Шесть вопросов Арджуны: поле деятельности и знающий поле (13.1-7)

Арджуна начинает 13-ю главу (13.1) с просьбы описать:

1. материальную природу - пракрити,

2. наслаждающегося материей - пурушу,

3. поле, в пределах которого можно действовать в материальном мире - кшетру,

4. того, кто воспринимает это поле деятельности - кшетра-гью,

5. знание и процесс обретения знания - гьянам

6. объект, достойный познания - гьеям

Основная тема:

Познание действительности означает обретение знания о материи, душе, Верховном Господе и их взаимосвязи.

Подпункты:

А. Поле деятельности (кшетра) - это материальное тело (13.2-7).

Тело есть конгломерат материальных элементов (перечисленных в стихе 6), посредством которого обусловленная душа воздействует на материальный мир и воспринимает материальные явления.

Б. Тело состоит из чувств (13.2, 5-6)

· Чувства, посредством которых человек получает знание: глаза, уши, нос, язык и кожа.

· Чувства, посредством которых человек действует: голос, ноги, руки, анус и гениталии.

· Живое существо получает определенный набор чувств, подходящий для того, чтобы оно могло исполнить свои желания и одновременно испытать последствия своей деятельности, которую оно совершало в прошлых жизнях.

В. Тело не является сознающим "я", это всего лишь предмет, которым манипулирует душа согласно своим желаниям. Оно - не главная часть личности, а инструмент, используемый личностью, которая владеет этим телом.

Г. Два вида кшетра-гьи - Господь и живые существа (13.2-3,4,5). Душа обладает знанием о своем собственном поле деятельности. Сверхдуша обладает знанием обо всех полях. 1

Д. Пять стадий осознания Абсолюта:

1. Анна-майя. Для живых существ, находящихся на этом уровне, еда является высшим объектом осознания. Это сознание амебы или маленького ребенка.

2. Прана-майя. На этом уровне Абсолютная истина видится как признаки жизни. Живое существо заботится о сохранении своей жизни.

3. Гьяна-майя. Человек ощущает тонкие взаимодействия ума, разума, эмоций и эстетических чувств как высший объект осознания.

4. Вигьяна-майя. Человек осознает, что сам он отличен от поля деятельности, в том числе и от тонкого тела. Это похоже на осознание безличного Брахмана, т.к. душа сама по себе становится высшим объектом осознания.

5. Ананда-майя. Человек осознает различие между своим собственным «я» и Верховным «Я» и вступает в исполненные блаженства отношения любви со Всевышним.

· С точки зрения кшетры и кшетра-гьи: 2

1. Кшетра ----------- грубое тело ----------- анна-майя

прана-майя

3. Кшетра-гья ---- тонкое тело ----------- гьяна-майя

индивидуальная душа --- вигьяна-майя

Высшая Душа ----------- ананда-майя


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: