Работа над гаммами в ДМШ

Гамма – это музыкальная линия, рисующая «устремление», «полёт», движение чувства или образа к «цели».

Развитие образно-музыкального понимания линеарной символики гаммы происходит через пение, через мелодическое представление о гамме, как о 2-х тетрахордах, (1-ый разрешается в S, 2-ой разрешается в Т); воспитание мелодического звуковедения в гамме необходимо через внутриладовое и гармоническое тяготение ступеней, через штрихи – легато. Примеры: Черни соч. 299 Этюд № 1,2,5 До мажор, Бетховен Концерт №3 до минор-темавступления в оркестре, и другие примеры.

Основной способ исполнения – это перенос веса руки с пальца на палец с помощью горизонтального скользящего движения крупных частей аппарата— плеча, корпуса, а также перемещения веса тела с правой стопы на левую при игре вверх, и наоборот. (непрерывное перетекание веса руки через конец пальца в дно клавиатуры)

Вспомогательные движения – это ведущие и направляющие крупные части аппарата: корпус, плечо, локоть, пронационный и супинационный поворот кистей при игре вверх или вниз. (как на велосипеде-«рулить» руками)

1. Формирование позиционного мышления на основе кластеров:

· трихорд + тетрахорд: в правой руке вверхG: 3+4+3+5; в л. р, внизH: 3+ 4+3+5.

· игра из середины в расходящемся движении двумя руками в гаммах с симметричной аппликатурой: «кластерами», «пробежками», «винтиками», и др.

· Специальные упражнения для формирования пальцевого ощущения собранности пястья - «посыпание» («солью» или «сахаром»); элементы «берёзки»: («шелест листьев»), «рыба «Глиссанда»» и др. упражнения.

· Левой рукой учить играть сначала сверху внизHî ---чтобы сохранить у ученика понимание симметричной последовательности позиций в двух руках 4+3+4+3+4+3íç 0 èì 3+4+3+4 и т.д.

2. Развитие независимого пальцевого удара через специальные упражнения:

§ игра с приготовлением пальца с «места», т.е. с клавиши,

§ игра с приготовлением пальца с «замахом» над клавишей

§ приготовление следующей клавиши (пальца) одновременно с игрой предыдущего, либо игра одновременно 1ого с 3-им, и 1-ого с 4 -ым пальцем.

§ игра в пунктирном ритме для активизации снятия пальца, играющего короткую ноту,

§ «пробежки – остановки» для активизации пальцев, играющих быстрые ♬♬♩♬ ♬♩♬♬

§ трели между двумя соседними звуками с подтекстовкой и акцентами на 1-ом звуке из 2-х., и на 2-ом звуке.

3. Предварительное развитие «проблемных» пальцев (1-ого и 5-ого) и соответственно приёмов подкладывания 1-ого пальца и перекладывания через 1ый: 2-ого, 3-его, 4-ого через упражнения:

· «овражки», (на подкладывание 1-ого пальца под 3-ий, под 4-ый)

· «раскатки», упражнение для перекладывания 3-его и 4-ого через 1-ый палец

· «болтушки» - как «трели» между 1и 2-м звуками, между 3 и 4 –ым звуками гаммы и 5-6, 7-8.

· игра гаммы только двумя пальцами вверх и вниз каждой рукой отдельно: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5

и др. упражнения

4. Каждой рукой добиться полного ЛЕГАТО в медленных и средних темпах: четверть равна = 50-60 ударов в минуту, затем –70 ударов, затем 80 ударов, 90, 100 (на 4-ре шестнадцатых) с пением со словами:

§ «Я иг- ра –ю на ро - я - ле, я иг— ра - ю, как по-- ю.»

§ «Я иг----ра---ю на ле---га---то связ—но, связ—но, как по—ю»

§ Я умеренно шагаю, модерато я играю»

§ «Мои пальцы побежали на АЛЛЕГРО заиграли»

§ «На крещендо звук усилить, на диминуэндо увести»

§ «Я играю всё стаккато: прыг-скок, прыг-скок, прыг да скок» и т. д.

5. Учить различными ритмическими рисунками: (триолями, пунктирами, ломбардскими ритмами) с пением

со словами:

§ «Тан---цы, тан- цы, тан---цы, тан—цы, как хочу я танцевать: вальсы, польки, и мазурки, полонезы и фокстрот.»

§ «Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет, он бежит себе в волнах на раздутых парусах»

§ «Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»

§ «Я умеренно шагаю, модерато я играю «Я умеренно шагаю, модерато я играю

§ На триоли: «Эти триоли играются чётко и счёт будет: раз-два-три, раз-два-три раз

(ломбардский пунктир) - ek x e|ek x e|ek x e|ek x e|

5. Формировать стилевые исполнительские навыки: играть всеми штрихами, <>, совмещёнными штрихами, например: пр. р. – legato, лев.р.- staccato; и наоборот; играть в стиле «Моцарта», «Бетховена», «Шопена», «Рахманинова» и т.д.

6. Преодоление исполнительских трудностей как: несинхронное движение рук (надо слушать звук по левой руке),

западание и акцент на 1-ом пальце, излишнее верчение локтем во время подкладывания, плоский 2-ой палец, излишний подъём пальцев во время игры в быстром темпе и др. проблемы.

Гаммы:

«Гаммы надо играть упоительно, с наслаждением и красивейшим звуком на легато» утверждал один из великих пианистов 20-ого века Г.Г. Нейгауз. «Гамма – это красивейшая мелодия, это песня!».

1. Аппликатурный принцип 2-х этажной руки должен быть усвоен в 1-ом классе.

Это понятие состоит в том, что длинные пальцы играют на чёрных клавишах, а 1-5 – играют на белых клавишах, т.е.:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: