Анализ качества проектирования, производства и эксплуатации строительной продукции и СМР

Сущность всякого управления заключается в выработке управляющих решений и последующей реализации предусмотренных этими решениями управляющих воздействий на определенный объект управления. Управляющие решения принимаются на основе данных анализа качества продукции и СМР.

Анализ качества продукции и СМР включает выбор методики оценки качества и анализ результатов с последующей разработкой мероприятий по улучшению качества строительства. Существует множество показателей качества строительной продукции на всех этапах его формирования. Рекомендуемые показатели анализа качества проектирования, производства и эксплуатации продукции и СМР приведены ниже. К ним относятся:

– обобщенный показатель качества.

– коэффициент качества отдельного вида СМР или конструктивного элемента.

– оценка качества эксплуатации жилого дома по единичным показателям, комплексным и итоговому показателю;

– определяющий показатель качества.

1. Обобщенный показатель качества.

Пример расчета обобщенного показателя качества.

Рассмотрим применение обобщенного показателя качества на примере оценки качества конструкций (панелей) при возведении жилого дома. Допустим, что принято решение оценивать качество конструкций по приведенной в таблице совокупности свойств, показатели которых выражаются в баллах.

Каждый показатель может иметь один из четырех видов баллов:

отлично – 3; хорошо – 2; удовлетворительно – 1; неудовлетворительно – 0.

Экспертами для каждого показателя устанавливается коэффициент весомости согласно таблице 10.4.

Таблица 10.4

Результаты оценки свойств конструкции

Свойства (потребительские характеристики) Коэффициент весомости Средние результаты оценки
Теплостойкость   2,5
Несущая способность панелей   2,8
Санитарная безопасность    
Непроникновение влаги в изоляционные конструкции   1,8
Декоративная отделка   1,3

Обобщенный показатель качества конструкций рассчитывают следующим образом: эксперты оценивают в баллах каждый показатель, затем средние результаты оценки умножают на коэффициенты весомости и произведения суммируют. Если, например, средние результаты оценки экспертов такие, как в последней колонке таблицы, то обобщенный показатель (в баллах) будет равен:

ОПК = 5 · 2,5 + 4 · 2,8 + 3 · 2 + 2 · 1,8 + 1 · 1,3 = 34,6

Необходимо осторожно пользоваться обобщенным показателем качества продукции, не допуская перекрытия одними единичными показателями существенных недостатков продукции, которые характеризуются другими единичными показателями. Если хотя бы один единичный показатель будет равен нулю (оценка «неудовлетворительно»), то обобщенный показатель следует принимать равным нулю, т.е. качество продукции должно признаваться неудовлетворительным.

2. Коэффициент качества отдельного вида СМР или конструктивного элемента

Коэффициент качества представляет собой среднестатистический показатель количественной оценки соблюдения требований СНиП, проектов, стандартов. Коэффициент качества рекомендуется рассчитывать на стадиях проектирования и производства продукции и СМР.

Коэффициент определяется по формуле 10.6:

Ккi = Mi / Ni (10.6)

где: Ккi – коэффициент качества контролируемого параметра;

Mi – число замеров контролируемого параметра, при которых не обнаружены дефекты;

Ni – общее число замеров, осуществляемых при обследовании контролируемого параметра.

Значения коэффициента качества могут изменять от 0 (дефекты обнаружены при всех замерах) до 1 (дефекты полностью отсутствуют).

0 £ Кк £ 1

Коэффициент качества по виду работ или конструктивному элементу рассчитывается как среднеарифметическое значение по всем контролируемым параметрам:

n

Кк = (Кк1 + Кк2 + Кк3 +….Ккn) / n = ∑Ккi / n (10.7)

i=1

где: Кк – коэффициент качества отдельного вида работ (конструктивного элемента);

n – число контролируемых параметров.

Пример определения коэффициента качества отдельного вида СМР.

Вид СМР – монтаж плит перекрытий.

Таблица 10.5

Результаты замеров дефектов на конструктивный элемент

№ п/п Контролируемые параметры Количество и объем измерений Значи- мость дефекта Количество измерений Ккi
соответ- ствует несоот- ветствует
1. Соответствие материалов требованиям проекта, ГОСТ Наличие значимый     0,9
2. Освидетельствование скрытых работ (сварка, замоноличивание швов) Наличие значимый   -  
3. Геодезическая съемка Этаж значимый   -  
4. Толщина слоя раствора под плитами Каждая плита малозначимый     0,7
5. Глубина опирания плит Каждая плита критический   -  
6. Разность отметок лицевых поверхностей двух плит в шве при их длине до 4 м Каждая плита значимый     0,8
7. Отклонение симметричности Каждая плита значимый     0,7

∑Ккi = 0,9 + 1 + 1 + 0,7 + 1 + 0,8 + 0,7 = 6,1

Кк = 6,1 / 7 = 0,87

Коэффициент качества монтажа плит перекрытий равен 0,87.

Перечень возможных причин нарушений нормативных требований и возникновения несоответствий:

– неудовлетворительное состояние технической документации;

– неукомплектованность проектно-сметной документации (отсутствие ПОС, ППР);

– низкое качество ПСД;

– нарушение установленной в ППР технологии;

– отсутствие технологических карт, схем операционного контроля;

– отсутствие необходимой техники;

– высокий моральный и физический износ техники;

– низкое качество применяемых материалов и изделий;

– отсутствие входного контроля;

– нарушение правил транспортировки и складирования материалов и конструкций;

– недостаточный лабораторный контроль;

– низкое качество труда;

– недостаточный инспекционный контроль;

– недостаточная квалификация персонала и пр.

3. Оценка качества эксплуатации жилого дома по единичным показателям, комплексным и итоговому показателю.

Оценку качества эксплуатации жилых домов рекомендуется осуществлять на основе единичных и комплексных показателей, а также итогового показателя по направлениям деятельности обслуживающей организации.

Пример расчета показателей качества эксплуатации жилого дома.

Перечень единичных и комплексных показателей оценка качества эксплуатации приведен в таблице 10.6. Оценка единичных показателей качества осуществляется по 5-балльной системе.

В качестве комплексных показателей рекомендуется рассчитывать показатели: техническое обслуживание, санитарное содержание домовладений, выполнение текущего ремонта, состояние внешнего благоустройства, работа лифтов. Перечисленные в табл. 11.6 единичные и комплексные показатели качества эксплуатации жилого дома, в настоящее время, рекомендуются Жилищными комитетами для применения в работе жилищно-эксплуатационных предприятий.

Таблица 10.6

Единичные показатели качества эксплуатации жилого дома

№№ Показатели качества Единица измерения Оценка по 5-ти бальной системе Весомость единичного показателя
         
1. Техническое обслуживание              
1.1 Соблюдение установленных сроков исполнения заявок граждан % заявок, удовлетворенных в срок   99-100 95-99 90-95 80-90  
1.2 Обеспечение бесперебойной работы систем инженерного оборудования зданий срок ликвидации (час.) до 10 до15 до 20 до 24 свыше 24  
1.3 Сокращение числа обращений по отношению к соответствующему периоду прошлого периода в расчете на 1000 чел. % 30 и более 15-30 10-15 5-10 менее 5  
1.4 Наличие повторных обращений шт.   1-5 6-10 свыше -  
1.5 Надлежащее техническое состояние подвальных помещений % соответствия   97-100 90-97 85-90 80-85  
1.6 Закрытие чердачных и подвальных помещений % соответствия   97-100 90-97 85-90 80-85  
  Итого:              
2. Санитарное содержание домовладений              
2.1 Санитарное содержание придомовой территории % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
2.2 Санитарное содержание лестниц % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
2.3 Санитарное содержание мусоропроводов % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
2.4 Состояние придомового газона % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
  Итого:              
3. Выполнение текущего ремонта              
3.1 Соблюдение графика выхода домов из ремонта % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
3.2 Оценка качества ремонта домов балл            
3.3 Выполнение плана текущего ремонта % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
  Итого:              
4. Состояние внешнего благоустройства              
4.1 Надлежащее состояние дверей % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
4.2 Надлежащее состояние окон % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
4.3 Надлежащее состояние водосточных труб % соответствия   95-100 80-95 70-80 60-70  
  Итого:              
5. Работа лифтов              
5.1 Наличие неработающих лифтов, сверх нормативного срока (72 час.) без учета плановых остановок % лифтов в простое   до 0,005 до 0,01 - -  
  Итого:              

Весомость единичных и комплексных показателей рекомендуется определять путем экспертного опроса жильцов жилого дома.

Предположим, по результатам экспертного опроса, весомость комплексных показателей следующая:

техническое обслуживание – 30

санитарное содержание домовладений – 25

выполнение текущего ремонта – 20

состояние внешнего благоустройства – 10

работа лифтов – 15

Рекомендации по расчету итоговой оценки качества эксплуатации жилого дома приведены ниже.

1. При расчете единичных показателей оценки качества эксплуатации жилого дома, установленный балл умножается на вес показателя. Балл устанавливается в соответствии со шкалой выполнения единичных показателей.

2. При расчете комплексной оценки качества эксплуатационных услуг, итоги по единичным показателям суммируются, и сумма делится на 100.

3. При расчете итогового показателя качества эксплуатации дома, установленный балл по комплексному показателю умножается на вес показателя, итоги суммируются и сумма делится на 100.

Результаты расчетов представлены в табл. 10.7. Оценка качества по единичным показателям заносится из таблицы 10.6.

Таблица 10.7

Показатели оценки качества эксплуатации жилого дома

№№ Показатели качества Оценка качества по единичным показателям (баллы) Весомость единичного показателя Суммарная оценка качества по единичным показателям Оценка качества по комплексному показателю
1. Техническое обслуживание        
1.1 Соблюдение установленных сроков исполнения заявок граждан        
1.2 Обеспечение бесперебойной работы систем инженерного оборудования зданий        
1.3 Сокращение числа обращений по отношению к соответствующему периоду прошлого периода в расчете на 1000 чел.        
1.4 Наличие повторных обращений        
1.5 Надлежащее техническое состояние подвальных помещений        
1.6 Закрытие чердачных и подвальных помещений        
  Итого:       3,75
2. Санитарное содержание домовладений        
2.1 Санитарное содержание придомовой территории        
2.2 Санитарное содержание лестниц        
2.3 Санитарное содержание мусоропроводов        
2.4 Состояние придомового газона        
  Итого:       3,6
3. Выполнение текущего ремонта        
3.1 Соблюдение графика выхода домов из ремонта        
3.2 Оценка качества ремонта домов        
3.3 Выполнение плана текущего ремонта        
  Итого:       4,5
4. Состояние внешнего благоустройства        
4.1 Надлежащее состояние дверей        
4.2 Надлежащее состояние окон        
4.3 Надлежащее состояние водосточных труб        
  Итого:       4,2
5. Работа лифтов        
5.1 Наличие неработающих лифтов, сверх нормативного срока (72 час.) без учета плановых остановок        
  Итого:        

Результаты расчета итоговой оценки качества эксплуатации приведены в табл. 10.8

Таблица 10.8

Итоговая оценка качества эксплуатации

Показатели Оценка качества по комплексному показателю Весомость комплексного показателя Итоговый показатель качества
Техническое обслуживание 3,75   112,5
Санитарное содержание домовладений 3,6    
Выполнение текущего ремонта 4,5    
Состояние внешнего благоустройства 4,2    
Работа лифтов 5,0    
Итоговый показатель качества эксплуатации     4,1

Таким образом, по результатам расчетов, итоговый показатель качества эксплуатации жилого дома равен 4,1 балла.

4. Определяющий показатель качества.

Определяющий показатель качества – показатель качества продукции, по которому принимают решение оценивать ее качество [12]. Оценивать качество по данному показателю рекомендуется на стадии эксплуатации продукции.

Определяющий показатель качества продукции, произведенной строительной организацией и реализованной потребителю, определяется отношением суммарной стоимости забракованной продукции, штрафов, уплаченных организацией за дефектную продукцию, и затрат на исправление брака к стоимости, фактически реализованной продукции.

Определяющий показатель качества вычисляется по формуле 10.8:

ОПК=[(Сзабршиспр.бр) / Сф] * 100% (10.8)

где Сзабр – стоимость окончательно забракованной продукции, руб.;

Сш – штрафы, уплаченные потребителю за дефектную продукцию, руб.;

Сиспр.бр – расходы на исправление забракованной продукции у потребителя, если она относится к исправимому браку, включая стоимость гарантийного ремонта, руб.;

Сф – стоимость фактически реализованной продукции, руб.

Данный показатель должен стремиться к нулю.

Мы привели лишь несколько показателей оценки качества строительной продукции и СМР на стадиях проектирования, производства и эксплуатации.

В завершении хотелось бы отметить, что особенности строительства, как вида экономической деятельности, существенно влияют на управление качеством строительной продукции. В строительстве, в связи с перспективой отмены лицензирования, все чаще речь идет о необходимости внедрения систем менеджмента качества (СМК).

Системы менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9000, благодаря присущей им универсальности, прочно заняли лидирующее положение в мире и занимают его в России. В стандартах ИСО изложены известные и используемые десятки лет принципы управления, однако реализовать требования стандарта на практике, в условиях функционирования каждого отдельного предприятия, далеко не просто. Внедрение систем качества следует относить к категории инвестиций не дорогой, но достаточно трудоемкой в реализации.

Существует ряд моментов, ограничивающих внедрение СМК на основе ИСО 9000 в строительстве:

1. Консервативность стандартов. Организации должны задокументировать весь процесс производства продукции и выполнять четко то, что задокументировано. Если данный принцип нарушится, то система менеджмента качества теряет свою приспособленность к аудиту, ибо аудиторы могут фактически проверять лишь документы и их соответствие реальным процедурам документирования.

2. Требования СМК являются общими к организациям всех видов деятельности и не всегда учитывают особенности строительства. К особенностям современного строительства относится наличие большого числа малых предприятий. Так, в 2006 г. количество малых предприятий в строительстве составило 117,1 тыс., при общем количестве организаций – 351,8 тыс. Таким организациям не по силам ведение в полном объеме документации, относящейся к системам качества. Кроме того, отечественные строительные организации долгое время руководились извне, вышестоящими органами. В силу этого их управленческие традиции и внутренний документооборот были ориентированы преимущественно на отчетность перед контрольными и вышестоящими управляющими органами, а не на внутренние потребности управления организацией. Поэтому документирование действий, выполняемых в системах качества, создает определенные трудности, особенно для малых предприятий.

3. Практика применения ГОСТ Р ИСО 9001–2001 в строительстве показывает что данный стандарт, при всех его достоинствах и универсальности, все-таки еще не очень хорошо отражает специфику строительства вообще, а российского в особенности. Вероятно, дело в том, что стандарт ориентирован в первую очередь на совершенствование управления крупной организацией в промышленности, тогда как в строительстве качество обеспечивается преимущественно на уровне управления производственными процессами.

Учитывая, что управление качеством есть часть менеджмента качества, строительным организациям, прежде чем внедрять СМК, необходимо наладить процесс управления качеством на всех этапах его формирования, затем внедрять систему обеспечения качеством, которая является подготовительным, этапом для «выращивания» в строительных организациях СМК по ГОСТ Р ИСО 9001-2001. В связи с этими обстоятельствами специалистами ФГУ «ФЦС» был подготовлен стандарт организации СТО ФЦС 06-2004 «Системы обеспечения качества в строительных организациях». Необходимо заметить, что система обеспечения качества по СТО ФЦС 06-2004 вполне самостоятельна и может работать неограниченно долго, пока это устраивает строительную организацию и ее заказчиков. Если же организация вознамерится создать систему менеджмента качества по ГОСТ Р ИСО 9001-2001, то это будет несложно сделать, развивая систему обеспечения качества по СТО ФЦС 06-2004.

Контрольные вопросы.

1. Какие функции управления входят в цикл PDCA?

2. На каких стадиях формируется качество строительной продукции?

3. Каких исполнителей контроля качества в строительстве Вы знаете?

4. Какие факторы обеспечивают качество продукции на стадии строительства?

5. Охарактеризуйте понятия «нормирование качества» и «нормирование требований к качеству».

6. Какие классификационные признаки контроля качества продукции обычно выделяют?

7. Какие виды контроля по организационному признаку Вы знаете?

8. Какая конечная цель контроля качества в строительстве?

13. Назовите рекомендуемые показатели анализа качества проектирования, производства и эксплуатации продукции и СМР.

14. Что такое определяющий показатель качества продукции и как он рассчитывается?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: