Ий класс

Педагог должен проработать с учеником в течение учебного года 14—16 различных произведений:

- 2 полифонии,

- 2 крупных формы

- 5 - 6- пьес (включая 1-2ансамбля)

- 5 - 6 этюдов на различные виды техники.

- самостоятельно выучить 1-2 пьесы – меньшей трудности на 1-2 года.

- читать с листа произведения на 1-2 года меньшей трудности

1. Технические Требования:

В начале года играть все Гаммы в 1-2 октавы к. рукой отдельно, по квинтовому кругу.

На зачёт: 1- семестр - играть диезные с 2-мя и с 3-мя диезами, 2- семестр учить с 2 и 3-мя бемолями – в 4- октавы, в 3, 10, в октаву (расходящиеся). Хроматические гаммы, (можно в терцию). Аккорды желательно 4-х звучные 2-мя руками вместе; короткие арпеджио, (ломанные и длинные учить в классном порядке). Уменьшённый вводный септаккорд в виде коротких арпеджио. Темп исполнения: q = 80 (Метроном Мельцеля). Давать упражнения на растяжку пальцев руки, на ротации, на аккорды, на скорость и беглость пальцев и т.д.

2.: Подбор по слуху мелодий с простейшим сопровождением, транспонирование лёгких этюдов (типа Черни-Гермер №№ 1-10) с сохранением аппликатуры оригинала. По возможностям ученика сочинение лёгких пьесок в форме периода, вариации на простые попевки.

Разучивать украшения и мелизмы в виде простых секвенций, репетиции, ппо разным октавам.

4 – ый класс: Педагог должен проработать с учеником в течение учебного года 14-16 произведений

  • - 2 полифонии (1 с элементами 2-хголосия в одной руке, например Бах Маленькая прел. e-moll №7).
  • - 1-2 –крупные формы (можно лёгкий концерт)
  • - 5-6 пьес (включая 1-2 ансамбля),
  • - 5-7 этюдов на различные виды техники, в том числе на двойные терции, аккорды, короткие и ломаные арпеджио)
  • - 1-2 произведения эскизно для перспективы
  • -1 произведение самостоятельно на 1-2 класса ниже

Технические требования: Играть все гаммы по квинтовому кругу,

На зачёт: Гаммы с 3-мя и 4-мя диезами и бемолями в подвижном темпе, примерно q = 90 -100. Все гаммы в мажоре и миноре – расходящиеся, а так же в терцию, дециму и 1-2 гаммы в мажоре в сексту, двойные терции от белых клавиш (до, соль, ре, фа – в мажоре, и до, ре, ми –миноре). Арпеджио короткие, ломанные 2-мя руками, длинные арпеджио – каждой рукой отдельно. Хроматические от тех же нот, что и гаммы. Интенсивно работать над беглостью, работать над октавной техникой, и техникой двойных нот (дв.3 терции)

Музыкально-художественные требования:

· В чтение с листа включать произведения разных жанров: отрывки из опер, романсы, балетную и симфоническую музыку в лёгком переложении;

· Усиление элементов анализа выразительных средств музыки.

· Работать над осознанной художественной интерпретацией, стилем, формой сочинения;

· Способствовать проявлению индивидуальности ученика – своего отношения к исполнению, выбора своих вариантов нюансов и т.д.

· Усложнение репертуара - включать сложную 3-хчастную форму с контрастной серединой, лирическую кантилену (например Мендельсон «Песни без слов», Глиэр Прелюдия) и др. соч.

Заметна дифференциация в успехах, поэтому происходит дифференциация задач в обучении.

1. Детализация постановки задач, развитие самостоятельных навыков анализа, разбора: ученик самостоятельно пытается решить вопросы аппликатуры, динамики, с последующей проверкой педагогом.

а) Усиливается роль внутреннего слуха, слухового контроля, а также интеллектуальных и «рабочих» способностей.

б) Воспитание у ученика «горизонтального» мышления, длинного дыхания, фразировки.

2. Стимулировать процесс активного, интенсивного развития техники, освоения новых пианистических формул, приемов, усложнения художественных задач. Целесообразно давать учащимся 1-2 произведения на «вырост» — с более серьезными проблемами.

3. Расширение кругозора учащихся: слушание музыки, посещение концертов, самостоятельные разучивания легких пьес, участие в классных вечерах.

— Знание музыкальной терминологии и чтение с листа педагог проверяет систематически на контрольном уроке.

— Знакомству с произведениями разных стилей и школ способствует принцип «эскизного разучивания» произведений.

- С художественной и технической стороны учащийся проходит более сложный репертуар — полифония имитационного характера, сонаты, концерты, вариации, кантиленные и виртуозные пьесы различных стилей.

Уметь составить «целевую» программу для ученика 4 класса. Обосновать ее педагогическую целесообразность для слабых и сильных учащихся.

Программа для 4-ого класса: (средний хороший ученик)

1. Бах Маленькие прелюдии и фуги. Тетрадь 2-ая: Прелюдия До маж.№1(оркестровый тип фактуры, насыщенная фактура, в одной руке 2голоса)

2. Черни-Гермер 2тетрадь этюд №20 – для левой руки

3. Черни соч.299 №1 Этюд (для пр.р. на длинном дыхании), №4 – для закрепления группетто

4. Чимароза Соната соль минор (оркестр, двойные сексты, перключения на вокальные мелодии)

5. Кабалевский Вариации ре минор на словацкую тему «Спать пора»

6. Барток «Вечер у секейев» (Вечер в деревне) – это жанр рапсодии с народными напевами и танцем

7. Прокофьев из цикла «Детская музыка» - Утро, Марш, Радуга, (Тарантелла – виртуозная пьеса).

8. Чайковский «Сладкая грёза» - лирический ноктюрн, тонкие нюансы интонирования и агогики.

Музыкальный материал:

И.С. Бах Маленькие прелюдии и фуги, 2-х голосные инвенции, 3-х голосные инвенции

И.С. Бах Французские сюиты (отдельные пьесы)

В. Моцарт 6 сонатин

Л. Бетховен Сонатины

М. Клементи Сонатины

Д. Чимароза Сонатины

М. Глинка Сочинения для фортепиано: вальсы, контрданс, мазурки

Б. Барток Микрокосмос III-VI тетради

Э. Кодаи 12 детских танцев

Р. Глиэр Альбом фортепианных пьес

Ф. Мендельсон «Песни без слов»

В. Гаврилин «Альбом для фортепиано»

Д. Шостакович «Танцы кукол»

В. Гаврилин «Альбом фортепианных пьес, ансамблей»

Ж. Орик «Маленькая сюита»

П. Чайковский «Детский альбом», «Времена года»

Этюды — Черни, Лемуана, Лешгорна, Крамера, Беренса, Киркора и др.

Литература:

Б. Милич «Воспитание ученика-пианиста» 3-4 классы ДМШ

Программа ДМШ (Нучно-методич. Центр по начальному и среднему музыкальному образованию Министерства Культуры РФ)

Закон РФ «Об образовании». М., 1992

2-ой вопрос:

Роль и акустическое значение педали у клавира. Методика организации педальной техники, первоначальные упражнения. Основные художественные функции правой и левой педали. Раскрыть особенности применения педализации в различных стилях на примерах пр-ий Баха, Гайдна, Бетховена, Чайковского, Прокофьева. Технология и способы работы над педалью (на примере 1-2х произведений).

Преподаватель:

.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: