Билет №15. 1.Сократ как основатель античной антропологии

1.Сократ как основатель античной антропологии

Мысли Сократа изложены его учеником Платоном. В центре внимания С. – человек, но человек рассматривается С. как нравственное существо. Самое главное в человеке его душа, поэтому можно сказать, что Ф-фия С. – этическая антропология. Под душой понимается разум, как мыслительная нравственно ориентированная активность. Она позволяет человеку жить по законам морали. Коль скоро самое главное в человеке – душа, надо заботиться о душе, самая главная задача воспитания – формирование человека. Чтобы познать человека необходимо познать его душу, «познай самого себя».

Переворот в переоценке философских взглядов софистов осуществил Сократ (470-399 гг. до н.э.), выработав новую шкалу ценностей. Он совершил радикальную переориентацию философии с изучения природы на человека, его души и нравственного мира. Впервые в истории философии Сократ рассматривает человека как моральное существо, сущность которого заключается в его душе, совести, интеллектуальных и моральных качествах. Основные положения сократовской этики нашли широкое отображение в этическом рационализме (знание есть основа добродетели). Сократом открыто понятие свободы как власти разумного начала, показана роль познания как главной цели и способности человека. Структура сократического диалога (как процесса постановки вопросов и правильного нахождения ответов) позволяла познать истинность знания (“в споре рождается истина”). Им поставлена проблема самопознания (“познай самого себя”).

2.Маркс К. О сущности "исторического материализма". По работе "К критике политической экономии

Исторический материализм — название теории развития общества, разработанной в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему:

-Предельная основа общества — материальное производство. Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание

-Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил.

Маркс сам в своих поздних работах рассматривал три новых «способа производства»: «азиатский», «античный» и «германский». Однако это развитие взглядов Маркса позднее было проигнорировано в СССР, где официально был признан только один ортодоксальный вариант исторического материализма, в соответствии с которыми «истории известны пять общественно-экономических формаций: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая»

К этому надо добавить, что и в предисловии к одному из своих основных ранних трудов на данную тему: «К критике политической экономии», — Маркс упоминал «античный» (а также «азиатский») способ производства, в то время как в других работах он (равно как и Энгельс) писал о существовании в античности «рабовладельческого способа производства». Историк античности М.Финли указывал на этот факт как на одно из свидетельств слабой проработки Марксом и Энгельсом вопросов функционирования античного и других древних обществ. Ещё один пример: Маркс сам обнаружил, что община появилась у германцев лишь в I веке, а к концу IV века уже полностью у них исчезла, но несмотря на это продолжал утверждать, что община повсюду в Европе сохранилась с первобытных времен.

3.Особенности клинического мышления.

деятельность врача обладает определённой спецификой, которая определяется следующими факторами: а) объектом исследования (больной и его заболевание); б) задачами, которые призван решать врач (диагностические, терапевтические, профилактические); в) условиями клинической деятельности. Деятельность любого специалиста предполагает решение ряда задач: применение научных знаний, методов, способов их выполнения. Но свойства методов и условия их применения могут существенно различаться. В этом отношении деятельность врача весьма показательна.

Важной особенностью профессии врача является способность к переходу от чувственного познания болезни я логичес­кому построению синтетической и динамической картины болезни. В этом, по существу, и заключается сущность познавательной дея­тельности врача. В соответствии с этим дальнейшее ее рассмотрение поведем в свете указанных положений об уровнях познания. Такой подход позволяет выделить чувственную деятельность и клиническое направление в деятельности врача (чувственный и рациональный). Чувственная деятельность – это применение методов и средств для получения информации, которая строится на основе непосред­ственного обобщения наблюдаемых симптомов болезни. Чувственная деятельность включает: осмотр, перкуссию, пальпацию, аускультацию, анамнез, клиническое наблюдение. Это элементы клинического мето­да. В деятельности врача он выступает:

• как источник материала для анализа состояний организма;

• как четкий и надежный критерий оценки эмпирической части диагноза;

• как опосредованный способ достижения результата.

Однако чувственная деятельность, с которой начинается процесс познания, выражает лишь явления, но не способна проникнуть в их сущность, понять их глубокую взаимосвязь. Внешние проявления бо­лезни могут быть заметными для многих, но только врач понимает их суть. Это возможно с помощью клинического мышления, которое опе­рирует теоретическими знаниями. Точность и своевременность диаг­ноза находятся в прямой зависимости от такого мышления врача. Клиническое мышление на любом этапе своего развития опреде­ляется историческими условиями данной эпохи, уровнем развития культуры, науки, медицинских знаний во взаимодействии с философ­скими. Уже с конца XIX столетия растет интерес к исследованию клинического мышления и его логического аппарата. Не случайно виднейшие представители отечественной и зарубежной медицины бы­ли активными сторонниками повышения логической культуры врачей.

Под клиническим мышлением понимается специфика умственной деятельности врача, обеспечивающая опти­мальное использование личного опыта и данных теории для решения клинических задач относительно конкретного больного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: