Донотный период обучения

I этап - «ознакомительный» (подготовительный)

Цель: сформировать у ребенка правильные представления об инструменте, о звукоизвлечении, о главных музыкальных понятиях и терминологии (названиях); дать положительные установки на мотивацию и необходимость действий; дать первоначальные упражнения на релаксацию и тренировку мышечного тонуса игрового аппарата, развитие слуховой наблюдательности.

Варианты начала урока: «Мы хотим быть пианистами, артистами! Мы хотим быстрее научиться играть, — мы должны освоить гимнастику пианистов! И одновременно послушаем какие замечательные пьесы мы будем вскоре играть! Мы должны владеть своим телом свободно; разогреем ножки! Послушаем музыкальные шаги!»

1. Звучит марш (Прокофьев, Шостакович, Лонгшамп-Друшкевичова и др.), дети с педагогом маршируют; задания — хлопать доли-шаги, бубном выделять «громкую» сильную долю; посчитать на 4 шага; громко топнуть на сильной доле; те же задания но в разных темпах: «Сядем на коня аллегро — 120 км, престо — 160 км» и т.д.

2. «Музыкальные вопросы и ответы» (Д - Т) попевки на пентахорде:

— «Чем мы будем хлопать?» (Д) — «Ручками» (Т)

— «Чем мы будем топать?» (Д) — «Ножками» (Т)

— «Чем мы будем слушать?» (Д) — «Ушками» (Т)

— «Как тебя зовут?» (Д) — «Петя» (Т)

— «Ласково зовут?» (Д) — «Петенька» (Т)

— «Ласково зовут?» (Д) — «Танечка» (Т) и т.д.

3. «Запишем шагами-долями в тетради свои имена».

| | | | | |

Та — неч — ка Ле — ноч — ка

4. Знакомство с инструментом. Фортепиано, рояль.

— Фортепиано — «громкотих» и «король» — рояль;

— клавиатура — «клавиши-ключи» к струнам, где живет звук (открыть крышку рояля, дети стоят на стульях и «трогают» струну во время звучания; сильный эффект от вибрации струны особенно в низком регистре, струна «щекочет» пальчик);

— обратить внимание на длину струн в разных «регистрах-голосах»;

— посчитаем длину звука в нижнем регистре, затем в среднем, в высоком; сравним счет;

— обратить внимание на «молоточек», «демпферы», их взаимодействие;

— «Рыба Глиссанда» поднималась быстро вверх и опускалась вниз на дно — показ; как звучит знакомая песенка в нижнем регистре, и как в верхнем регистре и т.д.;

— понятие «верх на клавиатуре — вправо», «вниз — влево» через образ «кит и птичка» (глубоко — низко, тонк— высоко);

— строение клавиатуры. Ребенку лучше видно сверху, поэтому обязательно стоя на стуле увидеть:

«2 черные скалы», «3 черных головы дракона»; «поздороваемся и чуть погладим их» —

а) «до-ди, ре-ди» — утром, когда поднимаешься вверх, «ре-ба, ми-ба» — вечером, когда опускаешься вниз (играть «перелеты» плавной рукой; глаза ребенка первыми делают «перелет»!);

б) «фа-ди, соль-ди, ля-ди» — вверх

«соль-ба, ля-ба, си-ба» — вниз

играть правой и левой рукой отдельно, затем по очереди; играть стоя (а не сидя).

5. Аккомпанемент на черных клавишах к песне «Калинка-малинка», «Заинька, повернись» и др.

6. Разучивание песенки («Едет, едет паровоз» или «Белка пела и плясала» и др.). Пение, хлопки, прыжки; форте, пиано; по очереди, допевая; в разных темпах.

7. Знакомство с ладами: мажор — минор (Мажоры пели веселые песни, миноры — «бедные», пели грустные песни). «Лад — это когда все звуки между собой ладили». Определять на слух когда звучит песенка в мажоре, когда в миноре.

8. Психофизические упражнения: «Березка», «Мельница», «Художник-маляр» — на стене, под музыку (например: Черни-Гермер Этюд № 28, Кабалевский «Клоуны», Филипп «Колыбельная»).

Материал урока можно переставлять, видоизменять; комплекс заданий можно повторить в течение 2-3 занятий, пока материал не будет усвоен достаточно прочно.

На последующих занятиях повторяя, закрепляя предыдущий материал, преподаватель вводит новые понятия и задания.

1. Слушание музыки, определение ее характера, лада. «Какое движение хочется сделать под эту музыку?». Можно совместить с психотехнической подготовкой и одновременно сделать соответствующие упражнения под музыку (Марш, полька, колыбельная, вальс).

2. Понятие диссонанса («Страшный брат, сердитый, жесткий»). Понятие консонанса («Добрый, любил консервы кушать», «Красивые песенки пел»). Примеры: Ё. Накада «Танец дикарей», И.С. Бах ХТК I т. Прелюдия До-мажор. «Как бы пел песенку («Маленькой елочке...») Диссонанс? Сыграть с секундами мелодию и аккомпанемент. «Как бы пел песенку Консананс?». И т.д.

3. Ноты и звуки.

Ноты живут на линейках и оживают, когда мы их поем. Звук имеет длину.

а) Игра в «клубочек звука» - ребенок «берет» звук (поет) и тянет нитку из мешочка, пока звучит голос. Нитка вытягивается до 2-3 метров; следующий ребенок поет, движется и тянет нитку, как голос закончился - нитка обрывается.

б) Затем понятие — «голос умет подниматься и опускаться». Из оторванной нитки выкладываем «музыкальные волны: и голосом движемся «по ниточке», показывая рукой «выше-ниже».

4. Понятие громко-тихо.

«Форте — медведь, громче всех кричит»,

«Пиано — маленькая птичка, пела очень тихо, или комарик»

(поют песенки на форте и на пиано).

5. Игра в «ритмический телефон» (ритм выученной песенки дети по очереди «передают друг другу).

6. Запись длинных и коротких звуков палочками. «Короткие палочки, чтобы не потеряться взялись

за ручки»: на доске нарисовать «хвостики» и как они превратились в «перекладины».

Запись попевок палочками-длительностями:

\ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \ \

Та, та, два ко — та два о— бод — ран —ных хвос — та

Слоговая система счета: четверть — «та», восьмые — «ти-ти», половинная — «та-а», целая — ле-е-е-ев или «та-а, та-а».

Дома родителям необходимо приготовить несколько кругов из цветной бумаги, одинаковых по размерам (5-6):

1-ый — оставить «целым»;

2-ой разрезать на «половины»;

3-ий разрезать на «четверти»;

4-ый разрезать на «восьмые»;

5-ый разрезать на «шестнадцатые».

Ребенок выкладывает песенки с помощью «цветных» длительностей в относительной высоте. Затем складывает половинку — из четвертей, затем из восьмых и т.д.

7. Усложняется подготовительный комплекс психофизических упражнений, готовящих ребенка к игровым навыкам.

— «За партой»,

— «Мусульманская молитва»,

— «Замок» (впереди себя; сзади),

— «Кисточки художника»,

— «Веер»,

— «Шалашик» и «Змейка»,

— «Раз-два, острова!»,

— «Крабы», «Поцелуи»,

— «Лианы», «Висячие мосты»,

— «Журавлик с журавлятами» или «Цапля»,

— «5-ый учится держать спичку».

8. Навыки звукоизвлечения.

а) Нон легато («отыскивая звуки», «перелеты») — необходимо делать всей рукой («как крылом»), мягко опускаясь на клавишу до дна; следить за «запястевой рессорой», которая «первая опускается и первой поднимается»; обращать внимание на звуковой результат (сравнить с жестким «грубым» звуком) - звук должен быть «полным», «мягким», «певучим», «тягучим» и т.д.

В работу включать обе руки (по очереди). Подобрать попевки — на одном, двух, трех, четырех звуках и т.д., постепенно задействуя весь звукоряд (сб. Соколова «Ребенок за роялем», Артоболевская «Первая встреча с музыкой»).

II этап — собственно «донотный» плавно вытекает из I-го.

Цель: Активизация слуха — пение, подбор, транспорт.

Изучение музыкального языка.

Освоение первоначальных элементов техники.

Формирование понятий на основе разнообразных действий, «манипуляций с предметом» и его «индивидуализации» - персонализации.

1. Развитие ладового слуха:

— понятие тоники («королевы, «устойчивой, которой все звуки кланялись», «последнее слово всегда у нее»);

— «формирование уверенности через «обман» — «можно здесь закончить песенку?», «Нет», «А так?». Звук всегда «мертвый», но когда у него есть «дом» — этаж — «ступень», то он имеет характер и становится «живым» (устойчивым или неустойчивым). «Ожидание» тоники воспитывает слух. Играть в разных тональностях T-S-D, а дети допевают Тонику;

— понятие тональности — «это государство, мажорное или минорное, где правила определенная Тоника». Пение попевок, песенок: с пропусками, по очереди; допевание Тоники; подбор в другой тональности;

— понятие альтерации — это «страна Альтерация», где жили диезы и ходили с лестницами, помогали звуку быть повыше; и жили бемоли и ходили с креслицами и помогали звуку быть пониже (отыскивание звуков с диезами и бемолями). И только «злые» белые малые секунды «принц Си-дор» и «принцесса Ми-фа» от голода съели свои диезы и бемоли и им приходилось «выкручиваться» друг за друга;

— понятие «звукорядов» — маленькие «змейки», либо «если звуки встали в ряд — получился звукоряд».

1 этап — пение — сольфеджирование (развитие интонационного слуха) трихорды — «трое ходят»; петь вверх, вниз; в различном темпе, ритме, с вариациями; с хлопками, притопами, прыжками, аллегро, ленто; стоккато-прыгато, легато-лизато, со словами и «музыкальным языком», в мажоре, в миноре, на Т—Д—Т; и т.д.:

«До ре ми, до ре ми — к Мишке зайчики пришли»;

«до ре ми ре ми ре до — интересное кино»;

«ре ми фа, ре ми фа — не ходите без шарфа»;

«ре ми фа ми фа ми ре — дайте зайчику пюре»

и так все трихорды, тетрахорды («с тетрадками в школу ходили») — «До ре ми фа - на дворе растет трава» (развитие дикции предполагает в последующем активное развитие слухо-моторного навыка); пентахорды («с пеной на голове») — так же все пропеваются, дети с удовольствием придумывают слова сами, а в последствии и ритмические варианты; также гексахорды (любили «кексы»).

2 этап - через несколько уроков, ребенок начинает играть: трихорд — 2, 3, 4-м пальцами правой и отдельно левой рукой 2 3 4 (вниз);

— дать понятие симметрии — играть (на черных) попевку «Сидит Кот у ворот, мур-мур-мур, он поет» — 2-мя руками в расходящемся движении, затем в параллельном;

— постепенно переходить к игре 2-мя руками трихордов с ритмослогами «апельсин, мандарин»; далее включаются в работу отдельно каждой рукой, затем вместе тетрахорды, пентахорды, гексахорды (можно по Ганону). Закрепление аппликатурных принципов в симметрии и в параллельном движении 2-мя руками.

2. Развитие гармонического слуха.

— Интервалы (жили в музыкальном лесу, похожи на своих соседей: трихорды — ходили, а интервалы прыгали на «крайних ножках»). Принцип обучения «от общего к частному», поэтому слушаем и поем «итальянский счет» (Левая рука на звуке «до», а правая строит интервал вверх; дети поют и играют: прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава). Затем характеристика каждого интервала и музыкальный пример.

— Секунды — большие (1 тон) были белые, черные и с разными лапками; «не очень голодные»;

— малые (1/2 тона) 2 белые (принц и принцесса), остальные черно-белые; все голодные и злые, как колючки, их любил братец Диссонанс подбрасывать Консонансу (музыкальные примеры — как можно «испортить» песенку, либо «Ежик» Кабалевского).

— Терции «трещали», им было по 3 года, были очень милые и добрые:

— малые (минорные);

— большие (мажорные);

— «ложные терции» (это «раздувшиеся» секунды «си бемоль - до диез»).

(Черни-Гемер Этюд 8; Гнесина Этюды из

«Азбуки» Черни 740 №10 Этюд).

— Кварты — жесткие, как черепахи, «каркали», «картавили», «квакали», все были чистые (2 белых «камушка» внутри) и только «уродец» — тритон — не был похож на остальных и разрешался в сексту («раздувался») «фа-сик».

— Квинты — «медузы» с 3 проглоченными рыбками, которые просвечивались и болтали между собой (будущее упражнение на полифонический слух).

Квинты — чистые; среди них один «уродец» — «уменьшенная» квинта «си-фак» и т.д. Ребенок играет интервалы в виде переноса руки через октаву («Радуги», «Перелеты»), одной, затем двумя руками по очереди; на интервалах закрепляются аппликатурные навыки и принципы.

Начинать:

секунды белые 1 и 2-ым пальцами «с колечком»;

секунды черные 2 и 3-им пальцами;

терции белые 2 и 4-ым пальцами;

терции черные 2 и 4-ым пальцами;

терции «белая + черная» 1 и 3-им пальцами правой руки;

терции «черная + белая» 3 и 1-ым пальцами левой руки и т.д.;

кварта - 1-4, либо 2-5;

квинта - 1-5.

— Закрепление материала в игровой форме - сказка «Теремок» - педагог играет интерлюдии, дети — героев сказки с ритмослогами (секунда — мышка, терция — зайчик, кварта — лягушка и т.д.).

— Музыкальный материал: Соколова «Баба страшная Яга», Артоболевская «Вальс собачек» и др. пьесы.

— Самостоятельное творчество: «трихорды поехали кататься на квинте» («сочиним маленькие этюды»).

— Обращение интервалов («злые в злых», «добрые в добрых»).

3. Развитие функционального гармонического слуха.

— Понятие трезвучия — это «музыкальная семья», состоящая из главных, устойчивых ступеней лада («королевства»).

— Понятие «обращение-превращение» («кувыркались через голову как интервалы»). Помочь ребенку с помощью цветных карандашей, пуговиц (рука перемещается при помощи приема «перегруппировки» пальцев) естественнее для правой руки перемещение сверху вниз, а для левой — снизу вверх.

— На каждом этаже в государстве жила своя семья. I — Тоника, II — Стражник вводный, VII — уменьшенный вводный, на III — семья Медианты, на IV — семья Субдоминанты (бабушки «бывшей Королевы»), V — Министр, муж Тоники.

— Дать понятие о развитии: сравнить Т35-Т35-Т35-Т35?! «Ничего не происходит?». И другой вариант — T—S—D—T; что произошло с музыкой? «Она стоит на месте или...?!». «Развивается» — «Двигается». Главный «мотор» музыки — это движение — тяготение функций («Ходили и «фукали» на всех, кто их не узнавал в лицо»). Варианты Т—VI (племянница-сирота) —S-K46-D7-T (в виде аккордов, хоралов, фигураций, в различных размерах).

— Понятие «отклонение» — «это когда Тоника завернула в соседнее королевство и вернулась домой».

— Понятие «модуляции» — «это когда Тоника домой не вернулась» (варианты — «произошла революция», «Тонику увезли в замок Доминанты и он стал королем»).

Слушание музыки, анализ партии левой руки («где все происходит»).

Дети рисуют все ступени и их главных «героев» по соответствующему цвету: Тоника — в синем платье, Доминанта — в красном, Субдоминанта —- в желтом (цвет осени), стражники — в «зеленых мундирах», III — голубое и розовое, VI — желто-голубое, Кадансовый — в малиновом камзоле — брат Тоники, адмирал, защитник Королевства, «выходил и кричал: «пора кончать!».

— Все ступени — жители королевства любили себя украшать бантиками — группетто (или телохранителями), для «остроты» — с альтерацией.

Играть трезвучие с украшениями I, III, V ступеней (левой рукой — квинту, или трезвучие без украшений). Также о мордентах.

4. Звукоизвлечение «легато».

Требуются предварительные упражнения:

— «Как ходит журавль?» — «Долго стоит на одной ноге и помахивает крыльями», потом мягко переступает на другую ногу и т.д.;

— упражнение «на стене» - перенос веса тела на «запястья» — затем на пальцы-подушечки и в обратном порядке;

— на рояле: по два звука — со словами: «Милой маме», по 3 звука «Яркое солнышко», по 4 звука «Тетрахордик в школу ходит» и т.д. Темп медленный, следить за подъемом пальца и переносом веса руки в этот палец, плечо и рука свободны (можно сделать проверку — «желе»);

— играем хроматическую гамму: вначале осваиваются ее элементы — «си-до-до диез», «ми-фа-фа диез» (1-2-3-2-1), левой рукой - «до-си-си бемоль» вниз, «фа-ми-ми бемоль» (1-2-3-2-1); затем зона 2-х черных, 3-х черных (3-1-3-1) клавиш. Играем симметричные варианты от «ре» и «соль диез». Важно следить за «круглым кольцом» между 1-ым и 3-им пальцами (3-ий «хозяин стоит на горе, а 1-ый - «собачка» - только хвостиком или лапкой его коснулся»);

— сочиняем «страшные» пьесы — «голодные секунды катались на уменьшенном стражнике» (левая рука — VII35 вводный, правая рука — отдельные элементы или целиком хроматическую в октаву вверх и вниз);

— звукоизвлечение «стаккато» (прыгато) — сначала отдельные элементы в пьесках: «Вот идет журавль с журавлятами» — легато, «Впереди лягушка скачет с лягушатами» — стаккато.

2 варианта этого штриха:

а) сверху, свободной кистью (вся рука гибкая);

б) «с места», толчком, выталкивая запястье вверх (участвует вся рука ребенка).

Кабалевский «Ежик», Майкапар «В садике», Литовко «Веселая прогулка», «Танец медвежат» и др. пьесы.

5. Развитие полифонического слуха.

— Слушание музыкальных произведений с анализом «где главная тема?» (в какой руке?). «Сколько голосов участвуют в разговоре?» (Бах Менует Соль мажор, 2-х голосные Инвенции).

— Понятие контрапункт («спорщики», друг против друга), контрастная полифония.

— Соединение 2-х попевок одновременно:

«Маленькой елочке холодно зимой» +

«Сидит кот у ворот, мур, мур, мур он поет» (в До мажоре). Сначала играют двое детей, затем оба варианта играет один ребенок; в транспорте. Или:

«Осень наступила, высохли цветы», +

«Вот идет журавель с журавлятами» (в ми миноре).

— Понятие «Канон» - имитации (своеобразная мелодическая «Тень» - идет сзадии делает все точно также или «спорщики» - «Кто прав?»):

а) «Сидит кот у ворот...

сидит кот у ворот...»,

б) «Во поле береза стояла”,

во поле берёза стояла …»

в) «Вышла курочка гулять”,

вышла курочка гулять …»

Особенно это эффектно получается в группе (дети + родители).

— Подбор своего контрапункта к песенкам.

— Импровизационные элементы в ансамбле с педагогом, в ансамбле учащихся.

III этап — обучение нотной грамоте.

Цель: формирование навыка «комплексного» чтения (алгоритмического навыка); освоение многозначности музыкального текста.

Необходимо постепенно осваивать «язык» нот.

1. Чтение ритмических записей песенок, попевок с помощью ритмослогов (та, ти-ти) и хлопков (пауза — «не хлопается», а ручки разводятся в стороны — «слушается тишина»).

2. «Аппликатурные диктанты» внутри пятипальцевой позиции; отдельно и вместе руками:

а) вариант: чтение аппликатуры в пьесе на закрытой крышке;

б) «слепой музыкант»: игра трихордов, тетрахордов, гексахорд + пентахорд «без света» или не глядя на клавиатуру (ориентировка по черным).

3. Чтение разноцветных бус-нот (без длительностей!):

а) на линейках (Т35) правой рукой, следующие три звука другого цвета — левой рукой;

б) «между линейками» — по трезвучиям (смена цвета — смена руки);

в) цветные трихорды, тетрахорды, пентахорды;

г) «обманки» — 7 нот одного цвета — «в чем секрет?» (одна или две ноты повторяются);

д) смешанные «бусы» — трихорд + терция (смена цвета — смена руки).

4. Чтение двойных «бус-нот» двумя руками:

а) терции, кварты, квинты;

б) октавы, децимы;

в) чтение «бус-нот» по тетради другого ученика;

г) чтение трезвучий одной рукой; по очереди;

д) чтение секстаккордов одной рукой; по очереди (смена цвета — смена руки).

5. Чтение размеров.

— Понятие тактовой черты усваивается через запись стихов и выставление тактовой черты перед сильным ударением:

| Заинька, | Зайка, зайка

| Выйди в сад, | Выйди в сад,

| Серенький, | Серый, серый,

| Выйди в сад | Выйди в сад.

— Знакомство с различными жанрами; ребенок подчеркивает хлопками сильную (вытянутую, «с заглавной буквы») долю.

— Такт - «квартира, где живут доли — шаги», и верхняя цифра размера показывает сколько жильцов в такте, нижняя — какие это жильцы.

— Чтение размеров по карточкам (хлопками).

— Самостоятельно расставить тактовые черты в знакомых песенках.

— Чтение «полифонических» ритмических «партитур» сначала по очереди каждой рукой, затем одновременно:

а) правая рука — четверти, левая рука — восьмые, и наоборот;

б) правая рука — четверть с точкой, левая рука — восьмые, и наоборот;

в) правая рука — половинки, левая рука — восьмые, затем четверти, вновь восьмые; и др. варианты;

г) правая рука — четверти, левая рука — восьмые-триоли, и наоборот и т.д.;

д) чтение ритмической партитуры двуручной пьески: Роули «Акробаты», Кессельман «Вальс» и др.

6. Принцип «одиннадцатилинейной системы чтения»:

— нотный стан для правой руки (красные линейки) и ключ «соль»;

— нотный стан для левой руки (синие линейки) и ключ «фа»;

— нота «пограничник» (в шляпе») - «до»;

— понятие «зеркальности» нотных станов (басовый ключ — если его продолжить — похож на ключ «соль» и наоборот), необходима карточка, которую можно перевернуть и увидеть ту же картину.

Первые песенки читаются сразу в двух ключах; на 2-х нотных станах:

(— «Тоника со стражниками» или «пограничник» с часовыми, помощниками:)

а) «до ре до си до» (сначала 2-мя руками!);

б) «до ре ми ре до си ля си до» (2-мя руками);

в) «до ре ми фа ми ре до си ля соль ля си до» (Винни-Пух идет гулять; Пятачок рядом с ним).

7. Важно иметь карточки с записью звукорядов, интервалов, трезвучий, секстаккордов, квартсекстаккордов, хроматической гаммы, попевок (2-4 такта), антифоновых попевок, попевок на квинте, с легким контрапунктом для игры, викторин и контрольных проверок.

8. Самостоятельное чтение сформировать: психологический стереотип «вижу — слышу — играю» (вижу — знаю — слышу — играю):

а) прохлопать ритм пьески (ритмослоги);

б) спеть мелодию с названием нот (с хлопками);

в) определив мотивное строение, определяем интервальный состав, самый верхний и нижний звуки для аппликатурного устройства руки на клавиатуре;

г) осознание сильных долей (готовность большего замаха руки);

д) играем не глядя на клавиатуру (педагог может накрыть руку платком, держать лист бумаги над рукой ребенка);

е) «разведка глазами» не ноты, а мотива.

IV этап — формирование исполнительских навыков, освоение и накопление репертуара, закрепление навыков разбора.

1. Основой успешной пианистической деятельности ребенка служит психофизическая, психотехническая подготовка в виде специфических упражнений для всех мышц верхней части тела, руки, пальцев. Это базовые исполнительские понятия, «пианистические ключи», формирующие профессиональные моторно-двигательные навыки и ощущения. Релаксационные, тонизирующие и развивающие.

«Мельница» — вращение рук от плеча, помогает почувствовать вес свободно падающей руки (вперед и назад).

«Березка» — стройная, затем «поломалась» верхушка, ветки, ствол, руки «болтаются» пока не остановятся сами; пальчики — «как листья на ветру» — «шуршат»; затем в обратном порядке — «оживление». Упражнение на релаксацию аппарата.

«Мусульманская молитва» — для растяжения сгибателей и разгибателей (руки вверх и вниз).

«Художник-маляр» — для развития запястья, понятия «опорный-безопорный» звук («взять-снять», «вдох-выдох»), (...(делать на стене, перед клавиатурой, на столе.

«Замок впереди» из сцепленных рук, помогает растянуть лопаточную мышцу, выдвинуть вперед игровой аппарат.

«Замок сзади» — предупреждает развитие сколиоза, укрепляет мышцы спины, раздвигает грудную клетку.

«Полотенце-плакат» — для ощущения параллелизма рук.

«Шалаш-теремок» — формирование свода, пястных суставов («пришел медведь, сел на теремок, сломал крышу, но мы вновь ее построили»).

«Шалаш-змейка» — ладонь растянутая на столе, ребенок строит «шалашик»; 1 палец - «змейка» — заходит внутрь шалаша, быстро выскакивает; затем вверх по 2-му пальцу, вниз; затем натянуть к себе («открыть дверь шалаша») и быстро выпрямить ко 2-му пальцу — «закрыть дверь» и т.д.

«До свидания» — для пястных суставов, ладонных мышц.

«Собираем крупу» и «Хлебные шарики» — для чуткости концов пальцев.

«Поцелуи пальцев» — с 1-ым пальцем по команде педагога, для развития скорости управления пальцами.

«Раз-два, острова» — каждым пальцем на столе, для развития независимого пальцевого удара.

«Закрутить гайки» — 1-2-3, 1-2-3-4 — элементы ротации и позиционные ощущения.

«Веер» — для межпальцевой растяжки и гибкости, эластичности ладонных мышц.

«Висячий мост», «Лианы» — подготовка аккордовой техники, цепкость пальцев и свобода руки. Дети друг с другом сцепляются за пальцы сначала «раскручивает» один, а другой следит за свободой (релаксация), затем наоборот.

«Крабы» — пальцы «ходят» и несут вес руки (на столе).

«Журавлики» — ноги мягко и медленно переступают и ребенок стоит на одной ноге и плавно и расслабленно «машет» полуопущенными «крыльями» (чувство веса на одной ноге, - на «одном пальце»).

— Все упражнения делать в четком ритме, доводить до максимальной скорости и под музыку (одновременно слушая репертуар ближайшего будущего, дети запоминают понравившиеся пьесы).

2. — Следить за удобной посадкой, обеспечивающей

хорошую опору на клавиатуре, на первых занятиях лучше

играть стоя (сочетая упражнения для стоп).

— «Стоят ли пальцы правильно, с опорой?» — ребенок сам

может проверить способом «горят ли фонарики» на пястных

суставах (они белеют, «светятся»).

— Правильное положение 5-ых пальцев поможет

организовать запястевое вспомогательное движение «качели»

от 1-ых к 5-ым пальцам.

5 1 1 5

3. — Позиционное освоение гаммы Ми мажор, До мажор и

других; отдельно правой 3+4 вверх; левой — 3+4 вниз; от

одного звука, затем двумя руками в расходящемся

движении.

— Упражнения для подкладывания 1-ого пальца,

перекладывания 3-его и 4-ого.

— Роль плеча (локтя) в горизонтальном перемещении руки.

4. Сочетание 2-х принципов в работе над произведением:

а) анализ нотного текста — прохлопывание ритмического рисунка, анализ интервалов, мотивов, пение — сольфеджирование мелодии, пение и дирижирование; анализ штрихов, авторской динамики, формы произведения (в группе это можно делать «по очереди»), анализ позиций, аппликатуры;

б) анализ исполнительских выразительных средств — организация руки, жестов, координация опорных и безопорных точек; работа над звуком, тембром, характером, образом, эмоциональным состоянием (работа «без нот»); подготовка к сценическому выступлению.

Стимулировать самостоятельное разучивание нетрудных пьес.

Необходимо учитывать, что дети стремятся к постижению нового, и не могут в силу возраста, доводить пьесы до «совершенства»; что накопление нового музыкального материала, быстрое усвоение новых произведений — это цель начального периода обучения.

5. Для закрепления и развития прочности полученных навыков важно подобрать ярко-образные пьески и этюды с «однопозиционным» материалом, с повторяющимися структурами, формулами, с однотипным фактурным содержанием:

Гнесина «Фортепианная азбука». Этюды для начинающих.

Майкапар «Первые шаги». Ансамбли для начинающих.

Роули «Акробаты», «В стране гномов».

Крутицкий «Зима», Кессельман «Вальс».

Кабалевски й «Ежик», «Полька», «Клоуны».

Любарский «Курочка».

Литовко «Веселая прогулка», «Танец медвежат».

Майкапар «В садике», «Пастушок».

Штейбельт «Адажио».

Накада «Танец дикарей».

Черни-Гермер Избранные этюды 1-28 и др. произведения.

Самостоятельно студенты готовят «дидактический набор» наглядных пособий для начинающих. Методическое пособие — «Мои первые 10 уроков с начинающими».

Знать рекомендуемые сборники, уметь анализировать их структуру, задачи, репертуар на инструменте.

Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой».

Хереско Л. «Музыкальные картинки».

Баренбойм А. «Путь к музицированию».

Тургенева, Малюков «Пианист-фантазер».

«Здравствуй, малыш». Сост. Бахмацкая.

Соколова «Ребенок за роялем».

«Малыш за роялем». Сост. Лещинская, Пороцкий.

Смирнова Т. «Фортепиано». Интенсивный курс.

«Фортепианная игра» (под ред. Николаева).

«Современный пианист» (ред. Соколов, Натансон, Копчевский).

«Пьесы русских, советских, зарубежных композиторов». Вып. I. Л., 1990.

Кирюшин В. «Библиотека музыкального мифа», «Сказки».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: