В этих текстах Господь Кришна объясняет, что кшетра-гья (душа) может освободиться от тела (кшетры) при помощи развития знания (гьяны).
Основная тема:
Господь открывает истинное знание тем, кто его заслуживает, поэтому способ получения этого знания - развитие божественных качеств, первое из которых - смирение.
Подпункты:
А. Шрила Прабхупада пишет: «Этот процесс познания неразумные люди иногда неправильно понимают как взаимодействие элементов поля деятельности. Но на самом деле это - истинный процесс познания».
· Процесс познания включает в себя правильное поведение как на уровне тела, так и на уровне ума. Поэтому человек может ошибочно считать это частью поля деятельности (кшетры).
· Однако поскольку эти действия освобождают дживу из тела, мы не считаем их частью деятельности тела.
Б. Практика чистого преданного служения - первейший элемент знания. Если человек начинает практиковать преданное служение, то проявляются и все остальные важнейшие элементы знания. Принятие духовного учителя - также один из наиболее важных элементов.
|
|
Объект познания (13.13-19)
Описав в стихах 8-12 процесс познания, Господь Кришна объясняет теперь цель познания (гьеям) - Сверхдушу. 3
Основная тема:
Сверхдуша - высший объект познания.
Подпункты:
А. Только преданный может глубоко понять истину о взаимоотношениях между материальной природой, Сверхдушой и душой (природой, наслаждающимся и сознанием).
Б. Цель духовного знания - понять природу души и Сверхдуши, а также их взаимоотношения.
В. Большое количество стихов в этом разделе описывают Господа противоречивым образом. «Он - изначальный источник всех чувств, но Сам Он не имеет чувств». Эти описания показывают, что качества Кришны не похожи на известные нам качества материального мира. Качества Господа трансцендентны.
Г. Индивидуальная душа - кшетра-гья (знающий поле), но она подчинена Сверхдуше(13.13-15,18). В любом случае, духовная частица есть слуга, а Сверхдуша - Господин.
· Власть индивидуальной души распространяется только на ее собственное тело, в то время как Сверхдуша всепроникающа.
· Три гуны природы держат в своей власти живое существо, но Сверхдуша повелевает этими тремя гунами.
Д. Обычное живое существо может увидеть Сверхдушу только тогда, когда его материальные чувства очищены благодаря практике бхакти-йоги (13.15-16)
Е. Сверхдуша - единая сущность, хотя и кажется, что Она разделена между всеми живыми существами. (13.17) 4