Методы научного познания и их классификация (Гадамер Х.Г. «Истина и метод»)

Метод систематизированная совокупность шагов, действий, к-ые необходимо предпринять, чтобы решить определенную задачу или достичь определенной цели.

Методы эмпирического познания Методы теоретического познания  
1. Наблюдение – целенаправленное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств (ощущения, восприятия, представления). 1. Идеализация. Связана с образованием нек-рых абстрактных объектов принципиально не осуществимых в опыте и действ-сти. Н-р, понятия «точка», «бесконечность», «абсолютное твердое тело», «идеальный газ».  
2. Формализация – отображение содержательного знания в знаково-символическом виде. Создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. Рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами), что связано с построением искусственных языков (язык математики, логики, химии и т. п.).  
2. Сравнение – познавательная операция, выявляющая сходство или различие кач-но однородных объектов, т.е. их тождество и различия.  
3. Описание – познавательная операция, состоящая в фиксировании рез-тов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью опред-ных систем обозначения, принятых в науке (схемы, графики, рисунки, таблицы, диаграммы и т. п.).  
3. Моделирование (от лат – образец мира) – метод, при к-ом исследуемый объект (оригинал) замещается другим (модель), специально созданным для его изучения. Виды моделирования: физическое, математическое, логическое, компьютерное, мысленный эк­сперимент ( способ научного мышления, аналогичный структуре материального эксперимента, при помощи к-ого, опираясь на теоретич. знания и эмпирич. данные, конструируя идеальные модели изучаемого объекта и взаимодействующие с ним условия, раскрывается сущность теоретич. проблемы).  
4. Измерение – совок-сть действий, выполняемых при помощи опред-ных ср-в с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.  
5. Эксперимент – активное и целенаправленное вмешат-ство в протекание изучаемого процесса, соотв-ющее изменение объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях. Т.о., объект или воспроизводится искусственно, или ставится в опред-ным образом заданные условия, отвечающие целям исследования. (Пр. политич., экономич. реформы).  
4. Рефлексия – основной метод метатеоретического познания в науке, познание обращенное ученым на самого себя. Здесь подвергаются анализу сами рез-ты. Конечная цель – выявить, насколько обоснованы, точны, истинны полученные рез-ты.  
Общелогические методы познания – присущи как эмпирич., так и теоретич. познанию  
Анализ метод позна­ния, заключающийся в мысленном расчленении вещи, явле­ния или процесса на составляющие элементы с целью позна­ния. Позволяет познавать часть как эле­мент целого. Синтез противоположная мыслительная операция, связанная с объединением выделенных элементов объекта в некоторое целое.  
Индукция метод позна­ния, основанный на умозаключениях от частного к общему, к познанию законов. Научная индукция устанавливает причин­ные связи, основываясь на повторении и взаимосвязи существенных свойств части вещей и явлений опред-ной группы, а от них – к выявлению всеобщих причинных связей. Дедукция метод позна­ния, противоположный индукции, основанный на умозаклю­чениях от общего к частному. Дедуктивные умозаключения предоставляют достоверное знание при условии, что тако­вое содержится в соответствующих посылках.  
Абстрагирование процесс мысленного выделения отд-ных сторон, св-в, ка­ч-в или отношений вещи, явления или процесса с одновременным отвлечением от других их хар-к, к-ые в данном исследовательском контексте не рассматриваются в кач-ве определяющих. Позволяет глубже познать изучаемое явление.  
Экстраполяция – экстенсивное приращение знания путем распространения следствий какой-либо гипотезы с одной сферы явлений на другую.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: