О районировании

Районирование как высшая форма географического искусства

Таково заглавие знаменитой статьи знаменитого американского географа Джона Фрейзера Харта (университет штата Миннесота). Таково прочное верование российской и советской географии. На самом деле районный подход – не единственный в географии – есть ещё структурный, где всё воспринимается как совокупность узлов, линий в виде некоего графа, тогда как районный подход – это мышление площадными объектами. На Западе популярен подход с точки зрения «местностей»: мир есть калейдоскоп неповторимых местообитаний человека, район – это лишь увеличенный вариант Местности. Нам, российским географам, присущ прежде всего именно районный подход. Есть даже такое выражение – районная школа Николая Николаевича Баранского. Можно сказать, что это священное понятие для нас, и наши студенты как выходцы из российской школы географии должны знать этот подход на зубок.

Районирование – это професьон де фуа, то есть дело профессиональной чести, и очень хотелось бы найти слова, которые позволили бы достучаться до студенческих сердец и вложить в них (а не только в голову) понимание того, что речь идёт о самом главном в их будущей профессии, чем бы они ни занимались. На примере США я и попытаюсь это показать. Как и прежде, я постараюсь использовать американский материал для объяснения неких общих идей географии. В этом своём курсе по районам США я делаю это открыто: каждый район служит неким уроком на общегеографические темы, он даже так и называется неофициально – «Уроки районов США».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: