В результате освоения дисциплины студент должен знать: Студент, прослушавший курс культурологии, должен знать:
· Историко-философские и социокультурные традиции формирования культурологии как науки.
· Место культурологии в методологической иерархии социальных наук.
· Методы исследования в культурологии. Возможности и границы использования в культурологическом знании методов различных наук.
· Основные подходы к определению культуры.
· Основные сферы культурной деятельности общества.
· Главные черты своеобразия традиционных обществ древности и современности.
· Специфику античной культурной "картины мира". Всемирно-историческую роль античной культуры.
· Роль и место христианства в средневековой культуре. Соотношение "официальной" и "неофициальной" культур.
· Роль городов и городского образа жизни в средневековой культуре.
· Отличительные черты византийского общества и византийской культуры. Значение византийской культуры для России.
· Сущность идей гуманизма и антропоцентризма эпохи Возрождения.
· Специфику художественной культуры Ренессанса.
· Основные направления религиозной мысли и религиозного сознания эпохи Реформации.
· Социокультурную роль Реформации в становлении западной культуры. Рационализм, механицизм и просветительство в культуре Запада XVII-XVIII вв.
· Художественную специфику и социокультурный контекст стилей классицизма, барокко, романтизма, реализма.
· Роль техники и информационных технологий в культуре XIX-XX вв.
· Понятия элитарной и массовой культуры ХХ в.
· Сущность понятия "постмодерн" как характеристики культуры второй половины ХХ в.
· Причины и содержание споров о цивилизационно-культурной принадлежности России.
· Значение понятий "раскол", "катастрофизм", применительно к развитию русской культуры.
· Роль Русской Православной церкви в истории культуры России.
· Специфику русской интеллигенции.
· Сущность и исновные проявления кризиса русской культуры на рубеже XIX-XX вв.
· Социокультурную сущность революции 1917 г.
· Основные черты советской культуры.
· Особенности модернизационных процессов в культуре России 90-х годов ХХ в.
· Как использовать полученное культурологическое образование в своей профессиональной деятельности.
Уметь:
· логически мыслить, вести научные дискуссии;
· работать с разноплановыми источниками;
· осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;
· получать, обрабатывать и сохранять источники информации;
· преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;
· формировать и аргументировано отстаивать собственную
· позицию по различным проблемам истории;
· соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
· выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
· извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения.
Владеть:
· представлениями о событиях российской и всемирной истории,
· основанными на принципе историзма;
· навыками анализа исторических источников;
· приемами ведения дискуссии и полемики.
Интегрированным результатом изучения курса должно стать приобретение студентами культурологической компетенции. При этом понятие «компетентность» рассматривается не как сумма знаний, умений и навыков, а как совокупность личных качеств студента (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и способностей), и определяется, как способность решать проблемы, самостоятельно находить ответы на вопросы, возникающие в его повседневной жизни, средствами, предоставляемыми учебным курсом «Культурология».
Для достижения такого результата, при определении планируемых результатов освоения содержания курса предлагается выделить основные составляющие компетенции – выраженные в виде требований к подготовке студентов интегральные умения (группы умений), включающие умения анализировать и обобщать культурологическую историческую информацию, интегрировать знания и умения, полученные в процессе изучения курса с жизненным опытом.
В общем виде можно выделить пять таких предметных компетенций:
· Умение в конкретной ситуации распознать и сформулировать проблемы, которые могут быть решены средствами учебного курса. Данная компетенция проявляется в способности распознать и сформулировать вопросы, возникающие в конкретной ситуации: «Где?», «Почему именно здесь?», «Почему здесь именно так, а не иначе?» и др.
· Владение «русским историческим языком», специальной терминологией (понимание исторических терминов и понятий, умение «читать» исторические источники).
· Умение «привязать» событие из культурной истории России к конкретному событию из всемирной истории, умение проводить хронологические параллели;
· Умение выделить культурологическую информацию, необходимую для решения той или иной проблемы (припомнить недостающую информацию или выбрать соответствующий источник информации и найти её в нём);
· Умение сделать вывод и сформулировать решение проблемы на основе анализа как имеющейся в ситуации, так и дополнительно собранной информации. Цель: - усовершенствовать профессиональную подготовку учителя.