Программные, репертуарные требования и задачи обучения в старших классах ДМШ

Знать федеральный компонент Государственного образовательного стандарта начального и среднего образования.

5-ый класс: Педагог должен проработать с учеником в течение учебного года 12—14 различных произведений:

- 1-2 полифонии,

- 1- 2 крупных формы

- 5 - 6- пьес (включая 1- ансамбль, и 1 аккомпанемент)

- 5 - 6 этюдов на различные виды техники, в том числе октавный, на длинные арпеджио, мартелато и на левую руку.

- самостоятельно выучить 1-у пьесу – меньшей трудности на 1-2 года.

- 1-2 произведения пройти эскизно для перспективы и расширения кругозора

- читать с листа произведения на 1-2 года меньшей трудности

Технич. требования: Все гаммы знать, на зачёте играть в 4 октавы с 5-ю и 4-мя знаками (мажорные и их параллельные) в темпе q = 100-110, в 8, 3, 10. Все виды арпеджио, хроматические, D7 с обращениями в виде длинного арпеджио, уменьшённый вводный в виде длинного арпеджио к минорам. 11 длинных арпеджио от ДО.

6-ой класс: Педагог должен проработать с учеником в течение учебного года 10—12 различных произведений:

- 1-2 полифонии,

- 1- 2 крупных формы

- 5 - 6- пьес (включая 1- ансамбль, и 1 аккомпанемент)

- 5 - 6 этюдов на различные виды техники, в том числе октавный, на длинные арпеджио, мартелато и др.виды.

- самостоятельно выучить 1-у пьесу – меньшей трудности на 1-2 года.

- 1-2 произведения из общего числа пройти эскизно для перспективы и расширения кругозора

- читать с листа произведения на 1-2 года меньшей трудности

Технич. требования: Все гаммы знать, на зачёте играть в 4 октавы с 6-ю и 5-ю знаками (мажорные и их параллельные) в темпе q = 110-120, в 8, 3, 10, 6 (в сексту). Все виды арпеджио, хроматические, D7 с обращениями в виде длинного арпеджио, уменьшённый вводный в виде длинного арпеджио к минорам. 11 длинных арпеджио от ДО, РЕ, МИ. Упражнения на развитие силы пальцев, ловкости – двойные хроматические терции, двойные сексты и др. Транспорт лёгких этюдов и пьес, подбор по слуху мелодий и аккомпанемента к ним, аранжировка 1 пьесы с упрощением аккомпанемента, или 1-ого романса или песни

·1. Учитель — ученик. Возникает проблема общения из-за потубертатного периода

· от 11 – 13 лет - средний школьный возраст (S+O), ребёнок входит в потубертатный период (период полового созревания), реакции познания могут значительно замедлиться. Постепенно включаются процессы самопознания – рефлексии, самооценки и переоценки понятий о себе, ребёнок может быть очень раним, т.к. в этот период он по-новому осознаёт себя и своё место в коллективе, в семье, в мире.

Ученику требуется сочувствие и доброжелательная беседа, разговор о жизни и отражении её в музыке. (Совместно слушать, обсуждать, спрашивать его мнение, недопустим менторский способ общения и выбор программы для ученика не по его предпочтению).

7-ой класс: Педагог должен проработать с учеником в течение учебного года 10—12 различных произведений:

- 1-2 полифонии,

- 1- 2 крупных формы

- 5 - 6- пьес (включая 1- ансамбль, и 1 аккомпанемент)

- 5 - 6 этюдов на различные виды техники, в том числе октавный или аккордовый, на длинные или ломанные арпеджио, мартелато и др.виды.

- самостоятельно выучить 1-у пьесу – меньшей трудности на 1-2 года.

- 1-2 произведения из общего числа пройти эскизно для перспективы и расширения кругозора

- читать с листа произведения на 1-2 года меньшей трудности

Технич. требования: Все гаммы знать, на зачёте играть в 4 октавы с 6-ю и 5-ю знаками (мажорные и их параллельные) в темпе q = 120, в 8, 3, 10, 6 (в сексту). Все виды арпеджио, хроматические, D7 с обращениями в виде длинного арпеджио, уменьшённый вводный септаккорд в виде длинного арпеджио к минорам. 11 длинных арпеджио от ДО, РЕ, МИ. Упражнения на развитие силы пальцев, ловкости – двойные хроматические терции, двойные сексты и др.

Транспорт лёгких этюдов и пьес, подбор по слуху мелодий и аккомпанемента к ним, аранжировка 1 пьесы с упрощением аккомпанемента, или 1-ого романса или песни.

· - от 14 - 16 лет – старший школьный возраст (O). В этот период происходит освоение семантики языка (объективного значения слов, выражений), понимание «стиля», «манеры» и др. значений языка (музыкального в том числе). Появляется уверенность в себе, независимость суждений, потребность самореализоваться, потребность в самоуважении. Включается звукотворческая воля, стратегическое мышление, расчётливость, и процессы осознанного самоограничения, в том числе управление реакциями возбуждения и торможения.

Может возникнуть проблема творческого контакта из-за долгого общения (Ученику вы должны быть интересны). Необходимо перейти на взрослый стиль общения, активизировать его любопытство новой музыкальной информацией, поговорить о его будущем, о его способностях, заинтересовать его в дальнейшем развитии, поддерживать интерес к активным занятиям музыкой.

а) В этот период репертуар будет играть особую роль в развитии глубины и разнообразия эмоциональной сферы учащихся. Разнообразие стилей, включение в репертуар произведений современных композиторов, джаза, алеаторики, необычных или популярных.

б) «Эскизное» разучивание сочинений позволяет накапливать репертуар, развивать музыкальный кругозор и творческое мышление; забота об интеллектуальном развитии ученика и развитие его эстетических вкусов, чтение специальной литературы, чтение с листа различных произведений, слушание музыки, посещение концертов.

2. Активное развитие крупной техники, усиливается роль развернутых виртуозных пьес; учёт профессиональной ориентации учащихся обязывает к тщательной технической отделке исполняемого произведения.

— Освоение всех видов техники, в том числе Д7с обращениями, 11 аккордов, двойных нот, хроматических и диатонических терций.

3. Роль концертных выступлений, психологическая подготовка к ним (аутогенная тренировка положительных тезисов и эмоций).

Воспитание у ученика тенденций к самоанализу, и самоконтролю за потоком мысли во время игры.

Анализ репертуара и составление «целевых» программ для средних и подвинутых учащихся. Анализ открытых уроков преподавателей школы и училища со старшими учениками.

Программа за 6-ой класс: (средний хороший уровень)

1. Бах 3-хголосная Инвенция h-moll (декламационная, виртуозная, контраст в динамике)

2. Черни ор.299 № 11, 12, 21, 24,

3. Гайдн Соната G-Dur. №12 (17) ч.1 (украшения, оркестровка, виртуозная)

4. Бетховен 6 лёгких сонат № 2 f-moll 1ч. (сильный контраст, соната фантазия, оркестр)

5. Мендельсон Песня без слов №6 g-moll. или №12 fis-moll (тип баркаролы, «bell canto»)

6. Гречанинов Прелюдия b-moll, op.37№2 (трагическая исповедь, хоральная фактура ostinato в пр. р.)

7. Прокофьев «Тарантелла» (виртуозная танцевальная пьеса, «Вечер» (Ноктюрн, пейзажная зарисовка) из ц. «Детская музыка»

Литература для анализа:

И.С. Бах 3-х голосные инвенции, концерты, сюиты, партиты

Моцарт, Бетховен, Гайдн — Сонаты, вариации, концерты

Ф. Шопен Прелюдии, ноктюрны, мазурки, вальсы

П. Чайковский «Времена года»

Н. Мясковский «Причуды», «Пожелтевшие страницы»

С. Прокофьев «Мимолетности»

М. Глинка «Вариации», Ноктюрн и др.

Э. Григ Лирические пьесы

Ф. Мендельсон «Песни без слов»

Ф. Лист Утешения

А. Аренский, А. Лядов, С. Рахманинов Отдельные пьесы

Этюды: Черни ор.299, 740, Крамер I-II т., М. Клементи, М. Мошковский, И. Лев, А. Кобылянский Этюды; Ф. Лист «Юношеские этюды» и др.

Закон РФ «Об образовании». М., 1992

Программа ДМШ. М., 1988


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: