Анализ обновления продукции

Важной характеристикой деятельности предприятия по поддержанию конкурентоспособности продукции является ее обновление. Основными направлениями анализа обновления продукции являются:

Ø анализ общего уровня обновления продукции и его темпов;

Ø анализ новизны продукции;

Ø анализ сменяемости продукции.

Общий уровень обновления продукции измеряется долей новой и модернизированной продукции в общем объеме продукции в действующих ценах. К новой продукции относят опытные образцы, обеспечивающие обновление продукции в будущем, изделия установочной партии и изделия первой промышленной партии. Новая продукция базируется на принципиально иной конструкционной основе или других принципах действия. Различают 3 степени
новизны:

1. Принципиально новая продукция, не имеющая аналогов в мировой практике.

2. Продукция, впервые осваиваемая в РФ, имеющая зарубежные аналоги.

3. Продукция новая для предприятия-изготовителя, имеющая отечественные аналоги.

Модернизированная продукция включает изделия с улучшенными технико-экономическими показателями, измененной материальной основой или
дизайном.

Показатель общего уровня обновления продукции отчетного года сравнивается с уровнем предыдущего года.

Также анализируется структура новой продукции по степени ее новизны и по стадиям обновления. При оценке новизны продукции необходимо учитывать увеличение доли новой продукции, не имеющей аналогов в мировой практике и доли продукции, впервые осваиваемой в РФ, имеющей зарубежные аналоги. Однако более высокий удельный вес новой продукции, имеющей отечественные аналоги, в объеме новой продукции свидетельствует об увеличении объема новой продукции за счет уже известных в РФ научно-технических
достижений.

Для анализа сменяемости продукции определяются следующие
показатели:

Ø Коэффициент опережения доли вновь освоенных изделий над долей снятых с производства (Коп):

.

Доля вновь освоенных изделий и снятых с производства могут рассчитываться как по числу наименований продукции, так и по объему их производства в стоимостном выражении.

Коэффициент опережения, рассчитанный по числу наименований продукции, характеризует расширение (Коп > 1,0) или сокращение (Коп < 1,0) номенклатуры выпускаемой продукции.

Ø Средний возраст выпускаемой продукции. Средний возраст выпускаемой продукции определяется как средневзвешенная величина, и анализ этого показателя ведется в динамике за ряд лет.

Контрольные вопросы

1. Какова взаимосвязь объема производства и объема продаж?

2. Какие формы статистической и бухгалтерской отчетности используются для анализа объема производства и продаж продукции?

3. Какие показателей объема производства и продаж Вы знаете?

4. Какие показатели используются для анализа формирования и выполнения производственной программы?

5. С помощью каких показателей проводится анализ производства и реализации продукции?

6. Для чего необходимо сопоставление динамики производства и реализации продукции?

7. Как производится оценка влияния различных факторов на объем
продукции?

8. Что такое номенклатура и ассортимент продукции?

9. Как проводится анализ ассортимента продукции?

10. Какие коэффициенты используются для анализа структуры продукции?

11. Что такое качество продукции? Какие показатели качества существуют?

12. Каким образом проводится анализ качества произведенной продукции?

13. Почему показатели ритмичности распределяются на прямые и косвенные?

14. Как проводится анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции?

15. Какие показатели конкурентоспособности продукции существуют?

16. Каким образом проводится анализ обновления продукции?

Задание по главе

Проведите приведенные ниже экономические анализы и заполните таблицы, используя данные Приложения.


1. Провести анализ динамики производства и продажи продукции.

Анализ динамики выпуска и продажи продукции

Год Объем производства в текущих ценах Индекс цен Объем производства в ценах базисного года Темпы роста выпуска продукции Объем продаж в текущих ценах Объем продаж в ценах базисного года. Темпы роста продажи продукции
               
               

2. Оценить выполнение плана по ассортименту продукции.

Анализ выполнения плана по ассортименту продукции

  Продукция Объем производства продукции Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту
план факт
         
         
         
         
         
Итого        

3. Провести анализ ритмичности выпуска продукции по кварталам.

Ритмичность выпуска продукции по кварталам

Квартал Выпуск продукции Удельный вес Выполнение плана, коэффициент
план факт план факт
I          
II          
III          
IV          
Итого          

4. Определить факторы и размер их влияния на изменение объема продаж. Расчет производится балансовым методом, способом цепных подстановок.

Факторный анализ объема продаж

Показатели Прошлый год Отчетный год Отклонение Размер влияния факторов
Остатки готовой продукции на начало года        
Выпуск товарной продукции        
Остатки готовой продукции на конец года        
Объем продаж        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: