Важное значение в социологии придается факторам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:
1) биологические (в частности биологическая наследственность индивидов);
2) психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);
3) социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).
Важнейшую роль в осуществлении социализационных процессов выполняют социальные агенты, институты социализации.
Таковыми являются:
1) семья — первичная группа и социальный институт, где формирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;
2) школа - социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.
|
|
3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на активность формирующейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориентации и жизненных установок, на формирование жизненных позиций;
4) трудовой коллектив., который социализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность, развивает в лей индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обогащению и развитию социального опыта, как индивида, так и социальной группы (общности);
5) средства массовой информации — включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально-культурный, политический горизонты, делают ее выборы более многогранными, интересными, обогащающими духовный мир и жизненный опыт индивида и группы;
6) культура - важнейший социальный институт социализации. Именно культура всем богатством человеческой творческой деятельности и продуктов этой деятельности, воплощенных в духовных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой социально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом.