Капительные вложения, их классификация

Основную роль в материально-техническом оснащении предприятий и обеспечении расширенного воспроизводства играют капитальные вложения.

Капитальные вложения – это затраты на создание новых, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение имеющихся основных средств.

Существуют следующие на правления капиталовложений:

· новое строительство;

· расширение;

· реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий.

В основу данной классификации капиталовложений положен характер воспроизводства основных средств.

Новое строительство – возведение объекта, который после ввода в эксплуатацию будет обладать статусом юридического лица (иметь самостоятельный баланс, счет в банке и номер государственной регистрации);

Расширение предприятия – возведение объектов производственного назначения на новых площадях в дополнение к действующим.

Реконструкция – полная или частичная перестройка производства на новой технической базе. Она включает замену физически и морально изношенного оборудования в целях механизации и автоматизации производства, сооружение новых и расширение действующих объектов вспомогательного и обслуживающего назначения.

Техническое перевооружение – комплекс работ по повышению технического уровня отдельных участков производства путем замены устаревших машин и оборудования новыми, более производительными без расширения производственных площадей и увеличения численности работающих. При этом не предполагается никаких строительно-монтажных работ.

Реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий позволяют улучшить их технико-экономические показатели, экологию, конкурентоспособность продукции, причем с меньшими затратами и при сокращении сроков строительства по сравнению с возведением новых предприятий.

Капитальные вложения составляют преобладающую часть всех средств, обеспечивающих простое и расширенного воспроизводство основных фондов. Под простым воспроизводством понимаются вложения в основные средства в размерах, соответствующих сумме начисленного износа по действующим основным производственным средствам. В этом случае осуществляется доведение общих размеров основных средств до их первоначальной стоимости. Расширенное воспроизводство – это вложения в основные фонды в размерах, превышающих сумму их уменьшения в результате износа.

Капитальные вложения включают затраты:

v на строительно-монтажные работы и приобретение оборудования, входящего в сметы строительства;

v приобретение машин, оборудования, инвентаря, не входящего в сметы строительства;

v посадку и выращивание многолетних культур;

v формирование основного стада продуктивного и рабочего скота;

v на прочие капитальные затраты (отвод земельных участков для строительства, проектно-изыскательские работы и авторский надзор проектных организаций, содержание дирекций строящихся предприятий и технический надзор и т.д.)

Применяется два способа капитальных вложений: подрядный и хозяйственный.

Подрядный способ – это проектирование и сдача объекта под «ключ», когда подрядная организация занимается подбором оборудования, заказывает и монтирует его, приглашает различных субподрядчиков. Практика строительства в нашей стране представляет собой сочетание подрядного и хозяйственного способов. Подрядчик строит, монтирует, на заказчик предоставляет проектную документацию, покупает и доставляет на строительную площадку оборудование, а также некоторые строительные материалы и конструкции.

Хозяйственный способ строительства отличается тем, что предприятие организует самостоятельно строительно-монтажное производство, объединяя в одном юридическом лице и заказчика, и подрядчика. При этом создаются специализированные строительные участки или цехи. Иногда они имеют свой расчетный счет в банке и обособленные средства производства, таким образом превращаясь в подрядные организации, но часто действуют в составе предприятия на правах подразделения.

5. Лизинг как способ воспроизводства основных средств сельскохозяйственного предприятия

Наиболее остро в последние годы стоит проблема повышения обеспеченности сельскохозяйственного производства средствами труда. Выделяют следующие способы материально-технического оснащения:

· единовременная покупка за полную стоимость за счет собственных средств;

· единовременная покупка за полную стоимость за счет заемных средств;

· единовременная покупка за полную стоимость за счет средств смешанного финансирования;

· лизинг;

· приобретение механизированных услуг

Для предприятий с высокими показателями платежеспособности в условиях стабильного производства наиболее приемлемым вариантом повышения уровня обеспеченности средствами труда является приобретениеих за полную стоимость единовременно за счет собственных средств. Такое решение снижает затраты предприятия на выплату вознаграждений финансовым посредникам (предприятиям материально-технического снабжения, лизинговым компаниям, кредитным организациям). Однако на стадии расширения производства, когда наблюдается недостаток финансовых резервов предприятия для осуществления инвестиционной деятельности, возникает потребность привлечения заемного капитала в виде долгосрочных кредитов коммерческих банков или использования лизинговых операций. Это позволяет одновременно привлечь большее количество производственных ресурсов.

В настоящее время имеет место государственная поддержка сельских товаропроизводителей через льготные условия кредитования. Так, законодательством РФ было установлено, что 2/3 процентов за кредиты, предоставленные сельскохозяйственным предприятиям. компенсируются из федерального бюджета, 1/3 из областного. Вместе с тем аграрному предприятию получить долгосрочный кредит достаточно сложно. Это связано, с одной стороны. с тем, что показатели кредитоспособности и платежеспособности большинства сельскохозяйственных предприятий Костромской области не соответствуют предъявляемым к ним требованиям коммерческих банков. С другой стороны, с тем, что многие коммерческие банки предоставляют долгосрочные кредиты (более 5 лет) весьма редко и в ограниченных размерах.

Д ля решения проблемы повышения обеспеченности сельского хозяйства техникой в 1994 году Российской Федерации был предпринят ряд мер, в числе которых решение о развитии лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе. Речь идет о действовавшей до окончания 2002 года системе государственного финансово лизинга.

Лизинг - это вид инвестиционной деятельности по приобретению имущества и передаче его физическим или юридическим лицам на определенный срок, за определенную плату и на условиях, установленных договором лизинга, с возможностью выкупа имущества лизингополучателем, если это предусмотрено договором лизинга.

К объектам лизинга сельскохозяйственной техники относят новую и подержанную сельскохозяйственную технику, а также продукцию ремонтных предприятий и машинно-технологических станций.

Субъектами лизинга выступают три стороны: лизингодатель, лизингополучатель, поставщик. Лизингодатель - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных или собственных денежных средств приобретает в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю во временное владение или пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингодателями технических средств сельскохозяйственного назначения могут выступать специализированные лизинговые компании, непосредственно заводы-изготовители ремонтно-сбытовые предприятия, предприятия материально-технического снабжения, дилерские пункты, предприятия перерабатывающей промышленности, а также частные предприниматели.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять объект лизинга во временное владение и пользование.

Основными видами лизинга являются финансовый и оперативный.

Согласно Закону РФ <О лизинге», финансовый — это вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и временное пользование. Предмет лизинга переходит в собственность лизингополучателя по истечению срока договора лизинга или до истечения при условии выплаты лизингополучателем полной суммы предусмотренной договором лизинга, если иное не предусмотрено договором лизинга. По своей экономической сути финансовый лизинг представляет собой форму долгосрочного кредита в виде функционирующего.

Оперативный это вид лизинга, при котором лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве предмета лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и временное пользование. Срок, на который имущество передается в лизинг, устанавливается на основе договора лизинга. При оперативном лизинге предмет лизинга может быть передан в лизинг неоднократно в течение полного срока амортизации предмета лизинга.

Классическая операция имеет следующую последовательность осуществления. Как правило, она начинается с запроса субъекта рыночной экономики к юридическому лицу, осуществляющему лизинговую деятельность о возможности получения по лизингу имущества, относящегося к основным средства. После получения запроса лизинговая фирма проводит экспертизу бизнес плана будущего клиента для оценки риска неплатежей, оценивает производственную и коммерческую деятельность потенциального лизингополучателя, мобильность его капитала. Одновременно лизинговая фирмаопределяет круг производителей, необходимых средств производства, устанавливает цены, качество производства и технического обслуживания имущества, удаленность поставщика от лизингополучателя, возможные сроки поставки. Таким образом, па конкурсной основе выявляется оптимально приемлемый поставщик предмета лизинга.

Далее начинается стадия разработки лизингового проекта, содержащего следующие положения: финансируемая сумма, длительность контракта, способ уплаты лизинговых платежей, налогообложение, возможность выбора потребителя по окончании срока сделки, страхование имущества, арендные платежи, объем обслуживания оборудования и другое.

После разработки проекта лизингодатель знакомит участников сделки с ее условиями и, если они приемлемы, заинтересованные стороны подписывают лизинговый контракт.

Одновременно с заключением контракта лизингополучатель выплачивает арендную плату, первоначальный взнос в погашение стоимости объекта лизинга, страховой взнос и единовременно оплачивает дополнительные услуги лизингодателя.

На основании контракта лизингодатель делает заказ предприятию- поставщику на производство или поставку уже готового оборудования и между ними заключается договор купли-продажи. После окончания поставки лизингополучатель, лизингодатель и поставщик подписывают акт приема- передачи, после чего лизинговая фирма переводит на счет поставщика стоимость оборудования, и лизинговый контракт вступает в силу.

Косвенными участниками лизинговой сделки являются коммерческие и инвестиционные банки, кредитующие лизингодателя, а также страховые компании, дилерские и другие посредники.

6. Порядок финансирования и кредитования капитального строительства

Финансирование капитальных вложений за счет собственных средств инвесторов, а также банка производится по соглашению сторон. Договаривающиеся стороны определяют порядок внесения инвесторами (заказчиками) собственных средств на счета в банки, порядок кредитования и взаиморасчетов между участниками инвестиционного процесса за выполненные подрядные работы и поставку оборудования, материальных и энергетических ресурсов, оказание услуг. Формы оплаты определяются договорами.

При финансировании и кредитовании капитальных вложений определяются следующие документы.

Титульный список капитального строительства – перечень строящихся и предполагаемых к строительству объектов в планируемом периоде. Его составляют в пределах установленного лимита капитальных вложений с указанием года и месяца начала и окончания строительства, сметной стоимости (в том числе строительно-монтажных работ), объема работ на планируемый год и весь период строительства с распределением по годам, срокам и количеству вводимых мощностей, данных об обеспеченности строек проектно-сметной документацией. Объекты, включаемые в титульные списки, подразделяются на задельные (вновь начинаемые в планируемом периоде), переходящие (начатые в предыдущем периоде и не заканчиваемые в планируемом году) и пусковые (вводимые в эксплуатацию в планируемом году). Если строительство заканчивается в пределах календарного года, титульный список может не представляться.

Внутрипостроечный титульный список – конкретная годовая программа строительства объектов, по которым утверждена проектно-сметная документация. В нем указывают полную сметную стоимость каждого объекта, остаток сметного лимита, годовой лимит капитальных вложений с выделением стоимости строительно-монтажных работ и оборудования, показатели ввода в действие мощностей и основных фондов.

Справку об утверждении проектно-сметной документации представляют банку за подписью руководителя предприятия. В ней официально подтверждается: с каким органом согласована проектно-сметная документация; кем и когда утверждена сводная смета; какой орган и когда осуществил экспертизу технического проекта и сводной сметы; какая документация кем и когда утверждена по отдельным объектам, работам и затратам; даты и номера документов, согласно которым произведен отвод земельного участка под строительство и выдано разрешение на специальное водопользование.

Смета на строительство (сметно-финансовый расчет) определяет сумму денежных средств для выполнения работ на отдельном объекте. Она необходима для планирования, учета выполненного объема работ, расчетов между заказчиком и подрядчиком, определения лимита финансирования. Смету составляют на все виды работ на основе сметных норм, стоимости работ и данных об объеме работ.

Сметно-финансовые расчеты разрабатывают одновременно с проектным заданием по отдельным видам работ и затрат на общестроительные, сантехнические работы и т.д. на их базе по отдельным объектам определяют стоимость строительства в целом, составляют сводный сметно-финансовый расчет. После утверждения он как составная часть проектного задания может служить основанием для финансирования строительства.

Договор подряда регулирует взаимоотношения заказчиков с подрядными организациями. За невыполнение принятых по договору обязательств стороны несут взаимную материальную ответственность.

Акты на выполнение подготовительных работ составляют совместно подрядчик и заказчик и представляют в банк. Без этих документов банк оплату строительно-монтажных работ не производит.

Организация финансирования и кредитования строительства при подрядном способе ведения работ определяется порядком расчетов между хозяйством-заказчиком и подрядной организацией, принятым в договоре подряда. Стоимость предъявляемого к оплате объекта должна соответствовать стоимости, предусмотренной в утвержденной проектно-сметной документации и в договоре.

При формировании планов капитального строительства обеспечивается максимальная концентрация капитальных вложений, материально-технических и финансовых ресурсов, мощностей подрядных организаций на пусковых и переходящих стройках, и прежде всего на объектах государственного заказа. При оформлении финансирования капитального строительства необходимо, чтобы лимиты капитальных вложений и строительно-монтажных работ выделялись по стройкам в строгом соответствии с нормативными сроками.

Порядок определения готовой строительной продукции для подрядных организаций предусмотрен методическими указаниями центральных экономических органов. Законченные строительством и подготовленные к пуску предприятия, их очереди, пусковые комплексы, объекты производственного назначения и социальной сферы, принятые заказчиком, подлежат оплате: по стройкам с нормативной продолжительностью строительства до 1 года и по стройкам и объектам, осуществляемым методом «под ключ», - на основании акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительства; по стройкам (очередям) с нормативной продолжительностью строительства свыше года – на основании акта государственной комиссии о приемке в эксплуатацию предприятия, очереди, пускового комплекса.

По объектам социальной сферы, когда по климатическим условиям разрешается перенос сроков выполнения работ (озеленение застраиваемых территорий, устройство верхнего покрытия подъездных дорог к зданиям, тротуаров, хозяйственных, игровых и спортивных площадок), оплата производится в пределах 95 % сметной стоимости выполненных строительно-монтажных работ с окончательным расчетом после их завершения.

При хозяйственном способе капитального строительства на предприятиях подрядчиком становится отдел капитального строительства, которому открывается в банке расчетный счет. Ежеквартально руководитель предприятия – заказчик определяет сумму, которая перечисляется с расчетного счета хозяйства на расчетный счет отдела капитального строительства для оплаты заготовляемых строительных материалов, деталей, конструкций, блоков и т. д. По мере окончания отдельных видов работ или объекта в целом составляют акты приемки, на основании которых выписывают счета для перечисления средств с расчетного счета предприятия на расчетный счет отдела капитального строительства. При оплате счетов учитывают также стоимость израсходованных материалов, конструкций и другие затраты отдела капитального строительства, произведенные за счет полученного ранее аванса.

Финансирование и кредитование затрат на приобретение машин и оборудование, не входящих в сметы строительства, производится путем оплаты платежных документов поставщиков (заводов-изготовителей и снабженческих организаций) с расчетных и ссудных счетов (при оплате за счет долгосрочного кредита) в пределах сумм, предусмотренных на эти цели.

В случае недоброкачественности или некомплектности полученных машин и оборудования предприятие составляет акт с участием представителя снабженческой организации, а при необходимости и представителя завода-изготовителя, на основании которого оно вправе отказаться от оплаты и обязать поставщика заменить продукцию.

7. Финансирование ремонта основных средств

Основные фонды предприятий в процессе эксплуатации изнашиваются. Ремонт основных средств, являясь элементом простого воспроизводства, удлиняет срок их службы, повышает производительность, уменьшает потребность в прямых инвестициях на создание новых основных средств. Все виды ремонта осуществляются за счет затрат, включаемых в себестоимость продукции.

Различают следующие виды ремонта: текущий, средний и капитальный.

При текущем ремонте происходит ликвидация мелких поломок, замена отдельных элементов, деталей. Как правило, он носит случайный характер.

Средний и планово-предупредительный ремонт связан с заменой отдельных элементов, деталей и узлов, проверкой работы всех агрегатов. Средний ремонт может производиться несколько раз в год.

При капитальном ремонте машин и оборудования, осуществляемом с периодичностью более 1 года, как правило, производятся разборка агрегата, замена или восстановление изношенных деталей и узлов, ремонт базовых деталей. Капитальный ремонт зданий и сооружений предусматривает замену изношенных конструкций и деталей более прочными и экономичными, улучшающими эксплуатационные показатели ремонтируемых объектов.

Экономическая целесообразность капитального ремонта определяется сопоставлением затрат на капитальный ремонт со стоимостью ремонтируемых объектов. Если капитальный ремонт экономически нецелесообразен, то средства, предназначенные на его проведение, могут быть использованы на приобретение машин и оборудования взамен устаревших и выбывших из эксплуатации.

С проведением рыночных преобразований у предприятий изменился порядок финансирования ремонта объектов основных средств.

В настоящее время предприятия самостоятельно определяют как общие объемы ремонтных работ, так и их структуру по видам. План ремонта составляют на год в целом по предприятию на основе сметно-финансовых расчетов по ремонту отдельных объектов с учетом действующих норм, цен, тарифов. План утверждается руководителем предприятия.

Все предприятия независимо от подчиненности и форм собственности включают расходы на все виды ремонта объектов основных средств в состав затрат на производство м реализацию продукции. Предприятия могу т выбрать один из следующих вариантов отнесения на себестоимость затрат по ремонту:

o включать в себестоимость фактические расходы на проведение ремонта непосредственно после его осуществления. Этот способ имеет ряд недостатков. Если наблюдаются сезонные колебания в проведении ремонтных работ, то возникнут значительные колебания в себестоимости по отдельным периодам, что, в свою очередь, усложнит расчет прибыли и определение платежей в бюджет;

o создать ремонтный фонд. Предприятии на основе технико-экономических расчетов определяют общий объем ремонтных работ и норму финансирования ремонтного фонда. Нормы отчислений в ремонтный фонд должны учитывать и расходы на модернизацию оборудования, если она не проводится при реконструкции и техническом перевооружении. На основе утвержденных норм к стоимости основных производственных средств ежемесячно начисляют ремонтный фонд и включают его в себестоимость равными долями. Расходование средств из этого фонда происходит по мере необходимости. Это вносит определенную стабильность в формирование затрат на производство и реализацию продукции и прибыли предприятия;

o относить в случае необходимости фактические затраты по ремонту объектов основного капитала на расходы будущих периодов с последующим их ежемесячным списанием на производственные затраты.

Финансирование всех видов ремонта непроизводственных элементов основного капитала производится из прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. На эти цели предприятия могут также привлекать краткосрочные кредиты банков в тех случаях, когда объем ремонтных работ в отдельные периоды года превышает размер источников их финансирования, т. е. возникает так называемый сезонный разрыв.

Порядок финансирования ремонта в основном зависит от способа его проведения. При подрядном способе выполнения ремонтных работ расчеты между подрядчиком и заказчиком производятся за законченные этапы работ или объект в целом на основании договоров, к которым прилагаются акты приемки выполненных работ.

Расчеты по ремонту, осуществляемому хозяйственным способом, производят, как правило, по отдельным элементам затрат (заработная плата, отчисления единого социального налога, оплата материалов, деталей и другие расходы).

8. Оперативная работа и контроль при финансировании и кредитовании капитальных вложений

Оперативная работа по финансированию и кредитованию капитальных вложений, формированию основного стада и проведению ремонта заключается в четком и своевременном осуществлении текущих финансовых операций, направленных на бесперебойное обеспечение средствами предусмотренных мероприятий и мобилизацию внутренних ресурсов. Главная задача финансовых работников при этом – аккумуляция на расчетных счетах оборотных средств. Для этого бухгалтерия в установленные сроки оформляет платежные поручения и передает их в банк для проведения расчетов.

При внутригодовом недостатке (в отдельных кварталах) собственных средств, предназначенных на капитальные вложения, оформляется ходатайство в банк на получение краткосрочного кредита для возмещение указанного недостатка и перечисления суммы кредита со ссудных счетов на расчетные. Такая необходимость возникает в случаях, когда объем капиталовложений в отдельные кварталы года превышает сумму предусмотренных планом источников их финансирования.

Кроме того, предприятиям может быть выделен краткосрочный кредит под недостаток средств в отдельных кварталах в связи с досрочным выполнением годового плана работ. При временном отсутствии средств хозяйство может ходатайствовать о выделении краткосрочного кредита для оплаты акцептованных платежных требований подрядных организаций по расчетам за строительно-монтажные и ремонтные работы.

При временных финансовых затруднениях финансовые работники тщательно анализируют сложившуюся ситуацию, выявляют возможность ближайшего поступления собственных средств и направляют в банк ходатайство для получения краткосрочного кредита для акцептованных счетов подрядных организаций за выполненные работы, расчетов с поставщиками за отпущенные материалы и т. п.

В случае перевыполнения годового плана капитальных вложений, финансируемых за счет собственных средств хозяйства и долгосрочного кредита, при наличии не завершенных строительством объектов, материальных и трудовых ресурсов финансовые работники представляют ходатайство в банк для получения краткосрочного кредита под перевыполнение плана капитальных вложений.

Для осуществления ремонта необходим своевременный и хорошо налаженный учет по созданию и использованию ремонтного фонда. В отдельные периоды года, когда затраты на ремонт превышают плановые поступления средств в ремонтный фонд, оформляют ходатайство в банк для получения краткосрочного кредита под сезонный недостаток средств на ремонт.

Для предотвращения длительной задолженности по основной деятельности в связи с отвлечением оборотных средств в капитальные затраты необходимо своевременно оформлять взаимные расчеты по затратам на основную деятельность, с одной стороны, и на капитальные вложения, ремонт – с другой, а также своевременно оформлять получение целевых краткосрочных кредитов при временном недостатке собственных средств, предназначенных на капитальные затраты.

При осуществлении строительно-монтажных работ хозяйственным способом финансовые работники оформляют для предоставления в банк заявление об открытии расчетного счета по строительству для финансирования этих работ и платежные поручения на перечисление средств.

Важным участком оперативной работы является своевременное погашение кредитов, полученных на финансирование капитальных вложений и ремонта. Главная задача финансовых работников – не допускать просроченной задолженности банку по ссудам.

Контроль за эффективным использованием средств осуществляется как в процессе планирования, так и при образовании и использовании фондов денежных средств, предназначенных для капитальных затрат. Основная задача контроля – рациональное использование материальных, финансовых и трудовых ресурсов, выявление и мобилизация внутрихозяйственных резервов, предупреждение возможных потерь, снижение затрат на воспроизводство основных средств, своевременное обеспечение капитального ремонта источниками финансирования. Контроль осуществляется непосредственно предприятиями, а также банками и другими финансовыми органами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: