Факторы и институты социализации

Важное значение в социологии придается факторам социали­зации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

1) биологические (в частности биологическая наследственность индивидов);

2) психологические (влияние на процесс социализации темпера­мента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);

3) социальные (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.).

Важнейшую роль в осуществлении социализационных про­цессов выполняют социальные агенты, институты социализации.

Таковыми являются:

1) семья — первичная группа и социальный институт, где фор­мирующаяся личность получает первые социализационные уроки, приобретает первый социальный опыт как существо индивидуальное и одновременно социальное;

2) школа - социальный институт, который силами учителей осуществляет обучение и образование детей и подростков, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения и жизнедеятельности.

3) группа сверстников, которая оказывает неформальное, но очень сильное влияние на активность формирую­щейся личности, на осуществляемый ею выбор ценностных ориента­ции и жизненных установок, на формирование жизненных позиций;

4) трудовой коллектив., который социализирует и профессио­нализирует социализирующее воздействие социальной среды на лич­ность, развивает в лей индивидуализированное воспроизводство норм, ценностей, традиций, подталкивает ее к новаторству, к обога­щению и развитию социального опыта, как индивида, так и социаль­ной группы (общности);

5) средства массовой информации — включают личность в мощные и разнообразные информационные потоки, расширяют тем самым ее познавательный, мировоззренческий, социально-культурный, политический горизонты, делают ее выборы более многогранными, интересными, обогащающими духов­ный мир и жизненный опыт индивида и группы;

6) культура - важнейший социальный институт социализации. Именно культура всем богатством человеческой творческой деятельности и продуктов этой деятельности, воплощенных в духов­ных идеалах, ценностях, образцах поведения, активизирует творческий потенциал личности, делает ее более богатой духовно и развитой соци­ально, способной творчески воспроизводить, обогащать и развивать социальный опыт индивида, общности и общества в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: