Религия. Министерство Культуры

Министерство Культуры

Московский Государственный Институт Культуры

Факультет социально-культурной деятельности

Дневное отделение

Тема: Что такое религия и что такое философия?

Студентки: гр.03201

Апуневич Полины Игоревны

Преподаватель:

Плетников Андрей Юрьевич

Москва

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. История и значение основных понятий

1.1 Религия……………………………………………………………………4

1.2 Философия………………………………………………………………..8

Глава 2. Взаимодействие религии и философии в

2.1 Религия как определяющий фактор в экономически, политической и культурных сферах…………………………………………………………12

2.2 Значение религии и философии в жизни общества………………….15

Заключение……………………………………………………………………...16

Список литературы……………………………………………………………..17

Введение

Как правило, их считают разными, хотя во многом соприкасающимися друг с другом сферами,

а иногда и прямо противопоставляют друг другу. Задача данной крсовой работы – показать, что это противопоставление скорее является исторически сложившимся заблуждением, чем отражает действительную сущность вещей. Эволюция понятий «религия» и «философия» Существует несколько устойчивых теорий, по которым философию обычно противопоставляют религии: 1. «Религия – догматизм, философия – свободомыслие». 2. «Философия – логичное, дискурсивное мышление, религия – сознательная установка на иррационализм».

3. «Религия – слепая вера, философия – знание». По поводу первых двух теорий следует заметить, что обе они не касаются предмета религии или философии, а говорят лишь об образе религиозного или философского мышления. Что касается первой теории, то здесь допускается та ошибка, которой грешат едва ли не все враги религии – смешение самой религии с той религиозной организацией, которая выступает в качестве носителя данной религии, «монополизирует» её. Свободомыслие здесь определяется почти исключительно «от

противного», как критика учения официальной церкви. Вопрос о допустимости такой критики на самом деле имеет мало отношения к сущности религии, это вопрос почти политический. Если и в религии возможно свободомыслие, не следует тогда и противопоставлять религию и философию по этому признаку. Приверженцам подобной парадигмы следовало бы показать, что сам предмет религии таков, что о нём возможно лишь догматическое мышление.

Глава 1. История и значение основных понятий

Религия

Религия существует много веков, по-видимому, также долго, как существует человечество. Своеобразные религии существовали в древнем мире у египтян, греков, вавилонян, евреев и других народов. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии. Мировыми религиями принято обычно называть те, которые, хотя и зародились в одной этнической среде, перешагнули однако за ее рамки и распространены в настоящее время среди народов разных государств и разных языков. Таких религий известно всего три: христианство, ислам, буддизм. Помимо них продолжают существовать национальные религии, которые сложились в рамках определенных государств и этнических общностей и так и не вышли за эти рамки. Таковы были религии государств древнего Востока и античного мира – египетская, вавилонская, сирийская, финикийская, иранская, греческая, римская и другие. В настоящее время сохранились лишь немногие национальные религии, почти все они в странах Азии: это даосизм и конфуцианство в Китае, синтоизм в Японии, индуизм в Индии, зороастризм среди потомков древних иранцев, иудаизм среди евреев, и некоторые другие.

Религия сопровождала историю всех народов с истоков цивилизации и пронизывала едва ли не все сферы человеческого бытия, проникая в глубины сознания и даже подсознания людей. Религия – особая сторона духовного мира, главный признак

которой – вера в сверхъестественные силы и существа. Религиозная вера

неизменно связана с поклонением святыням, божествам, служением им при помощи особых, верованиями установленных сакральных действий-ритуалов. Религиозная вера и ритуалы составляют органическое единство, без которого не может быть религии. Верования, специфические для каждой религии, составляют их духовное ядро. Все остальное в них – осуществление этого духовного, идеального начала. Для большинства верований характерно многобожие, политеизм, но некоторые, особенно развитые религии, отличает монотеизм. Бог в них выступает как верховное, над миром возвышающееся существо, творец и управитель мироздания.

Идея Бога (или божеств) составляет само средоточие верований.

В учениях великих мировых религий есть черты сходства. Особенно это относится к монотеистическим религиям – иудаизму, христианству, исламу. Едина их мировоззренческая основа и очень близки между собой формы существования. Это устные или письменные сказания, предания, мифы и легенды о божественных силах и существах, изредка чудовищных и звероподобных, чаще человекоподобных.

Религия, которая считает себя саму единственным подленником, оказывается в тупике. Глубины каждой религии едины в истинном, так же, как все люди едины в Боге, но единство религий еще не означает их равенства, равенства всех течений. Во всякой мировой религии есть некое духовное ядро, есть труднодоступная глубина. Это глубинное ядро каждой религии гораздо ближе к глубинному ядру другой мировой религии, чем к своей собственной периферии. И в каждой религии путь открывается только великому личному усилию. Религия является закономерным результатом развития культуры, ее необходимой составной частью на всех этапах развития человечества. Различные вероисповедания аккумулировали в себе достижения мировой культуры и в значительной мере являются хранителями культурного наследия народов и государств. Поэтому люди должны признавать права на существование и равноценность иной мировоззренческой системы, иного типа мышления, иных ценностных установок, проявлять терпимость, уважать взгляды и позиции друг друга и, конечно, отказаться от любых видов силового давления и иных форм воздействия.

Что относится к общеобязательным истинам религии? Первой из них является исповедание духовного, совер­шенного, разумного, личного Начала — Бога, являющегося Источником (Причиной) бытия всего существующего, в том числе человека, и всегда активно присутствующего в мире. Эта идея Бога может иметь очень разнообразные по форме, содержанию и степени ясности выражения в раз­личных религиях: монотеистических (вера в единого Бога),политеистических (вера во многих богов), дуалистических (вера в два божественных начала: доброе и злое), анимис­тических (вера в одухотворенность всего существующего, в наличие души у всех сил и явлений природного мира).

По христианскому учению «Бог есть Любовь» (1 Ин. 4, 8), Он — наш Отец (Мф. 6, 8-9), «мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17,28). Бог есть то изначальное Бытие и Сознание, благодаря которому существуют все формы материального и духовного бытия и сознания во всем их многообразии, познанные и не познанные человеком. Бог есть реально существующий и неизменный, личностный идеал добра, истины и красоты и конечная цель духовных устремлений человека. Этим, в частности, христианство, как и другие религии, принципиально отличается от иных мировоззрений, для которых высший идеал реально не су­ществует, а является лишь плодом человеческих мечтаний, рациональных построений и надежд.

Второй важнейшей истиной религии является убежде­ние в том, что человек принципиально отличается от всех других видов и форм жизни, что он есть не просто сущест­во биологически высшее, но в первую очередь духовное, обладающее не только телом, но и душой, носительницей ума, сердца (органа чувств), воли, самой личности, способ­ной вступать в общение, единение с Богом, с духовным ми­ром. По христианскому учению человек есть образ Божий.

Возможность и необходимость духовного единения че­ловека с Богом предполагает в религии веру в Откровение Бога и необходимость для человека праведной жизни, со­ответствующей догматам и заповедям религии. В христи­анстве такая жизнь называется верой, под которой подра­зумевается не просто убежденность в существовании Бога, но особый духовно-нравственный характер всего строя жизни верующего.

Эта истина религии неразрывно связана с более или менее развитым в отдельных религиях учением о посмерт­ном существовании человека. В христианском Откровении находим большее — учение о всеобщем воскресении и вечной жизни человека (а не одной лишь души), благодаря чему его земная жизнь и деятельность приобретает особен­но ответственный характер и полноценный смысл. «Чело­век, ты живешь один раз, и тебя ожидает вечность. Поэтому избери сейчас, свободно и сознательно, совесть и правду нормой твоей жизни!» — этим утверждением христиан­ское учение особенно резко контрастирует с атеистичес­ким: «Человек, ты живешь один раз, и тебя ожидает вечная смерть!»

Именно в решении вопроса о душе и вечности с наи­большей очевидностью обнаруживается подлинное лицо религии и атеизма, обнаруживается и скрытый лик каждо­го человека, его духовная ориентация: стремится ли он к бессмертной красоте духовного совершенства и вечной жизни, или же предпочитает веру в окончательный и абсо­лютный закон смерти, перед которым одинаково бессмыс­ленны не только все идеалы и все противоборство между добром и злом, истиной и ложью, красотой и безобразием, но и сама жизнь, выбором веры человек свидетельствует о себе, кто он есть и кем хочет стать. Ибо, как справедливо писал один из замечательных русских мыслителей XIX в. И.В. Киреев­ский, «человек — это его вера». И хотя веры — две, исти­на — одна, и об этом не может забыть ни один мыслящий человек.

К существенным признакам религии относится так же вера в бытие мира сверхъестественного, ангелов и демо­нов (бесов), вступая в духовный контакт с которыми (свои­ми честными или, напротив, безнравственными поступка­ми), человек в большой степени определяет свою жизнь. Все религии признают реальность влияния мира духовно­го на деятельность и судьбу человека. Поэтому в высшей степени опасно оказаться единодуховным с силами зла. Последствия этого, временные и вечные, страшны для че­ловека.

Есть еще целый ряд элементов, присущих каждой рели­гии (ее догматическое и нравственное учение, аскетичес­кие принципы, правила жизни и др.); все они органически и логически связаны с указанными основными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: