Особенности нервно-психического развития

В этом периоде у ребенка начинают формироваться сложные функции мозга, совершенствуется высшая нервная деятельность, увеличивается предел ее работоспособности, легко и быстро создаются условные связи, развивается речь, совершенствуются двигательные навыки.

На втором году жизни у ребенка формируется большое количество условных рефлексов на отношение величины, тяжести, удаленности предметов, особое значение имеет выработка систем условных связей на стереотипы экстероцептивных раздражений. При недостаточной силе и подвижности нервных процессов стереотипы облегчают приспособление детей к окружающей среде. Обращает на себя внимание боль­шая прочность системы условных связей, выработанных у детей до трех лет и связанная с этим болезненность в связи с нарушением стереотипа (так, дети капризничают, плачут, если долго с ними задержаться в гостях, не засыпают, если их на новом месте и т.д.). Системы условных связей, выработанные в это время, сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека.

Процесс становления речи тесно связан с нервной деятельностью и интеллектуальным развитием и полноценным функционированием органов речи и слуха.

Созревание нервных клеток в речевых областях коры головного мозга завершается в основном к двухлетнему возрасту, но тонкое строение коры совершенствуется еще на протяжении многих лет. Понимание речи опережает умение говорить, что определяется недостаточными в этом возрасте возможностями нервно-мышечного речевого аппарата. К полутора годам ребенок чаще всего говорит еще мало, заменяя слова жестами, мимикой или особыми звуковыми обозначениями, которые понимают только родители. Словарный запас в этом возрасте ограничивается обычно 40-50 словами, которые еще не складываются в примитивные фразы.

Резкий скачок в развитии активной речи у большинства детей наступает после двух лет. К этому возрасту они осваивают около 300 слов, дети начинают говорить короткими, а затем более длинными предложениями, появляется грамматический строй речи. К трем годам дети говорят в основном без ошибок, возможно лишь неправильное произношение звука «р» и шипящих. Запас слов, которыми они владеют, возрастает до полутора тысяч. Они не только называют предмет, но и характеризуют его размер, форму, различают и называют основные цвета. В случаях, когда к трем годам имеет место резкое искажение слов, необходимо проконсультировать ребенка у специалиста — логопеда. Развитие речи ребенка зависит от постоянного общения с ним и возможно лишь при условии ежедневного знакомства со свойствами предметов, явлениями природы, с бытовой и трудовой жизнью окружающих людей.

В это время стремительно расширяются двигательные возможности ребенка от ходьбы до бега, лазания, прыжков, перешагивания через препятствие, развивается координация движений. Необходимо помнить, что движения являются органической потребностью ребенка в этом возрасте, так как морфологическая незрелость нервных и мышечных структур не позволяет им выдерживать длительных статических нагрузок.

Двигательная активность ребенка огромная, а контроль за адекватностью движений и поступков — минимальный, что способствует возрастающей опасности травматизма в этом возрасте. Дети этого возраста очень любознательны, эмоциональны, стремятся к самостоятельности. Поэтому воспитание и обучение трудовым навыкам постепенно становятся главными элементами ухода за детьми.

На третьем году жизни появляются новые виды деятельности - рисование, лепка, которые способствуют укреплению кисти и пальцев, более четким координированным движениям. В этом возрасте обращают внимание на воспитание навыков самообслуживания: умение расстегивать и застегивать пуговицы, зашнуровывать обувь, убирать свою посуду, игрушки, самостоятельно пользоваться горшком.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: