double arrow
Содержание дисциплины

Наименование модуля дисциплины Содержание модуля Ожидаемый результат (участие в формировании компетенций с указанием кода)
1. СМ-1. Философия культуры   Тема 1. Предмет и задачи культурологии. Культурология как социальная наука. Структура культурологического знания. Философия культуры, наличие различных философских обоснований культуры. Культурология как общая теория культуры. Основные категории и понятия культурологии. Структура культурологии как общей теории культуры. Методологические и теоретические задачи культурологии. Гуманитарные и социальные направления в культурологии. Культурологическая теория и ее структура. Культурологический текст и его интерпретация в гуманитарных направлениях культурологии. Направленность на изучение общественного субъекта и его поведения в социальных направлениях культурологии. Фундаментальный и прикладной уровни куль­турологического знания. Культурологические наблюдение, описание, анализ и эксперимент. Анализ культурных явлений и процессов. Связь культурологии с другими науками — философией, эстетикой, антропологией, этнографией, социологией, историей, демографией, психологией, лингвистикой, семиотикой и информатикой. Проблема синтеза культурологического знания. Историческая, лингвистическая и литературоведческая, этнологическая, искусствоведческая и социологическая ориентация в культурологии. Культурология — важнейшая область современного социального знания. Ее эвристические и прогностические возможности.   ОК-1 ПК-7 ПК-8
    Тема 2. Основные понятия культурологии Трудности определения культуры и необходимость межпредметного подхода к ее изучению. Методы изучения культуры и границы их применения. Культура как предмет изучения. Выделение понятия культуры из комплекса религиозных или космологических представлений. Различие между обыденным и научным пониманием культуры. Многозначность понятия культура. Культура и "антикультура". Разнообразие определений культуры как отражение ее многозначности. Культура и природа. Культура и общество. Культура и история. Культура и личность. Понятие "цивилизации". Различные толкования культуры и цивилизации. Человек в системе социально-исторических и культурных связей. Взаимодействие человека, общества и культуры. Культура как многообразие и самобытность различных обществ и как основа многообразия форм жизнедеятельности. Понятие субъекта культуры. Социально-классовая структура общества и его культурный капитал. Основные социальные субъекты культуры: этнос, нация, государство, профессиональные и демографические группы, национальные и религиозные меньшинства, неформальные объединения и субкультуры. Человек как творец, носитель и потребитель культуры. Социализация инди­вида - основной механизм его приобщения к культуре (овладение культурными ценностями и их воспроизводство). Общественные нормы, социально-ролевое поведение и культура повседневности. Культура повседневности. Корпоративная и профессиональная культура. Личность и индивидуальность. Культура и стиль жизни. Свобода как мера единства человека и культуры. Культура как особая сфера деятельности. Социальное и индивидуальное в культуре. Роль культуры в социализации личности. Личность как носитель культуры. Культура и нравственность. Психология творчества. Способность к восприятию красоты как необходимый инструмент творчества. Творчество в области культуры: репродукция и креативность. Передача культурной информации. Культура и язык. Культура и символ. Язык культуры. Язык предметного мира: вещи, техника, сооружения, окультуренная природная среда. Язык деятельности. Язык целостного взаимодействия людей: обычаи, нравы, традиции. Язык межкультурного взаимодействия. Культура как совокупность определенного рода ценностей. Понятия культурной нормы и культурной ценности. Возможные трактовки культурных ценностей и норм. Иерархия ценностей как отражение специфики опреде­ленной культуры. Эволюция ценностей: закономерности и специфика. Ценность и проблема межкультурных коммуникаций. Человек как ценность. Моральные детерминанты в культуре. Эволюция моральных представлений в рамках культурогенеза.  
    Тема 3. Культурологические концепции Начало теоретических изысканий в области культуры в западноевропейской мысли XVIII в. Эпоха Просвещения и ее культурно-историческое значение. Человек, наука, прогресс - основные темы просветительской идеологии. Объективные при­чины возникновения интереса к феномену культуры в гуманитарном знании второй половины XVII - начала XIX века. Первые попытки системного описания культурно-исторического процесса: Руссо, Тюрго, Кондорсе, Вольтер, Дидро. Проблемы социального отчуждения и культурного прогресса в этот период. Формирование европоцентризма. Культурологические взгляды выдающихся педагогов и просветителей: человек в культуре и культура человека. Исторический смысл гуманизации обраэования. Воспитание просвещенной личности путем личного участия в гармонии природы (Ж.-Ж.Руссо). Принцип культуросообразности в обучении Ф.Дистерверга. Человек как продукт воспитания и культурно-исторической среды. Специфика немец­кого Просвещения. Идея культуры в философии немецкого Просвещения. Просветительское понимание культуры в трудах И.Гердера. История человечества как история культуры. Литературно-художественные идеи немецкого Просвещения. Культурно-философский смысл творчества И.Гете. Становление философии культуры и ее основных направлений. И.Кант - носитель идей Просвещения и их критик. Проблема внутренней структурной организации культуры в философии Канта. Немецкий мыслитель о проблеме пространственно-временных границ культурного развития. Понимание И.Кантом начала человеческой истории и его трактовка первобытной культуры. Критика И.Кантом культурологических идей Гердера. Проблема соотношения искусства и культуры в немецкой классической философии. Учение о человеке и теория искусства И.Канта. Философия искусства Ф.Шеллинга. Понимание Гегелем сущности культурно-исторического процесса. Творчество человека и "хитрость мирового разума. Культура как совокупный духовный опыт человечества. Формы, образы и типы культуры. Критерии культурной типологизации: степень адекватности отражения идеала. Гегель о сферах культурно-исторического развития, их специфике и движущих силах эволюционирования. Концепция “трудовой этики” М.Вебера. Концепции “локальных культур”: О.Шпенглер, Н.Данилевский, А.Тойнби. Развитие культурологических идей в ХХ веке. Появление “критических концепций”: З.Фрейд, Ж.-П.Сартр, К.Ясперс, М.Хайдеггер, К.Поппер и др.    
2. СМ-2. Типология мировой культуры   Тема 4. Культура первобытного общества Особенности формирования первобытной культуры; синкретизм как сочетание разнородных воззрений; образное восприятие окружающей среды; преобладание архетипического, бессознательно-коллективистского мировосприятия. Проблемы периодизации первобытной культуры, ее основные критерии: изменения в орудиях труда, перемены в социальных отношениях. Древнейшие памятники искусства Западной Европы. Искусство эпохи палеолита: натуральное творчество, искусственная изобразительная форма, роспись пещер, гравировка на кости. Музыкальная культура: звукоподражательные формы и искусственно-интонационная стадия развития. Мировоззрение первобытного человека. Понятие мифа. Религия и мораль первобытного общества. Культ предков и погребальный культ. Эволюция магических систем. Анимизм, тотемизм, фетишизм. Антропоморфизм в искусстве первобытного общества. Сохранение очагов первобытной культуры в современной цивилизации. Значение культуры первобытного общества. Тема 5. Восточная культура и ее типы Возникновение древнейших цивилизаций Востока: Шумер, Египет, Индия, Китай, Япония. Материальные основы развития культуры Востока, роль географического фактора в формировании "речных цивилизаций". Значение ирригационных систем в истории культуры древних государств. Взаимодействие культур оседлых и кочевых народов. Политеизм - религиозные системы древних цивилизаций. Сакральность искусства. Возникновение письменности. Особенности развития устойчивых культур: древнеегипетской, китайской, индийской. Архитектура, изобразительное и монументальное искусство, литература. Развитие научных знаний в Китае, Индии, Месопотамии, Египте. Особенности развития цивилизаций Древнего Востока (устойчивость, цикличность, традиционализм, менталитет народов Востока). Религия как система мировоззрения и форма культуры . Взаимодействие религии и литературы, искусства, науки. Влияние церкви на культурный процесс. Мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Возникновение буддизма и его распространение. Ислам - основа культуры арабского Востока. Вероучение, догматика, культ. Коран - священная книга мусульман. Взаимодействие христианской и мусульманской культур. Исламский фундаментализм: история и политика, религия и культура. Тема 6. Античная культура Понятие "античная культура". Основные этапы развития средиземноморской культуры: эгейская культура, греческая культура (архаика, классика, эллинизм), культура Древнего Рима. Греческие города-государства (полисы) - основа античной культуры. Социальная структура полиса. Афинская демократия эпохи Перикла. Религия, мифология, эпос и философия в Древней Греции. Научные знания в Древней Греции. Искусство архаики и классическое искусство Древней Греции: общее и особенности. Греческая архитектура: дорический, ионийский, коринфский стили храмового зодчества. Скульптура и вазопись. Театральное искусство. Греческая трагедия: Эсхил, Софокл и Еврипид. Комедии Аристофана, музыка и поэзия. Ораторское искусство Древней Греции. Влияние культуры Древней Греции на европейскую цивилизацию. Характерные черты эллинизма. Взаимодействие культур Запада и Востока в эпоху эллинизма. Развитие материальной культуры, расцвет математики, астрономии, технический прогресс. Литература и изобразительное искусство эпохи эллинизма. Происхождение римской культуры. Влияние этрусской и эллинистической культур на формирование основ римской цивилизации. Социально-экономические основы культуры латинян. Религиозный синкретизм, сочетание греческих и восточных культов в жизни римского общества. Наука и система образования в Древнем Риме. Ораторское искусство Рима. Философские и исторические знания. Юлий Цезарь, Тит Ливий, Корнелий Тацит. Архитектура Древ­него Рима. Литература Древнего Рима: Гораций, Катулл, Овидий. Значение римского права в развитии политической культуры империи. Роль хри­стианства в культуре Рима. Эволюция христианства и превращение его в государственную религию. Крушение традиций политеизма и его воздействие на культуру Средиземноморья. Влияние античной культуры на мировую систему ценностей и менталитет последующих поколений. Тема 7. Культура европейского Средневековья и Возрождения Социально-экономические основы становления и развития средневековой культуры. Культура средних веков как синтез трех культур: античной, варварской и христианской. Роль христианской религии и церкви. Западное и восточное христианство: сходство и различие. Своеобразие культуры Византии. Зарождение монашества и монастырей (IV-VI вв.), роль последних в развитии культуры: “духовная” жизнь, просветительство (библиотеки, книжные мастерские, школы, больницы и т.п.). Культура рыцарства. Средневековый кодекс чести. Феномен куртуазной любви. Поэзия миннезингеров, трубадуров, вагантов. Фольклор и народная “смеховая культура”. Роль городов и университетов. Система образования и воспитания в Средние века. Первые европейские университеты и их отношения с церковью и городом. “Охота на ведьм” и преследования еретиков. Инквизиция. Иконопись и архитектура Средневековья. Романский стиль и готика. Храм как синтез миропонимания и его художественного воплощения. Оценка роли средневековой культуры в зеркале культурно-исторических эпох. Объективные предпосылки эпохи Возрождения: географические открытия, рост городов, формирование раннебуржуазного общества. Характерные черты культуры Возрождения: возвращение к античному наследию, интерес к природе, пантеизм и деизм, роль знания, универсализм и антропоцентризм. Гуманизм культуры данной эпохи как интегрирующее начало. Искусство Ренессанса. Периодизация художественной культуры Возрождения. Общечеловеческий смысл и творческие достижения титанов Высокого Возрождения (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэля и др.). Движение Реформации XVI века: его причины и сущность (М.Лютер, Ж. Кальвин, У.Цвингли). Новое осмысление проблемы личности, общества и церкви. М.Вебер о протестантизме как социально-культурной предпосылке европейского капитализма. Значение культуры Возрождения для развития мировой культуры. Тема 8. Западноевропейская культура Нового времени (XVII-XIX веков) Социально-экономические и политические условия формирования европейской культуры Нового времени. Эпоха буржуазных революций. Абсолютные монархии и национальная культура в странах Европы XVII в. Культурная специфика метрополий и колоний. Проблема “старой” и “новой” культур: этика рыцаря и мораль буржуа. Формирование новой картины мира в философии XVII века (Ф.Бэкон, Р.Декарт, Б.Паскаль, Б.Спиноза, К.Лейбниц, И.Ньютон). Наука как духовная доминанта эпохи: рационализм, математизация знаний, развитие экспериментальных исследований. Роль научных знаний в культурном процессе. Эстетическая реформа эпохи: формирование общеевропейских художественных стилей (барокко, классицизм, рококо). Возникновение реализма как искусства, приближенного к повседневной жизни. Феномен ансамбля в искусстве: единство природы и созданной человеком среды. XVIII век – век Просвещения. Основные идеи просветителей. Человек, наука, прогресс – главные лозунги просветителей. Провозглашение нового политико-правового идеала человека – независимой личности, труженика и собственника, “гражданина мира”. Особенности Просвещения в отдельных странах – Англии, Франции, Германии, Чехии, России и др. Идеи Просвещения в литературе и искусстве. Особенности индустриальной цивилизации XIX века. Инновационный характер европейской буржуазной культуры. Три главных фактора развития нового мира: демократия, экспериментальная наука и индустриализация. Превращение капитализма в мировую систему. Формирование мировой культуры как единства многообразия национальных культур. Проблема диалога культур.    
         
3. СМ-3. Развитие культуры в России   Тема 9. Древнерусская культура (X– XVII веков) Проблема генезиса русской культуры. Язычество восточных славян: природа, человек и культура. Норманнская теория и варяжский фактор в русской культуре. Влияние Византии и православия на формирование культуры Древней Руси. Церковь и общество. Создание славянской азбуки. Древнейшие памятники письменности и литературы. Культурные центры Древней Руси. Архитектурные шедевры Киева, Новгорода, Владимира, Ростово-Суздальской, Полоцкой, Галицко-Волынской и других земель. Древнерусская живопись: мозаика, фреска, иконопись. Особенности народной культуры Древней Руси: развитие промыслов и ремесел, народные обряды, скоморошьи “игры”, эстетика народного костюма. Роль монголо-татарского фактора в русской культуре. Русская культура в период формирования единого централизованного Российского государства. Особенности историко-культурного процесса данного периода. Церковь и русская государственность. Историко-культурная концепция “Москва – третий Рим”. Создание ансамбля Московского Кремля. Памятники русского зодчества (XIV - XVI вв.). “Золотой век” русской иконописи: творчество Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Русская литература, распространение грамотности и начало книгопечатания. Общественно-политическая мысль. Взгляды Иосифа Волоцкого, Нила Сорского, Феофана Косого. Позиция московских государей. Русская культура XVII века. От средневековой культуры к культуре Нового времени: характерные черты, главные направления и особенности развития. Тенденция секуляризации или обмирщения культуры. Социокультурные причины и последствия церковного раскола в XVII веке. Общая характеристика древнерусского искусства и оценка его вклада в мировую культуру. Тема 10. Культура России XVIII – XIX веков Европейская цивилизация и Россия в XVIII веке. Проблема взаимодействия русской и европейской культур. Научное понятие “новая культура”. Характерные черты культуры Нового времени. Влияние Петровских реформ на развитие русской культуры: позитивные и негативные моменты. Феномен дифференциации культуры. Общая характеристика новой “культуры верхов” и “культуры низов” – зарождение раскола внутри единой национальной культуры. Становление науки и великие ученые России. Развитие научных и культурных связей с Европой. Художественная культура XVIII века, ее новое место в духовной жизни: активная поддержка государством светской культуры и новая концепция человеческой личности. Эволюция художественных стилей в русском искусстве XVIII века: от барокко к классицизму и сентиментализму. Век Просвещения в России (XVIII в.): деятельность русских просветителей М.В.Ломоносова, Н.И.Новикова, В.Н.Татищева. Московский университет и Царскосельский лицей, светские школы, развитие науки, издательского дела, прессы и периодики. Особенность российского Просвещения – попытка соединить духовную свободу с крепостничеством и деспотизмом. Тема 11. Культура России ХХ – начала XXI века Особенности развития русской культуры в конце XIX – начале ХХ вв. Философская мысль и культурологическая доктрина “серебряного века” русской культуры. Проблема соотношения новаторства и традиций в художественном творчестве. “Переоценка ценностей” и критика реализма как метода. Декадентство в русской культуре. Модернизм как художественно- эстетическая система конца XIX – начала XX века. Течения в модернизме. Традиции меценатства и благотворительности в развитии российской культуры. Выдающиеся достижения русской дореволюционной культуры и ее вклад в мировую культуру.  

Лекции






Модуль дисциплины Тематика лекций Формы текущего контроля Трудоемкость (час)
1. СМ-2. Типология мировой культуры   Тема 1. Культура первобытного общества Собеседование
  Тема 2. Культура Древнего Востока Тема 3. Античная культура Тема 4. Культура европейского Средневековья и Возрождения Тема 5. Западноевропейская культура Нового времени (XVII-XIX вв.)   Устный экспресс-опрос   Устный экспресс-опрос   Устный экспресс-опрос            
2. СМ-3 Развитие культуры в России   Тема 6. Древнерусская культура (X– XVII веков) Тема 7.Культура России XVIII – XIX веков Проверка домашнего задания Устный экспресс-опрос        





Сейчас читают про: