Экспериментальное изучение эмоциональных реакций и их нарушений

Основные факторы, имеющие принципиальное значение для понимания роли эмоций в организации поведения высших животных, получены экспериментальным путем. Прежде всего речь идет о методе раздражения электрическим током через заранее вживленные в различные отделы головного мозга электроды. Много нового дала также методика самораздражения, суть которой заключается в том, что электроды, вживленные в мозг, включаются в цепь самим подопытным животным. Оказалось, что в мозге есть центры, раздражение которых вызывает удовольствие, так как животное стремится многократно раздражать собственный мозг, иногда вплоть до изнеможения. Но есть и такие центры, которые животное избегает раздражать, — центры "неудовольствия", или точки "наказания". Эти данные позволили установить тесную связь эмоциональных реакций с деятельностью определенных структур головного мозга, прежде всего гипоталамуса, лимбической системы и коры большого мозга (в частности, лобной доли). Схема основных ядерных структур лимбической системы и связей между ними представлена на рис. 25.7.

Экспериментальное повреждение или раздражение различных образований лимбической системы, гипоталамуса или новой коры приводит к нарушению таких важнейших поведенческих реакций, как половая, пищевая, оборонительная и связанных с ними эмоциональных состояний.

Значительные эмоциональные нарушения наблюдаются при поражении гипоталамуса, которое приводит у самцов и самок к потере половой активности, нарушает пищевую поведенческую реакцию. Кошки после повреждения передней гипоталамической области превращаются в диких животных, склонных к реакциям ярости и страха. При повреждении обоих латеральных гипоталамических полей эмоциональные реакции ослабевают, животные становятся вялыми.

У человека при опухоли гипоталамуса выделяют две группы эмоциональных расстройств. Первая группа связана с поражением заднего ядра и характеризуется вялостью, снижением инициативы, потерей интереса к окружающему; вторая возникает при поражении передней гипоталамической области и сопровождается возбуждением, эйфорией, сексуальной расторможенностью.

Разнообразные эмоциональные расстройства возникают при поражении лимбической системы. После двустороннего удаления височных долей, включая гиппокамп и миндалевидное тело, в поведении животного возникают характерные изменения (синдром Клювера — Бюси). В частности, у обезьян наблюдаются выраженные гиперфагия, гиперсексуальность и глубокие изменения в поведении, связанные с потерей реакции агрессии и страха. Разрушение миндалевидного тела приводит к изменениям внутригрупповых отношений у обезьян. Самцы, ранее господствовавшие в группе, переходят в подчиненное положение. Имеются также многочисленные данные о превращении диких животных в ручных после разрушения миндалевидного тела. Напротив, электрическое раздражение этого образования и гиппокампа вызывает у животного ярость.

Разрушение центральных и медиальных ядер миндалевидного тела приводит к расстройству регуляции пищевых поведенческих реакций: животное полностью прекращает принимать пищу. Раздражение различных отделов гиппокампа приводит как к повышению, так и снижению пищевых реакций.

У крыс повреждение области, соответствующей поясной извилине, вызывает нарушение поведения, связанного с материнством: самки перестают ухаживать за новорожденными и не спасают их от опасности.

При патологии лимбической системы нарушаются и другие высшие функции нервной системы. В норме эмоциональные механизмы участвуют в концентрации внимания, способствуют тому, что мышление сосредоточивается на решении задачи до тех пор, пока не будет достигнуто удовлетворение потребности. При поражении поясной извилины и ее связи с корой лобной доли установлено, что у животных нарушено внимание и они часто отвлекаются. Кроме того, затрудняются и процессы обучения, что свидетельствует о расстройстве механизмов памяти. Грубые нарушения памяти на текущие события описаны у людей после двустороннего удаления гиппокампа и миндалевидного тела.

Большую роль в формировании эмоциональных реакций играет кора лобных долей большого мозга. Об этом свидетельствуют результаты наблюдений над людьми, которым по ряду показаний производилась перерезка белого вещества мозга в области лобных долей (лейкотомия). У таких людей чувства теряют свежесть, силу и живость. Они становятся добродушными, беспечными, всем довольными, ни к чему не стремятся, ни о чем не заботятся, не испытывает угрызений совести, чувства страха, печали или уныния, не могут проявлять сочувствие, симпатию или антипатию, испытывать ненависть, утрачивают способность к творчеству. Исчезают высшие эмоции, и всем поведением больных управляет принцип "удовольствие — неудовольствие".

Нарушения высшей нервной деятельности при эмоциональном стрессе. Неврозы. Эмоции всегда сопровождаются вегетативными и эндокринными реакциями. Это объясняется тем, что любое эмоциональное возбуждение прежде всего связано с гипоталамусом. Как известно, гипоталамус — это, во-первых, высший вегетативный центр, организующий все вегетативные компоненты эмоций (изменение артериального давления, частоту сердечных сокращений, функции органов пищеварительной системы и т.д.), а во-вторых, самостоятельно и через гипофиз управляющий многими эндокринными железами, что и обусловливает возникновение эндокринного компонента эмоций (выброс кортикотропина, соматотропина, половых гормонов, кортикостероидов и др.). Смысл этих реакций заключается в том, чтобы подготовить организм к предстоящей мышечной работе, связанной с добыванием пищи, бегством от врага и т.д.

В норме все эмоциональные реакции имеют определенную степень выраженности, всегда адекватную жизненной ситуации, в которой находится организм. Процессы возбуждения в эмоциональных центрах характеризуются определенной силой и длительностью. Они контролируются и своевременно угнетаются соответствующими тормозящими структурами. Если же в силу каких-либо причин наступает чрезмерное возбуждение эмоциональных центров, что называется эмоциональным стрессом, может возникнуть стойкое нарушение деятельности центральной нервной системы, которое клинически проявляется в виде невроза.

Экспериментальные приемы получения эмоционального стресса и невроза были разработаны еще в лаборатории И. П. Павлова. Сущность их заключается в том, чтобы создать трудные условия для деятельности головного мозга, при которых происходит перенапряжение процессов торможения и возбуждения в нервных центрах. Перенапряжение раздражительного процесса достигается применением сверхсильных раздражителей (световых, звуковых, болевых и др.), одновременным применением множества сильных раздражителей, продолжительным действием сильных раздражителей, применением необычных — устрашающих — раздражителей.

Резкое усиление процессов возбуждения наблюдается и при моделировании "невроза отчаяния", когда животное в процессе эксперимента лишают возможности избегать повторных ударов электрического тока.

Перенапряжение тормозного процесса вызывается выработкой очень тонких и сложных дифференцировок, применением большого числа дифференцировок в одном стереотипе. Сюда же нужно отнести и модель "невроза ожидания", когда животному наносятся болевые воздействия (например, ударами тока) с различными временными интервалами.

Классическим приемом невротизации животного является "сшибка", один из вариантов которой заключается в неожиданной подаче электрического тока на кормушку в момент подкрепления пищевого рефлекса. При многократном повторении такой ситуации истощаются тормозные процессы, выключающие работу пищевого центра при действии болевого раздражителя, что приводит к стойкому неуправляемому возбуждению оборонительного центра и нарушению высшей нервной деятельности.

У животных можно получить невроз, если их поставить в условия одновременного влияния трех факторов, которые часто встречаются и в жизни человека:

1) большого объема информации, подлежащей обработке и усвоению (включая принятие решения);

2) хронического дефицита времени, отведенного на такую работу мозга;

3) высокого уровня мотивации в достижении положительного результата. Очень часто причиной развития эмоционального стресса является "конфликтная ситуация", при которой человек или животное под влиянием различных ограничивающих факторов не может удовлетворить своих ведущих биологических и социальных потребностей. Например, выраженный эмоциональный стресс можно получить при стимуляции эмоциогенных центров в условиях иммобилизации, при ограничении времени удовлетворения потребностей и т.д. В конфликтной ситуации, особенно в длительно существующей или часто повторяющейся, нарастает эмоциональное напряжение, которое вследствие недостаточности процессов торможения может перейти в стойкое возбуждение определенных нервных центров.

Надо сказать, что большинство патогенных факторов, влияющих на нервную систему, повреждают прежде всего функции тех структур в ней, которые ответственны за процессы торможения. Поэтому голодание, интоксикация, инфекции, гипоксия, действие ионизирующей радиации, травмы головного мозга, эндокринные расстройства и др. способствуют развитию невроза.

Неврозы проявляются различными соматическими расстройствами. Функционирование неуправляемого очага в центральной нервной системе через вегетативную нервную систему и гипоталамо-гипофизарный аппарат приводит к нарушению деятельности внутренних органов и эндокринных желез; формированию устойчивой гипертензии, ишемической болезни сердца, язвенным поражениям пищевого канала, сахарному диабету, тиреотоксикозу, нарушению менструального цикла и т.д.

Эмоциональный стресс может привести к нарушениям высшей нервной деятельности, характер которых зависит от типа нервной системы, способа воспроизведения эмоционального стресса, функции эндокринных желез и других факторов. Исследования показали, что расстройства высшей нервной деятельности у экспериментальных животных протекают с преобладанием либо процессов возбуждения, либо торможения. В первом случае характерно двигательное возбуждение, агрессивное поведение, потеря ранее выработанной дифференцировки и способности вырабатывать новую. Такой характер расстройств наблюдается преимущественно у животных с сильным типом нервной системы.

У животных со слабым типом нервной системы очень быстро истощаются процессы возбуждения и развивается торможение. Животные становятся вялыми, малоподвижными. У них угасают все условные рефлексы, а в некоторых случаях исчезают и безусловные — животное отказывается от пищи и т.д.

У человека при неврозе развиваются нарушения эмоциональной сферы. Отмечается эмоциональная неустойчивость, быстрая смена настроения, иногда длительные периоды угнетенного состояния. Могут возникать и необычные, неадекватные эмоциональные состояния в виде фобии (страха) и т.д. Часто нарушается память, способность к концентрации внимания, сон. Могут наблюдаться и различные двигательные расстройства (заикание, гиперкинезы и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: