Экзаменационный билет № 6. 1. Способности. ( "психология, Педагогика, Социальная психология")

1. Способности. ("Психология, Педагогика, Социальная психология").

2. Фундамент фортепианной техники: Базовые понятия техники в «широком» и «узком» значении. Определение «контакта с клавиатурой»; определение «дифференциации пальцев». Основные упражнения для её развития; Принцип разыгрывания пианиста за роялем. Способы развития беглости и выносливости. Работа Сраджева. Виды фортепианной техники (Показывать за инструментом все основные упражнения и приёмы).

3. Педагогический анализ.

2-ой вопрос:

II - Научить технике игры, - это очень сложный и трудоемкий процесс педагогики:

а) освоить процессы релаксации аппарата (освобождения), и соответствующие упражнения для этого;

б) освоить процессы быстрой мышечной мобилизации через идеомоторные представления правильных игровых ощущений; штрих – это комплекс образных (слуховых) представлений и физических ощущений, переходящий в навык – приём, symbol или «штамп» в положительно профессиональном смысле;

в) освоить технологию активных, развивающих движений и упражнений через

взаимодействие всех частей аппарата (4-х, -5-ти ступеней уровней веса), на основе музыкальных представлений (слухо-моторный комплекс) и рационально организованной тренировки.

1. Основное знание для педагога – это понимание того, что техника лежит в зоне слухового и речевого центра головного Мозга, и находятся в полной взаимозависимости от зоны речи! – зона Брока и зона Вернике.

а) Восприятие речи, запоминание, понимание – это зона Вернике. Она регулирует выстраивание слов и звуков в правильной последовательности. Зона Вернике необходима для понимания человеком речи и языка. Ответственна за способность к письму, за игру на инструментах, артикуляцию, дифференциацию и беглость пальцев и действие мышц гортани, голосовых связок.

Способность слышать, запоминать, подражать и воспроизводить звук и его высоту, громкость, тембр, пульс, ритмические фигуры, алгоритмы, шумы, интонации, артикуляцию и т.д.(левое полушарие)

Способствует представлению, воображению музыкальной идеи, замысла, образа. Регулирует внутренний слух – перцепцию т.е. представление, предслышание, предощущение, отвечает за ладовый, тональный слух и мышление; за ритмическое воображение, жанровое и тембральное представление о звуке. Помогает возбудить соответствующие эмоции через включение интеллекта и индукции—обобщения. (правое полушарие)

б) воспроизведение речи, звуков, пения, микродвижения пальца (память+мозжечок + моторно-двигательный интеллект) регулирует Зона Брока (врачи, открывшие эти области в мозге)

2. Воспиание и развитие ТЕХНИКИ начинается с «0» класса:

- Это Психофизические упражнения, подготавливающие мышцы к определённой организации по формулам и видам ф-ых фактур, т.е. «ключи», дающие основу для дальнейшего профессионального общения.

Релаксация, Мобилизация, Развитие (упражнения по организации свода кисти, «вдоха-выдоха» - взятия и снятия звука). (см. тему «Донотный период» - психофизические упражнения)

В основе развития исполнительской, художественной техники лежат процессы формирования условных рефлексов на основе 3-х главных идеомоторных актов:

· слуховых представлений (высота звука, динамика, тембр, артикуляция)

· психоэмоциональных представлений (интеллектуальных)- образы реальности, и понимание чувств,

· моторно-двигательных представлений – мысленное совершение движения, двигательная ассоциация.

- Основу метода развития техники ученика составляет комплексный подход и учёт индивидуальных физиологических свойств личности ребёнка: рост, вес, длина рук, строение кисти, гибкость суставов и запястий, сила мышц, выносливость и др. качества (см. схему ниже)

· методика «Идеомоторных» актов – т.е. мысленных представлений о каком-либо движении, сравнении с уже познанным движением, или увиденным движением. (например: Гамма – это линия полёта птицы, или лодки и т.д.)

· Игровые действия с ребёнком – «манипуляция с предметом» - собственно игровой акт (рельеф клавиатуры, изучение аппликатуры и рельефа клавиш в гаммах, в арп.,разных темпах, тональностях, и т.д.).

· Понятие 2-х этажной руки Специальная Подготовка 1 и 5 пальцев – особая форма 1-ого пальца – «инвалид», живёт на 1-ом этаже, играет «боком, на ребре», - требует особых упражнений для развития независимости. Особый 5-ый палец – чтобы всегда стоял, надо поработать ему «почтальоном» - носить письма всем клавишам. Особое положение длинных пальцев на 2-ом этаже (на чёрных) – даёт возможность выучить быстро все гаммы и от чёрных клавиш. (Форма постижения 2-ухэтажной руки на гамме СИ или МИ мажор –так предлагал Шопен)

· Понятие об Уровнях веса (1-5) для воспроизведения как разных длительностей, так и динамики во фразировке,

· Понятие о позиции – ключевой пункт в развитии техники. Это и «соответствие 5-ти пальцев=5-ти клавишам;

- это и понятие «симметричные» пальцы (3л.р.=3пр.р., 1=1, 2=2 и т.д.), и понятие - «условно симметричные» (1=3, 2=4, 3=5) как на одной руке, так и в обеих руках сразу. Это знание даёт возможность удобно и выиграшно расставлять аппликатуру в любом произведении;

  • это знание и понимание о необходимости вспомогательных движений, которые помогают освобождать руки от толчка и способствуют иллюзии легатного звукоизвлечения,
  • это понимание сложной координации нескольких движений в особо сложных видах техники и т.д
  • понимание и педагогом и учеником необходимости специальной тренировки – отделки фактуры до совершенства, до самых быстрых темпов и высокого качества артикуляции и др. понятия

Педагог должен точно понимать этапы формирования техники ученика:

1 –ый Этап – это освоение ключей, первоначальных ощущений и приспособлений к роялю – это формирование контакта с клавиатурой в спокойных темпах но желательно всех видов техники, начиная с крупной (!см. Правила разыгрывания).

а) «контакт с клавиатурой», — это главный «весовой контакт» свободной руки с клавиатурой, и его многообразие в интонационных, метрических, динамических и артикуляционных вариантах;

В начальном периоде обучения формируются навыки грамотного прочтения и качественного воплощения основных приемов звукоизвлечения: non legato, staccato, Legato. Важно приучать ученика всегда слушать три фазы звука: «начало» (несколько ударно-активных колебаний), «середину» — равномерно «уходящую», и конец звука (либо наступление тишины, либо следующий цикл). Воспитывать слуховую психологию: «вести» звук, увеличивать его силу (воображением), «переливать» в следующий, и т.д.

1. Один из сложнейших приемов звукоизвлечения это:

а) легато-легатиссимо (в певучей кантилене) – требует полного контакта с дном клавиатуры, но при этом и разнообразной её градации - от PP – до fff. Техническое воплощение такого контакта строится на основе 5 принципов:

«непрерывное; (непрерывность свободного падения веса руки)

перетекание; (звукопереливание без пауз, без выключения веса руки)

веса руки; (глубокий контакт – погружение в рояль)

через конец пальца; (нагрузка веса всей руки на каждый палец больше, чем в пассажной технике)

в дно клавиатуры». (уровни веса III-IV-V)

Развивающие упражнения: — играть «весовые толчки» по 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 звуков на одном движении, после «толчка» доигрывать слабые доли пальцами; играть так: аккорды, двойные терции, гаммы, октавы (это - рикошет) и т.д. Качество упражнения зависит от слухового контроля;

а) Звук — как проверочный критерий технического приема («условная цель»).

б) Звук — это основное средство для создания художественного образа.

Понятие качества звука: объемность, ясность, протяженность, певучесть, либо «рассыпчатость», четкость, матовость и т.д.

Все эти качества звука связаны с культурой звукоизвлечения, организацией пальцев и рук в клавиатурном пространстве и чутким требовательным слуховым представлением (намерением).

1. Необходимо Ясное представление качества звука («Что я хочу сделать»).

2. Необходимо Ясное представление способа звукоизвлечения («Как я буду это делать»).

Трактовка фортепианного звучания разнообразна в различных стилях, эпохах, в национальных школах и у различных композиторов. Характерная черта русской фортепианной традиции — это певучая трактовка фортепиано при всём многообразии музыкальных жанров и стилей.

б) развитие дифференциации пальцев, организация независимого, изолированного пальцевого удара.

Упражнения: взятие звука одновременно с приготовлением следующего, пунктирные ритмы в упражнениях, пальцевые трели, репетиции, пальцевые стаккато и др. упражнения.

2. Гамма — символ музыкальной линии. Организация аппарата в позиции 3 и 4 в правой и 4 и 3 в левой руке. Упражнения в виде кластеров, «винтиков». Подготовка 1 и 5 пальцев, работа над подкладыванием 1 пальца, перекладыванием 3, 4. Упражнения «овражки». Исполнение гаммы 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4 пальцами в разных штрихах, динамике, ритмах.

Организация движения запястья, локтя, понятие супинации и пронации в гаммах. Избегать тряски и беззвучия, следить за ровностью и полным объемным звуком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: