Качественный базис в музыкотерапевтическом исследовании отдельных клинических случаев

Рабочая группа «Качественное исследование в области музыкотерапии» на­чала свою деятельность в 1991 году, базируясь на собственных, ранее написан­ных работах (Langenberg, 1983, 1986, 1988), которые касались описания и оценки

– 550 –

терапевтичвских продуктов и разработки специфики музыкотерапевтической работы как психоаналитически обоснованного метода. Взаимосвязанный с му­зыкотерапевтической импровизацией аффективный и интерактивный процесс переживаний и образования связей стал причиной возникновения соответству­ющего предмету описательного и интерпретационного метода. Хотя процесс создания музыки кажется мимолетным, при желании переживания, его сопро­вождавшие, можно снова ощутить при прослушивании данного произведения. Установка по восприятию функции телесного резонанса (Langenberg, 1988), персональный инструмент, служащий как целям терапии, так и установке взаи­мосвязей с окружающим, указывает помимо способности к резонансу и вос­приятию внутренних образов также на музыкально-инструментальные размыш­ления. Это помогает овладеть ситуацией в том случае, когда происходит неза­висимое прослушивании импровизации не задействованными в ней людьми в прямом процессе ее создания и последующее описание впечатлений от нее. Инструкция гласит: «Опишите настолько искренне, насколько это возможно, ваши впечатления касательно услышанной импровизации; выразите свои чув­ства, мысли, образы, истории - даже в тех случаях, когда они кажутся вам дос­таточно сумбурными!»

В описаниях содержатся субъективные, преломленные через личность слу­шателя составляющие, в то же время здесь можно увидеть и указания на какие-то общие мотивы, позволяющие сделать вывод о том, что инструмент функции телесного резонанса по-новому настроен, благодаря процессу терапевтического взаимодействия в ходе импровизации. Если говорить о триангуляции точек зрения (Denzin, 1970; Flick, 1991), то пациентка и терапевт сразу после сеанса также составляют спонтанный протокол, после чего к работе привлекается музыкант/композитор и импровизация подвергается музыкальному анализу (описывается его форма). В ходе дискурсивно-диалогического процесса исследования материала индуктивно делается вывод о мотивах, осуществляется по­пыткавскрыть причинно-следственную связь. Для достижения понимания мо­тивов мы проанализировали произведения, созданные пациенткой за после­дний год во время терапии.

В течение 10 последних лет пациентка страдала от часто повторяющейся мигренеподобной головной боли на фоне депрессивно-обсессивного склада лич­ности и весьма актуальной проблематики собственной значимости. Ее первичная отгороженность и эмоциональная холодность сменились в процессе музы­котерапевтического лечения способностью к контакту, которая может быть проиллюстрирована с помощью методики резонанса (Langenberg u. а., 1992, 1995). Примерно та же ситуация отмечалась и в другой работе - работе над конф­ликтом амбивалентности у нарциссического пациента, когда в ходе лечения диалектический процесс между состояниями единения и разобщенности выя­вилпомимо противоречивых результатов (Fischer, 1989) типичные для этого

– 551 –

пациента образчики отношений. По контурам направленности основного мо­тива, полученным в ходе резонанса на импровизацию, можно было судить о том, что хотя, с одной стороны, противоречия продолжают сосуществовать друг с другом, с другой стороны, движение, организация и новый порядок также переживаются пациентом и становятся неотъемлемой частью его жизни при использовании формирующего резонанс пространства метода музыкотерапии (Langenberg, 1994).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: