Социально-психологические методы – это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, основанные на использовании закономерностей социологии и психологии.
Социологические методы позволяют оценить место и назначение сотрудников в коллективе, выявить неформальных лидеров и обеспечить им поддержку, использовать мотивацию персонала для достижения конечного результата труда, обеспечить эффективные коммуникации и предупреждение межличностных конфликтов в коллективе. К числу социологических методов управления относят: социальное планирование, социологические исследования, оценку личностных качеств, мораль, партнёрство, соревнование, управление конфликтными ситуациями.
Психологические методы управления играют важную роль в работе с персоналом, направлены на конкретную личность, и, как правило, индивидуальны.
Главной особенностью этих методов является то, что они направлены на внутренний мир человека, его личность, интеллект, чувства, образы, поведение и позволяют сосредоточить внутренний потенциал сотрудника на решении конкретных производственных задач.
|
|
К числу разрешённых способов психологического воздействия относятся: внушение, убеждение, подражание, вовлечение, побуждение, принуждение, осуждение, требование, запрещение, порицание, командование, обман ожиданий, намёк, комплимент, похвала, просьба, совет и т.д.
Социологические методы базируются на способах мотивации общественного воздействия на людей через «мнение коллектива».
Психологические методы основываются на знании психологии человека, его внутреннего душевного мира и известны как «метод убеждения».
Социально-психологические методы могут включать:
v развитие социальной инфрастуктуры предприятия,
v социальные исследования;
v соревнование,
v гуманизацию труда,
v моральное поощрение и порицание,
v психологическое влияние,
v убеждение,
v преодоление и использование конфликтов.