к месту пожара. Они укомплектовываются пожарными рукавами диаметром 51 мм и длиной 15 или 20 метров. Пожарные шкафы (ШП) устанавливаются на высоте 1,35 м и кроме ПК, рукава и ствола предполагают установку 2-х огнетушителей вместимостью по 10 л. ШП должны быть обозначены, опломбированы, проверены на работоспособность не менее 1раза в 6 месяцев, укомплектованы рукавами, стволами и огнетушителями. За содержание и исправность средств пожаротушения в учреждении должно быть приказом назначено ответственным должностное лицо.
Противопожарные мероприятия при проведении пожароопасных и ремонтных работ. Классификация пожароопасных работ. Пожароопасные работы подразделяются на следующие виды: огневые работы (сварка, резка, пайка металла, работы с паяльными лампами и другие работы с применением открытого огня); окрасочные работы, кровельные работы, другие работы с применением клеев, мастик и полимерных материалов.
Содержание противопожарного режима. Противопожарный режим – это комплекс установленных норм поведения людей, правил выполнения работ и эксплуатации объекта, направленных на обеспечение его пожарной безопасности. Предполагает: Режимные требования к содержанию территории: к планировке территории, дорогам, въездам и проездам и размещению инженерных сетей.Режимные требования к содержанию зданий и помещений сводятся к обеспечению следующих возможностей: своевременной эвакуации людей независимо от любых обстоятельств; спасения людей;доступа пожарным к очагу пожара; работоспособности средств противопожарной защиты здания;сохранения конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений проекта;применения конструкций и материалов в соответствии с нормами.
Обучение мерам пожарной безопасности в учреждении образования организуется и проводится по общим правилам обучения работающих по охране труда.Основными видами обучения персонала мерам пожарной безопасности являются:
1. Противопожарный инструктаж;
2. Занятия по пожарно-техническому минимуму;
3. Проведение противопожарных тренировок;
4. Повышение квалификации целевого назначения.
Порядок обучения по курсу пожарно-технического минимума. Сроки проведения пожарно-технического минимума должны составлять: н е реже 1 раза в год с газоэлектросварщиками и другими категориями персонала, выполняющего пожароопасные работы; н е реже 1 раза в 3 года для других категорий персонала.Занятия должны проводиться на базе курсов, имеющих лицензию по специальной программе, непосредственно на участках и рабочих местах. Обучаемые должны сдать зачет комиссии из 3 человек, что оформляется протоколом и регистрируется в журнале производственного обучения.Лица, прошедшие обучение, получают удостоверения установленного образца, а не прошедшие обучение – к работе не допускаются.
Организация инструктажей мерам пожарной безопасности проводится по общим правилам организации обучения работающих безопасности труда на основании требований ГОСТ 12.0.004. Виды противопожарного инструктажа: а) вводный инструктаж;б) первичный инструктаж на рабочем месте;в) повторный инструктаж;г) внеплановый инструктаж;д) целевой инструктаж;е) целевой инструктаж с собственниками имущества и работниками подрядных организаций.Регистрация инструктажей: в документе о приеме на работу; в журнале регистрации вводного инструктажа; в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте; в личной карточка инструктажа.
Вводный инструктаж проводится:со всеми вновь принимаемыми на работу независимо от их образования и стажа работы; с временными работниками и командированными; учащимися и студентами, прибывшими на производственную практику; учащимися в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ. Проводит инженер по охране труда или другое назначенное лицо, раскрывая вопросы: инструкция по ПБ; основные причины пожаров и взрывов; ПСП и правила пользования ими; действия персонала при возникновении пожара.
Первичный инструктаж на рабочем месте проводится до начала исполнения обязанностей: с работником принятым на работу или выполняющим новую работу; с работниками подрядных организаций; со студентами и учащимися, прибывшими на производственную практику.
Программа инструктажа разрабатывается в учреждении и включает вопросы: меры предупреждения пожара; обязанности при возникновении пожара; способы применения имеющихся средств пожаротушения, сигнализации и места их расположения.
Повторный, внеплановый и целевой инструктажи проходят все лица, независимо от квалификации, образования и стажа не реже одного раза в полугодие или год (по согласованию с профкомом) по программе первичного инструктажа на рабочем месте.
Внеплановый инструктаж проводят: при введении новых инструкций по охране труда; при изменении условий труда или технологий; при нарушении правил пожарной безопасности; по требованию ГПС
Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ не связанных с прямыми обязанностями по специальности. Все указанные инструктажи проводит непосредственный руководитель работ, о чем делается запись в журнале регистрации инструктажа.
Аварии на гидродинамически опасном объекте (ГОО)
Гидродинамически опасный объект (ГОО) – сооружение или естественное образование, создающее разницу уровней воды до и после него. К ним относят гидротехнические сооружения напорного типа и естественные плотины. Особенностью таких сооружений является образование волны прорыва при разрушении. Верхний бьеф – верхний уровень воды и занимаемое им пространство. Нижний бьеф – нижний уровень воды. Гидротехнические сооружения – это объекты, создаваемые с целью использования кинетической энергии воды (ГЭС), охлаждения технологических процессов, мелиорации, защиты прибрежных территорий (дамбы), водозабора воды для водоснабжения, орошения, рыбозащиты, регулирования уровня воды, обеспечения деятельности морских и речных портов, для судоходства (шлюзы). Гидротехнические сооружения напорного типа – это плотины, создающие подъем и, следовательно, напор воды, который затем используется для вращения каких-либо механизмов: турбин, лопастей мельницы. Здесь следует различать три термина; запруда, плотина, гидроузел. Запруда обычно создает подъем воды, но не имеет стока или он весьма ограничен. Плотина – сооружение, тоже создающее напор воды, но почти с постоянным ее истоком. Гидроузел – система сооружений и водохранилища, связанные единым режимом водоперетока. В горных районах в результате землетрясений, обвалов, оползней образуются естественные плотины (запруды), которые почти всегда представляют опасность для нижерасположенных населенных пунктов, объектов промышленности и сельского хозяйства.
Весьма опасно разрушение плотин. В таких случаях вода с большой высоты и с огромной скоростью устремляется в нижний бьеф, заливая вес на своем пути. Так, в июле 1994 г. ливневые дожди привели повторно, как и в 1993 г., к переполнению Киселевского водохранилища в Свердловской области и прорыву временной переливной перемычки. Второй год подряд около 250 домов и 12 промышленных предприятий г. Серова оказались в зоне затопления. К спасательным работам пришлось привлекать значительные силы.
В таких случаях действуют два фактора: волна прорыва и зона затопления, каждый из которых имеет свою характеристику и для людей представляет опасность. Прорывы могут произойти из-за воздействия сил природы: землетрясений, урагана, обвала, оползня, конструктивных дефектов, нарушения правил эксплуатации, воздействия паводков, разрушения основания, недостаточности водосборов, а в военное время – в результате воздействия средств поражения. При прорыве в плотине или другом сооружении образуется проран, от размеров которого зависят объем, скорость падения воды и параметры волны прорыва – основного поражающего фактора этого вида аварий. Волна прорыва образуется при одновременном наложении двух процессов: падения воды из водохранилища в нижний бьеф, порождающего волну, и резкого увеличения объема воды в месте падения, что вызывает подъем и переток в низинные места. Действие волны прорыва на объекты подобно ударной волне воздушного ядерного взрыва, но отличается от него в первую очередь тем, что главным воздействующим телом (фактором) здесь является вода.
Прорыв плотин приводит к затоплению местности и всего того, что на ней находится. Поэтому строить жилые и производственные здания в этой зоне запрещено. Однако местные власти Республики Башкортостан, Воронежской, Ростовской и Рязанской областей пренебрегают этим требованием, заведомо подвергая опасности людей. Волна прорыва в своем движении вдоль русла реки непрерывно изменяет высоту, скорость движения, ширину и другие параметры. Поэтому она имеет зоны подъема и зоны спада. Передняя часть движущейся массы воды называется фронтом волны прорыва. Она может быть очень крутой {вблизи прорана) и относительно пологой – на значительном удалении от него. Вслед за фронтом волны прорыва высота воды начинает интенсивно увеличиваться, достигая через некоторый промежуток времени максимума, превышающего высоту берегов реки, в результате чего и начинается затопление.
После прекращения подъема уровней по всей ширине потока наступает более или менее длительный период движения, близкий к установившемуся. Он будет тем длительнее, чем больше объем водохранилища – пока оттуда вытечет вся вода. Последней фазой образования зоны затопления является спад уровней. После прохождения волны прорыва остается переувлажненная пойма и сильно деформированное русло реки. Разрушительное действие волны прорыва заключается главным образом в движении больших масс воды с высокой скоростью и таранного действия всего того, что перемещается вместе с водой (камни, доски, бревна, различные конструкции). Высота и скорость волны прорыва зависят от гидрологических и топографических условий реки. Например, для равнинных районов скорость волны прорыва колеблется от 3 до 25 км/ч, а в горных и предгорных местах достигает до 100 км/ч. Лесистые участки замедляют скорость и уменьшают высоту волны. При прорыве плотин значительные участки местности через 15-30 мин обычно оказываются затопленными слоем воды толщиной от 0,5 до 10 м и более. Время, в течение которого территория может находиться под водой, колеблется от нескольких часов до нескольких суток. В случае прорыва немедленно используются все средства оповещения: сирены, радио, телевидение, телефон и средства громкоговорящей связи.
Аварии на транспорте и коммунально-энергетических сетях. Об авариях на транспорте можно говорить много и долго. На сегодня любой вид транспорта представляет потенциальную опасность. Технический прогресс одновременно с комфортом и скоростью передвижения принес и значительную степень тревоги.Безопасность перевозок грузов и населения на железнодорожном транспорте определяется состоянием путевого и вагонного хозяйства. Однако потребность железных дорог в новых рельсах удовлетворяется сегодня только на 80-85%. В результате протяженность путей с рельсами, выработавшими ресурс, превысила 20 тыс. км или 16,3% от их общей протяженности. Количество дефектных рельсов из-за их бокового износа увеличилось до 12,5 тыс.км, пришедших в негодность деревянных шпал до 24,3 млн штук или 13,2% от их общего числа. У 30% вагонов-цистерн в ближайшее время истекают нормативные сроки эксплуатации. Все это послужило причиной тому, что значительно увеличилось количество аварийных происшествий и ситуаций.
На железнодорожном транспорте, кроме этого, причинами аварий и катастроф являются неисправности средств сигнализации, централизации и блокировки, ошибки диспетчеров, невнимательность и халатность машинистов. Чаще всего происходит сход подвижного состава с рельсов, столкновения, наезды на препятствия на переездах, пожары и взрывы непосредственно в вагонах. Не исключаются размывы железнодорожных путей, обвалы, оползни, наводнения. При перевозке опасных грузов, таких как газы, легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, ядовитые и радиоактивные вещества, происходят взрывы, пожары. Ликвидировать такие аварии очень сложно. Крушением века называют столкновение сразу трех поездов 22 декабря 1990 г. в 2 ч. 10 мин на небольшой и тихой станции Ельниково Южной дороги. Скорый поезд, следовавший со скоростью 90 км/ч, столкнулся с лежащим на стрелке товарным вагоном, затем протаранил несколько цистерн с изопетановой фракцией. Из многих забили факелы огня. В это время мимо полыхающих цистерн проходил третий поезд. Горящая жидкость теперь хлестала по ним, пока они проходили мимо. Вагоны катились в коридоре бушующего пламени. Сгорели полностью 7 вагонов. Не обошлось и без жертв. А произошло все это из-за преступной халатности в исполнении служебных обязанностей электромеханика дистанции, дежурного по станции и ряда других лиц, от низкого знания обслуживающих устройств, отсутствия ответственности и недопонимания важности выполняемых работ.
На автомобильном транспорте одной из основных проблем стало обеспечение безопасности движения. За последние 5 лет в России в дорожно-транспортных происшествиях пострадали 1, 2 миллиона человек, из которых 182 тысячи погибли, многие стали инвалидами, Только за один 2005 г. в 167 тысячах аварий и катастроф на дорогах Росси погибли 32 791 человек. Около 75% все дорожно-транспортных происшествий происходит из-за нарушения водителями Правил дорожного движения. Причем треть ДТП – следствие плохой подготовки водителей. Они либо но имеют права на управление транспортным средством соответствующей категории, либо вообще водительские удостоверения покупаются. Наиболее опасным видом нарушений по-прежнему остается превышение скорости, выезд на полосу встречного движения, управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Несмотря на принимаемые меры, количество аварий и катастроф не уменьшается. К тяжелым последствиям приводят разрушения отдельных конструкций самолета, отказ двигателя, нарушение работы систем управления, электропитания, связи, пилотирования, недостаток топлива, перебои в жизнеобеспечении экипажа и пассажиров.
На водном транспорте большинство крупных аварий и катастроф происходят под воздействием ураганов, штормов, туманов, льдов, а также по вине людей — капитанов, лоцманов и членов экипажа. Много аварий происходит из-за судов. Половина из них является следствием неумелой эксплуатации. Например, часты столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение грузов и плохое их крепление.
Аварии на коммунально-энергетических сетях в нашей жизни стали обыденным явлением. Что там авария теплосети или электросети в отдельном доме, предприятии. Теперь замерзают целые города. Так, в 2007 г. был полностью обесточен весь жилой массив Петропавловска-Камчатского. Из-за отсутствия топлива на ТЭЦ без света и тепла люди сидели в своих квартирах почти сутки. А в городе пятый день продолжалась пурга со шквальным ветром. Подачу электроэнергии возобновили, но с перерывами.
24 ноября 1995 г. из-за сильного пожара в подземном коллекторе на Чертановской улице в Москве выгорело 150 кабелей, были отключены электричество и тепло в домах. Замолчали телефоны у 20 тысяч абонентов. Тепло и электричество вскоре подключили. А вот с телефонами пришлось заниматься долго. Ущерб оценивается многими миллиардами рублей.
Примеров таких можно привести бесчисленное множество. Все упирается в умение вести хозяйство, в обязательное чувство ответственности руководителей всех рангов и выполнение требований (мероприятий) по повышению устойчивости работы объектов в экстремальных ситуациях, то есть добиваться того, чтобы коммунально-энергетические сети были способны работать при разрушении отдельных элементов.
Водоснабжение. Наиболее часты аварии на разводящих сетях, насосных станциях, напорных башнях. Водозаборы, очистные сооружения, резервуары с чистой водой повреждаются реже. Подача воды прекращается не только из-за аварии непосредственно на каком- либо трубопроводе, но и при отключении электроэнергии, а резервный источник, как правило, отсутствует. Устойчивость работы системы водоснабжения заключается в том, чтобы в любых условиях обеспечить подачу необходимого количества воды. Для этого следует оборудовать определенное количество отключающих и переключающих устройств, обеспечивающих подачу воды в любой трубопровод, минуя поврежденный.
Канализация. Чаще всего аварии происходят на коллекторах, канализационных сетях. При их разрушении фекальные воды попадают в водопровод, что приводит к различным инфекционным и другим заболеваниям. А при авариях на станциях перекачки происходит переполнение резервуара сточной жидкостью, подъем ее уровня и излив наружу. Чтобы не затоплялась окружающая территория, нужно предусмотреть устройство каналов для сброса стоков из сети в пониженные участки местности. Они должны быть выбраны заранее и согласованы с органами санитарного надзора и рыбоохраны. На канализационных станциях перекачки сточных вод очень важно иметь свой резервный электроагрегат или передвижную электростанцию, которые обеспечили бы минимальную потребность в электроэнергии.
Газоснабжение. Особую опасность на сегодня представляют разрушения и разрывы на газопроводах, в разводящих сетях жилых домов и промышленных предприятиях. Из-за старения и ветхости, деформации почвы разрывы на трубопроводах стали почти обычным явлением. Начало 2008 г. было отмечено 4 взрывами бытового газа в жилых помещениях со значительными человеческими жертвами.
Электроснабжение. Почти при всех стихийных бедствиях – землетрясениях, наводнениях, оползнях, селях, снежных лавинах, ураганах, бурях, смерчах – страдают воздушные линии электропередачи, реже здания и сооружения трансформаторных станций и распределительных пунктов. При обрыве проводов почти всегда происходят короткие замыкания, а они, в свою очередь, приводят к пожарам. Отсутствие электроснабжения создает массу неприятностей: останавливаются лифты в домах, а в них застревают люди, прекращается подача воды и тепла, нарушается работа предприятий, городского электротранспорта, затрудняется деятельность лечебных учреждений, ломается весь установившийся ритм жизнедеятельности.
Теплоснабжение. Как показывает опыт последних прошедших зим, аварии на теплотрассах, в котельных, на ТЭЦ и разводящих сетях стали настоящим бичом, головной болью многих руководителей. Прорыв любой трассы – большая беда, а случается она, большей частью, в самые морозные дни, когда увеличивается давление и температура воды. А посему аварийные службы, команды спасателей, формирования МЧС и ГО должны находиться в готовности к выполнению задач по ликвидации непредвиденных ситуаций, особенно в зимнее время.
Вопросы для самостоятельной подготовки.
1. Как классифицируются аварии и катастрофы на объектах экономики по характеру явлений?
2. Каковы причины роста аварий и катастроф на объектах экономики?
3. Как классифицируются аварии на химически опасных объектах?
4. На какие типы подразделяются аварии на радиационно-опасных объектах?
5.Какие установлены гигиенические нормативы облучения на территории России?
6. Какими поражающими факторами обладают пожаро- и взрывоопасные явления?
7.Почему в России возрастает смертность людей в дорожно-транспортных происшествиях?