Каковы основные положения учений о социальном прогрессе в философии Просвещения? Подтвердилась ли просветительская трактовка социального прогресса в XX в

Во второй четверти XVIII в. во Франции сформировалось широкое и мощное движение, получившее название Просвещения. Это не было только политическое или философское явление, хотя философия, в особенности материалистическая, играла в нём важную роль. Просвещение объединило всех прогрессивно мыслящих представителей «третьего сословия»: юристов, философов, буржуазию, природоведов. Просветители подвергали критике феодальный порядок и его культуру, требовали установления новых, прогрессивных общественных порядков, выступали в защиту народных масс за их право на образование и культуру. Они верили в человека, его ум и высокое призвание. В этом просветители продолжали гуманистические традиции Возрождения.

Классическим философом французского Просвещения был Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778), который главную задачу своей философии усматривал в развенчании религиозной догматики, которая мешает людям строить счастливую жизнь, культивируя невежество, необразованность, фанатизм, ложь. Вольтер обосновал идею равенства людей, и это равенство понимал как равенство политическое, равенство перед законом и правом. Младшим современником Вольтера был Жан Жак Руссо (1712 – 1778). Центральная проблема творчества Руссо – неравенство между людьми и пути его преодоления.

К материалистическому направлению философии французского Просвещения принадлежат Жюльен Офре де Ламетри (1709 – 1751), Поль Анри Гольбах (1723 – 1789), Клод Адриан Гельвеций (1715 -1771), Дени Дидро (1713 – 1784). Хотя их философские взгляды значительно различались между собой, но в целом в материализме французских мыслителей было много общего. Общие особенности материализма XVIII в. следующие:

1) он был механическим, т.е. все формы движения материи сводились к механической и объяснялись на основе законов механики, которые отвечали тогда духу эпохи Просвещения, поскольку из всех наук наиболее развитой считалась механика;

2) он носил метафизический характер: предметы и явления рассматривались вне их внутренней связи и развития, без учёта внутренних противоречий как источника самодвижения, без постижения непрерывности и скачкообразности развития в их органическом единстве. (Но уже Дени Дидро стремился преодолеть механицизм и метафизичность в понимании развития, утверждая, что и неподвижное в пространстве тело находится в движении, т.е. развивается, изменяется; отстаивал идею самодвижения материи, стараясь объяснить это явление внутренней противоречивостью. Дени Дидро распространял идею непрерывности развития и изменений на всю природу, в частности и на человека, высказал мысль о единстве материи и сознания.);

3) в теории познания французские материалисты были приверженцами сенсуализма.[2] Исходным источником познания они считали чувство, но отдавали должное и работе ума (мышления), подчёркивали их взаимосвязь;

4) французские материалисты большое внимание уделяли критике религии. Анализируя особенности религиозной веры, они делали вывод, что религия не ведёт человека к настоящим истинам, а подчиняет его предрассудкам;

5) в вопросе о возникновении общества французские материалисты склонялись к натурализму, т.е. причину тех или иных общественных явлений искали в окружающем мире, среде и в биологической природе человека. Они развивали также теорию общественного договора и естественного происхождения государства.

Таким образом, французские материалисты вместе с другими философами-просветителями сыграли большую прогрессивную роль в преодолении пережитков феодализма и религиозного клерикализма, в утверждении принципов гуманизма, в решении философских и практических проблем человека и условий его жизни.

Просветительская трактовка социального прогресса в XX в. не подтвердилась. Философия XX в. (неклассическая) сформировалась прежде всего как антитеза классической, как определённое «новое философское мышление». Для неё характерны следующие черты. 1) Современная философия характеризуется наличием разнообразных школ. 2) Большинство современных философских систем имеет антропологический характер; их объединяет одна особенность: наличие общего подхода к определению главной философской проблемы, а именно – проблемы человека. 3) Философия XX столетия отказывается от рационализма, унаследованного от философов эпохи Просвещения, и становится на позиции иррационализма.[3] 4) В ней наблюдалось противоречивое отношение к науке. Появились взгляды, которые получили название сциентизма и антисциентизма. Сциентизм игнорирует существенную черту науки, которая, в частности, отличает её от религии. Антисциентизм утверждает принципиальную ограниченность науки в решении проблем человеческого существования, обращает внимание на отрицательные последствия научно-технического прогресса. 6) В XX в. получила дальнейшее развитие религиозная философия. Попытки религиозного осмысления действительности отличаются от научных методов, имеют свою специфику.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: