Лекция 7. Социализация и развитие личности

Становление личности идет параллельно становлению индивидуальности. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимообусловлены. Формирование личностных качеств человека находится в тесной взаимосвязи с его индивидуальным сознанием, которое зависит не только от статуса и роли личности, но и от ее индивидуального отношения к своему положению (статусу, роли). Это объясняет тот факт, почему в условиях одной и той же этносоциальной среды могут существовать разные социальные типы личности.

В чем же главная суть и основное различие социализации и индивидуализации личности? Социализация - это процесс становления личности путем освоения индивидом основного набора духовных ценностей, выработанных человечеством. Индивидуализация - это процесс становления личности путем селекции, информации, получаемой индивидом из окружающей среды, в производства новых духовных ценностей, значимых для общества. Индивидуализация осуществляется в основном посредством выбора (книг, друзей, профессии, места работы и жительства и т.п.). Социализация же осуществляется в основном посредством принуждения (обязательное среднее образование, обязанность трудиться и пр.). Социализация – это долг личности, а индивидуализация - ее право.

Итак, основными путями формирования личности являются социализация и индивидуализация.

Рассмотрим более подробно, как протекает процесс социализации личности. В. А. Ядов выделяет четыре этапа социализации:

1) освоение предметной деятельности в семье;

2) освоение общения в различных малых группах;

3) освоение профессиональной деятельности в учебных и трудовых коллективах;

4) освоение культурных ценностей общества посредством включения в целостную систему общественных отношений.

Четыре этапа социализации – это те ступеньки, по которым проходит личность в процессе онтогенеза. Личность формируется в обществе, поэтому категория, парная понятию «личность», – это «общество». Отсюда: каково общество, такова и личность. Такой социологический подход к понятию «личность» предполагает, прежде всего, изучение факторов социальной среды, формирующих личность. Представление о том, что социализация личности – единственный процесс ее развития, как мы отмечали выше, преодолевается посредством введения понятия «индивидуализация личности, если понимать индивидуализацию как процесс влияния личности на общество.

Наиболее значимым фактором социализации личности является процесс усвоения языка.

Вторым важным фактором социализации личности является уровень культурно-исторического развития общества. Человечество имеет разные модели личности в зависимости от этнокультурных традиций и общественно-экономического строя. Различные социальные общности предъявляют к формированию личности свои специфические требования.

И.С. Кон проводит сравнение моделей личности, сформировавшихся под влиянием западной (европейской) и восточной (японской) культурных традиций. Он отмечает, что западная модель человека является активно предметной, западная (европейская) культура дает установку личности формироваться в деятельности, в деяниях и поступках. Поэтому не случаен психологический принцип единства сознания и деятельности. Восточная культура не придает такого значения предметной деятельности, утверждая, что творческая активность, как бы служащая пружиной активности личности, развертывается лишь во внутреннем духовном пространстве и познается не практикой, а в акте мгновенного озарения, инсайта.

Третьим важным фактором социализации является общение.

Обратимся теперь к анализу процесса индивидуализации личности. Вне связи с проблемой индивидуальности личность есть абстракция и в реальном мире не существует. По мнению И. И. Резвицкого, личность социальна по своей сущности, неиндивидуальна по способу своего существования. Индивидуализация включает в себя как процессы формирования (развития) индивидуальности, так и процессы ее самореализации во внешнем социальном мире. Мы остановимся только на процессах, формирующих индивидуальность, среди которых можно выделить три основных: самоопределение, самопроявление и самодостаточность.

Самоопределение представляет собой определение индивида в общем, социальном окружении, осмысление и установление им своего места и роли в обществе. Процесс самоопределения полярен, так как складывается из дифференциации и интеграции человека. Дифференциация людей в обществе обусловлена главным образом разделением общественного труда и выступает лишь начальной фазой индивидуализации. Психологи отмечают, что уже трехлетний ребенок отделяет свое «Я» от окружающей среды. Но индивидуализация — это не только выделение человека из общности, это и интеграция, т. е. включение его в систему общих связей и отношений. Если безграничная дифференциация ведет к индивидуализму, то чрезмерная интеграция растворяет индивидуальность в обществе, приводит к конформизму.

Самопроявление – это выражение себя в различных формах и способах деятельности и общения. Процесс самопроявления также полярен: самопроявляясь, человек одновременно показывает свою специфичность и типичность в отношении других людей. Уже в первобытной общине происходит определение специфических функций человека, развитие его специфических свойств и признаков. Чем специфичнее становится человек, тем больше у него оказывается возможностей для самореализации и самоактуализации. Типичность означает уподобление индивида другим членам социальной общности.

Самодостаточность — это процесс приобретения индивидом своего способа существования, способности к самообеспечению и саморегуляции. Становление самодостаточности проходит тоже полярно, она складывается из автономизации и конкордации. Автономизация означает становление самобытности, уникальности индивида. В процессе общественно-трудовой деятельности у каждого человека вырабатываются свои способы и формы жизнедеятельности. Но действительный критерий индивидуализации человека состоит в его общественной направленности. Социальное призвание личности заключается в сохранении и развитии человеческого общества. Поэтому полярным процессу автономизации выступает процесс конкордации как формирование установок, интересов, умений и навыков личности, дающих возможность осуществить свою жизнедеятельность согласованно с деятельностью других членов общества. Конкордация и означает согласование. При этом не предполагается покушение на самобытность человека, речь идет о его умении согласовывать свои жизненные цели и действия с целями и действиями других. Стремление личности к автономизации как самоцели может порождать индивидуалистические ориентации. Ограничение же автономности личностей, жесткая направленность на общественные интересы исключают индивидуальную самостоятельность, снижают творческую активность, что, как мы указывали выше, превращает общество в нечто застывшее и однородное.

Двигаясь по пути социализации и индивидуализации, личность создает свою систему отношений к окружающим ее людям и предметам, к самой себе. В социальной психологии отношение личности к самой себе известно под термином «Я-концепция». По определению Т. Шибутани, «Я-концепция» — это то, что человек значит для самого себя, это способ его поведения. Она формируется с помощью двух механизмов: персонификации и идентификации.

Персонификация — это перенесение своего «Я», своих личностных качеств на другого человека в процессе сравнения себя с ним.

Идентификация — это, напротив, перенесение личностных качеств другого на самого себя, стремление актуализировать в своей личности те качества, которыми обладает избранник.

В связи с этим вспомним, что стимуляторами поведения личности являются потребности. Наиболее популярна классификация потребностей, разработанная американским психологом А. Маслоу. Он считал, что потребности личности можно представить иерархической системой.

1. Физиологические потребности – самый низший, но и самый значимый уровень (если они не удовлетворяются, то не имеют значения и все остальные уровни потребностей).

2. Потребности в безопасности и защите.

3. Социальные потребности — принадлежность к группе, связь с другими людьми, потребность в дружбе и любви.

4. Потребности «эго» (личностные):

а) потребности самоуважения — самоуверенность, независимость от других, самобытность, уникальность своего «Я», достижения, компетенция, знания;

б) потребности репутации — статус, признание, высокая оценка другими, уважительное отношение со стороны других людей.

5. Потребности в самоосуществлении, самоактуализации, реализации своих собственных потенциалов, саморазвитии, творчестве.

Для осознания необходимости этнической идентификации важны две основные потребности личности:

1) потребность принадлежности к общности, группе;

2) потребность в самобытности, уникальности своего «Я», уверенности в себе, независимости от других.

Указанные потребности человека вступают в противоречие друг с другом. Но личности необходимо удовлетворить обе эти потребности и, следовательно, согласовать их между собой. Процесс согласования выражается в том, что человек, с одной стороны, удовлетворяя свою потребность в принадлежности к общности, идентифицирует себя с этнической общностью и формирует чувство «мы», а с другой стороны, удовлетворяя потребность в самобытности, отделяет свою общность, определяет ее специфичность в сравнении с другими общностями и формирует чувство «они».

Итак, подведем итог всему вышесказанному. Основными путями формирования личности являются процессы социализации и индивидуализации. Социализация личности подразделяется на социумизацию, этнизацию и культуризацию. Индивидуализация личности складывается из самоопределения, самопроявления и самодостаточности. Этническая идентификация как осознание личностью своей принадлежности к определенной этнической общности необходима для удовлетворения двух противоречивых потребностей: потребности в самобытности и независимости от других людей и в то же время потребности в принадлежности к группе. В стабильном обществе необходимость этнической идентификации находится в скрытом состоянии, актуализируется же она в нестабильном обществе, в ситуации межнационального конфликта.

Социализация личности представляет собой процесс формирования личности в определенных социальных условиях. В ходе, которого человек преобразует свой опыт в собственные ценности, вводит в свою систему поведения те нормы и шаблоны поведения, которые приняты в обществе или группе. При этом нужно указать, что нормы поведения, нормы морали, убеждения бывают очень разными. Они определяются теми нормами, которые приняты в данном обществе, культуре. Например, в нашем обществе плюнуть на кого-то - это символ презрения, а у представителей племени масаи - это выражение любви и благословения. Или в странах Азии принято ждать от гостя отрыжки после еды в знак того, что он вполне удовлетворен, а в нашем обществе - это некультурно.

Выделяют следующие стадии социализации:

1. Первичная социализация или стадия адаптации (рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

2. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). Включает в себя стадию еще неустойчивого мировоззрения и характера подростка. А юношеский возраст (18 - 25 лет) характеризующейся как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «впис аться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимоотношений с людьми и обществом;

- изменение себя, «стать как все»;

- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

5. После трудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Более детальный анализ процесса формирования личности возможен на основе выделения для каждого возраста той ведущей деятельности, которая обусловливает главные изменения в психических процессах и особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.

Существует свой особый стиль воспитания в каждой культуре, он определяется тем, что ожидает общество от ребенка. На каждой стадии своего развития ребенок либо интегрируется с обществом, либо отторгается. Эриксон указывал на тесную связь психики человека с характером общества, в котором он живет. Он ввел понятие групповая идентичность», которая образуется с первых дней жизни ребенка. Вначале ребенок постоянно ориентирован на определенную социальную группу, понимает эту группу как мир. Но постепенно у ребенка формируется эгоидентичность, чувство устойчивости и непрерывности своего Я.

Формирование эгоидентичности - длительный процесс, включает ряд стадий развития личности. Каждая стадия характеризуется задачами этого возраста и задачами общества. На каждой стадии (см. табл.2) человек переживает психосоциальный кризис, соответствующий возрасту.

На стадии младенчества (0-1 г.) главную роль в жизни ребенка играет мать, она кормит, укачивает, дает ласку, заботу, в результате чего у ребенка формируется базовое доверие к миру. Базовое доверие проявляется в легкости кормления, хорошем сне ребенка, нормальной работе кишечника, умении ребенка спокойно ждать мать (не кричать, не звать, так как ребенок уверен, что мать придет и сделает то, что нужно).

Кризис связан с тем, удовлетворяется или нет основные физиологические потребности ребенка. Динамика развития доверия зависит от матери. Здесь важно не количество пищи, а качество ухода за ребенком, важна уверенность матери в своих действиях.

Если мать тревожна, невротична, если обстановка в семье напряженная, если ребенку уделяют мало внимания (как пример, ребенок в доме сирот), то формируется базовое недоверие к миру, устойчивый пессимизм. Сильно выраженный дефицит эмоционального общения с младенцем приводит к резкому замедлению психического развития ребенка и недоверия к миру.

2-я стадия раннего детства связана с формированием автономии и независимости, ребенок начинает ходить, обучается контролировать себя при выполнении актов дефекации; общество и родители приучают ребенка к аккуратности, опрятности, начинают стыдить за «мокрые штанишки.

Таблица 2.

Период Ведущая деятельность Ведущая сторона социализации
1. Младенчество (0-1г.) - этап «доверия к миру» Эмоциональное общение с взрослыми А - освоение норм отношения между людьми
2. Раннее детство (1-3г) - этап «самостоятельности». Предметная деятельность. Усвоение общественных способов деятельности с предметами
3. Дошкольное детство (3-7 лет) - этап выбора инициативы Игра Освоение социальных ролей.
4. Младший школьный возраст (7-11 лет) - этап ученичества Учебная деятельность Освоение знаний, развитие интеллекта.
5. Подростковый возраст (11-14 лет) Общение со сверстниками А - Освоение норм отношений между людьми
6. Юношеский возраст (14-18 лет) - этап самоопределения Учебно-профессио-нальная деятельность Б - Освоение профессиональ-ных знаний умений
7. Старшая (поздняя) юность (18-25) Трудовая деятельность, профессио-нальная учеба А, Б - Освоение норм отношений и профессио-нальных знаний.
8. Этап зрелости    

Социальное неодобрение открывает глаза ребенка внутрь, он чувствует возможность наказания, формируется стыда. Если родители с пониманием помогают ребенку контролировать естественные отправления, то он получает хороший опыт автономии. Слишком строгий контроль приводит к страху и сомнениям, излишней в будущем, например, педантичности.

В возрасте 3 - 5 лет, на 3-й стадии, ребенок уже убежден, что он личность, в этом возрасте происходит его самоутверждение.

Игра становится очень важной для развития ребенка, формируется творчество. Ребенок осваивает отношения между людьми посредством игры, развивает свои психические возможности: волю, память, мышление и пр. Если ему позволяют осуществить планы, которые он строит, это способствует возникновению чувства инициативы. Но, если родители сильно подавляют ребенка, не уделяют внимания играм ребенка, то это отрицательно влияет на развитие ребенка, способствует закреплению пассивности, неуверенности, чувству вины.

В младшем школьном возрасте (4-я стадия) ребенок уже исчерпал возможности развития в рамках семьи, и теперь школа приобщает ребенка к знаниям о будущей деятельности, передает технологическую культуру. Если ребенок успешно овладевает знаниями, новыми навыками, он верит в свои силы, уверен, спокоен, у него развивается вкус к работе. Неудачи в школе приводят к появлению, а порой и к закреплению чувства своей неполноценности, неверия в свои силы, даже отчаяния, потери интереса к учебе.

При неполноценности ребенок как бы снова возвращается в семью, она для него убежище, если родители с пониманием стараются помочь ребенку преодолеть трудности в учебе. В случае если родители лишь ругают и наказывают за плохие оценки, чувство неполноценности у ребенка закрепляется порой на всю его жизнь.

В подростковом возрасте (5-я стадия) формируется центральная форма эгоидентичности. Бурный физиологический рост, половое созревание, озабоченность тем, как он выглядит перед другими, необходимость найти свое профессиональное призвание, способности, умения - вот вопросы, которые встают перед подростком, и это уже есть требования общества к подростку о самоопределении. На этой стадии заново встают все критические прошедшие моменты. Если на ранних стадиях у ребенка сформировалась автономия, инициатива, доверие к миру, уверенность в своей полноценности, значимости, то подросток успешно создает целостную форму эгоидентичности, находит свое «Я», признание себя со стороны окружающих. В противном случае происходит диффузия идентичности, подросток не может найти свое «Я», не осознает своих целей и желаний. Происходит возврат, регрессия к инфантильным, детским, иждивенческим реакциям, появляется смутное, но устойчивое чувство тревоги, чувство одиночества, опустошенности, появляется постоянное ожидание чего-то такого, что может изменить жизнь, но сам человек активно ничего не предпринимает. И самое неприятное, что появляется страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц противоположного пола, враждебность, презрение к окружающему обществу, чувство «не признания себя» со стороны окружающих людей.

На 6-й стадии (молодость) для человека актуальным становится поиск спутника жизни, тесное сотрудничество с людьми, укрепление связей со своей социальной группой, человек не боится обезличивания, он смешивает свою идентичность с другими людьми, появляется чувство близости, единства, сотрудничества, интимности с определенными людьми. Однако, если диффузия идентичности переходит и на этот возраст, человек замыкается, закрепляется изоляция, одиночество.

7-я - центральная стадия - взрослый этап развития личности. Развитие идентичности идет всю жизнь, идет воздействие со стороны других людей, особенно детей, они подтверждают, что ты им нужен. Положительные симптомы этой стадии: личность вкладывает себя в хороший, любимый труд и заботу о детях, удовлетворена собой и жизнью. Если же не на кого излить свое «Я» (нет любимой работы, семьи, детей), то человек опустошается, намечается застой, косность, психологический и физиологический регресс. Как правило, такие отрицательные симптомы сильно выражены, если личность была подготовлена к этому всем ходом своего развития, если всегда были отрицательные выборы на этапах развития.

После 50 лет (8-я стадия) происходит создание завершенной формы эгоидентичности на основе всего пути развития личности, человек переосмысливает всю свою жизнь, осознается свое «Я» в духовных раздумьях о прожитых годах. Человек должен понять, что его жизнь - это неповторимая судьба, которую не надо переделывать, человек «принимает» себя и свою жизнь, осознается необходимость в логическом завершении жизни, проявляется мудрость, отстраненный интерес к жизни перед лицом смерти. Если «принятия себя и жизни» не произошло, то человек чувствует разочарование, теряет вкус к жизни, чувствует, что жизнь прошла неверно, зря.

Эриксон считал, что «как решено на 1-й стадии, то так будет решено и на последней». Понять жизнь можно только к концу, а прожить надо сначала. Переход от одного периода к другому - это изменение сознания и отношений ребенка к окружающей действительности и ведущей деятельности, это критические, переходные возрасты, когда - происходит ломка прежних социальных взаимоотношений ребенка и окружающих.

В период критической фазы дети трудновоспитуемы, проявляют упрямство, негативизм, непослушание, строптивость. Негативизм - это когда ребенок может отказаться делать то, что ему даже очень хочется, но если взрослые требуют этого, т. е. реакция ребенка обусловлена не содержанием требованием взрослого, а отношением ребенка к взрослым.

Упрямство - реакция ребенка, когда он настаивает не потому, что ему этого очень хочется, а потому, что он этого потребовал. Строптивость - бунт ребенка против всего образа жизни, против норм воспитания, против всех взрослых. Если взрослые не изменяют своего поведения, то строптивость может долго удерживаться в характере. Болезненность и резкость критических возрастов усиливается по вине взрослых, если у них отсутствует умение гибко перестроить свои взаимоотношения с ребенком в связи с изменением его личности и повышением его самостоятельности.

Выделяются большие кризисы (новорожденности, кризисы 3-х лет, подростковый кризис 13 - 14 лет) и малые кризисы (кризис 1 года жизни, 7 лет, 17 - 18 лет). При больших кризисах перестраиваются отношения ребенка и общества. Малые кризисы внешне спокойно проходят, связаны с нарастанием умений, самостоятельности ребенка.

Нет семьи, где бы ни возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Ребенок эпизодически безо всяких причин наотрез отказывается подчиняться какому-либо требованию. Немотивированный негативизм раннего детского возраста - закономерный этап формирования личности. Маленький человек делает первые неловкие и наивные попытки продемонстрировать свое «Я». Если стремиться во что бы то ни стало переломить малыша, он вырастет робким, зависимым, слабовольным, не сможет отстаивать свои интересы.

Часто недовольство родителей вызывают бесконечные игры ребенка, от которых его трудно оторвать. Но игра для ребенка и есть та самая главная и важная работа, деятельность, благодаря которой идет психическое и умственное развитие ребенка. Психологи и педагоги указывают, что люди, лишенные в детстве игр со сверстниками, остаются часто мало контактными, нелюдимыми, в результате - несчастными.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: