Введение. Московский государственный университет им

Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова

Географический факультет

Кафедра экономической и социальной географии зарубежных стран

Л.В.Смирнягин

РАЙОНЫ США

Курс лекций 2015 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Этот текст – рабочий авторский конспект, предназначенный, в своём первозданном виде, только для самого автора и приспособленный для чтения им лекций. В тексте множество недомолвок, неких намёков на смысл, который вполне понятен автору и притом настолько памятен ему, что может быть изложен, ради краткости, именно в виде намёка. Поэтому постороннему использовать такой текст весьма неудобно. Я вывешиваю его на общее пользование только потому, что студенты, слушавшие курс «Районы США», настоятельно просили сделать это ради облегчения своей подготовки к экзамену. Исправление текста на предмет развёртывания всех этих намёков в общепонятную форму отнимает много времени и сил, и я успел сделать это только по первым разделам – введению, очерку «О районировании», а также по вводному очерку по Северо-Востоку. Остальное не обработано. По этой причине я не посчитал себя вправе повесить текст на кафедральный сайт, так как сайт этот носит всё же официальный характер. Вместо этого я пересылаю текст старостам группы или на групповой сайт. В оправдание могу заметить, что студенты, исправно посещавшие лекции, без труда расшифруют все недомолвки (горе остальным J).

ВВЕДЕНИЕ

Как известно, у географии как науки есть один недостаток, своего рода внутриутробный порок: она слишком предметна, слишком конкретна по сравнению со многими другими общественными науками, поэтому она выглядит чисто описательной наукой. Ведь она посвящена только тому, что происходит или произошло на поверхности одного довольно маленького небесного тела под названием Земля. Долгое, очень долгое время география была практически полностью поглощена сугубым описанием этой поверхности. Ещё бы! Эту поверхность предстояло сначала хотя бы открыть во всех деталях, а уж потом исследовать – будь то горы, моря или народы. Пестрота этих деталей завораживала, различия затмевали собою общее, и та повторяемость, которая в любой науке служит фундаментом для открытия общих закономерностей, в географии проступала очень слабо.

В.М.Гохман, наш ведущий американист 50-х – 70-х годов, однажды высказался об этом примерно так: если бы Земля была величиной с Юпитер, то повторяемость явлений была бы несравненно выше, и география быстро обзавелась бы теорией. Увы, это была, разумеется, шутка, и нам, географам, приходится иметь дело со скромными земными масштабами.

Однако именно это придаёт особую ценность тем урокам общего характера, которые удаётся вынести из частных наблюдений географический явлений и объектов. Классическая география 19 века (в первую очередь немецкая) именно так и строила нередко свои описания разных стран и народов: слова о конкретном объекте сопровождались рассуждениями о том, какие общегеографические выводы могут эти слова породить или подтверждать. Карл Риттер вообще утверждал, что вся совокупность ландшафтов и народов Земли задумана Господом как некий «курс обучения», где каждый ландшафт или народ предназначен служить наглядным пособием для познания отдельной горней идеи, служить неким классом для воспитания определённого возвышенного чувства или трудным поприщем, которое надо пройти для обретения очередного качества, достойного человеческой личности.

Эта старинная манера вполне заслуживает подражания – особенно если для этого есть хороший повод. Районы США – на редкость удобный повод для такого подражания. Может быть, дело в том, что американская культура особенно чувствительна к географическому пространству. У этого есть по меньшей мере две причины: во-первых, она наследует эту черту от культуры английской с её «помешанностью» на ландшафте, на особенностях каждого самого скромного уголка своей маленькой страны, а во-вторых, американцам пришлось в короткий исторический срок самим осваивать свою гигантскую и почти безлюдную страну. А раз так, то не стоит удивляться, что многие стороны общественной жизни современных США удивительно географичны, и географичность эта проявлена настолько ярко, что даже начинающий географ без труда найдёт здесь очень много поучительного для своей профессии.

Именно на этой особой «явленности» хотелось бы сделать акцент: многие из уроков, которые способна преподать география США, можно извлечь из географии многих других стран, однако в том-то и дело, что именно в США они выглядят особенно очевидными. Здесь подойдёт, наверное, метафора из геологии: США можно представить себе как некое обнажение того кристаллического фундамента, который подстилает почти все страны мира, но в них он находятся под толщей осадочных пород из обломков местной специфики, а в США его сплошь да рядом можно наблюдать воочию. Наверняка такие «обнажения» встречаются и в других частях мира, так что «подражания Риттеру» вполне будут уместны и в их описаниях, но это ничуть не умаляет уместности делать это и при описаниях США.

На Географическом факультете МГУ я веду обширный курс «География США». Первая его часть посвящена стране в целом, а вторая – её районам, и вот эту вторую часть я постепенно полностью перестроил так, чтобы вместо описания районов США появилась совокупность уроков, которые даёт нам, географам, изучение каждого из этих районов. Разумеется, наряду с уроками давалось и само описание, так что сами «уроки» вовсе не стали самоцелью. Они оказались лишь очень удобной для студентов формой, в которой усвоение исходного материала шло гораздо лучше.

В нижеследующих уроках используется авторское районирование США, которое изложено в моей книге «Районы США: коллективный портрет современной Америки» (Москва, Географгиз, 1989). Желающих проверить обоснованность выделения именно таких районов, а не иных, отсылаем к первой главе этой книги, а здесь приводим лишь карту с сеткой этого районирования. Самим районам предстоит демонстрировать свои уроки в той последовательности, которая давно стала для географии США традиционной, то есть с северо-востока на юг и запад, вослед шествию иммигрантов из Европы по этой стране.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: