Арджуна начинает 13-ю главу (13.1) с просьбы описать:
1. материальную природу - пракрити,
2. наслаждающегося материей - пурушу,
3. поле, в пределах которого можно действовать в материальном мире - кшетру,
4. того, кто воспринимает это поле деятельности - кшетра-гью,
5. знание и процесс обретения знания - гьянам
6. объект, достойный познания - гьеям
Основная тема:
Познание действительности означает обретение знания о материи, душе, Верховном Господе и их взаимосвязи.
Подпункты:
А. Поле деятельности (кшетра) - это материальное тело (13.2-7).
Тело есть конгломерат материальных элементов (перечисленных в стихе 6), посредством которого обусловленная душа воздействует на материальный мир и воспринимает материальные явления.
Б. Тело состоит из чувств (13.2, 5-6)
· Чувства, посредством которых человек получает знание: глаза, уши, нос, язык и кожа.
· Чувства, посредством которых человек действует: голос, ноги, руки, анус и гениталии.
· Живое существо получает определенный набор чувств, подходящий для того, чтобы оно могло исполнить свои желания и одновременно испытать последствия своей деятельности, которую оно совершало в прошлых жизнях.
|
|
В. Тело не является сознающим "я", это всего лишь предмет, которым манипулирует душа согласно своим желаниям. Оно - не главная часть личности, а инструмент, используемый личностью, которая владеет этим телом.
Г. Два вида кшетра-гьи - Господь и живые существа (13.2-3,4,5). Душа обладает знанием о своем собственном поле деятельности. Сверхдуша обладает знанием обо всех полях. 1
Д. Пять стадий осознания Абсолюта:
1. Анна-майя. Для живых существ, находящихся на этом уровне, еда является высшим объектом осознания. Это сознание амебы или маленького ребенка.
2. Прана-майя. На этом уровне Абсолютная истина видится как признаки жизни. Живое существо заботится о сохранении своей жизни.
3. Гьяна-майя. Человек ощущает тонкие взаимодействия ума, разума, эмоций и эстетических чувств как высший объект осознания.
4. Вигьяна-майя. Человек осознает, что сам он отличен от поля деятельности, в том числе и от тонкого тела. Это похоже на осознание безличного Брахмана, т.к. душа сама по себе становится высшим объектом осознания.
5. Ананда-майя. Человек осознает различие между своим собственным «я» и Верховным «Я» и вступает в исполненные блаженства отношения любви со Всевышним.
· С точки зрения кшетры и кшетра-гьи: 2
1. Кшетра ----------- грубое тело ----------- анна-майя
прана-майя
3. Кшетра-гья ---- тонкое тело ----------- гьяна-майя
индивидуальная душа --- вигьяна-майя
Высшая Душа ----------- ананда-майя