double arrow

Билет №9. 1. аристотель о происхождении человека

1. аристотель о происхождении человека

Анализируя аристотелевскую трактовку человека, необходимо обратить внимание на то, что Аристотель (384-322 гг. до н.э.) ознаменовал собой закат классического периода древнегреческой философии. Будучи учеником Платона, он подверг переосмыслению многие его идеи, сконцентрировав свою критику вокруг теории идей. Из критики Аристотеля, которая определялась стремлением осмыслить теорию идей Платона с позиций здравого смысла, можно сделать некоторые выводы, сводимые к следующим: мир один: он духовно-материальный, реально существующий; вещи и процессы реального мира надо познавать из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не “запредельный” мир идей; в центре познания должны быть не абстракции и схемы, а сами вещи и процессы.

Следует обратить внимание на основные разделы его философской системы: логика как учение об орудии научного исследования; учение о бытии, изложенное в своде трактатов “Метафизика” (метафизика – наука, исследующая сущность бытия не с помощью опыта, а умозрительно); понятие энтелехии (как акт, посредством которого потенциальность превращается в актуальность); психология как теоретическая дисциплина о человеке. В трактате “О душе” преодолен платоновский дуализм души и тела. Аристотель развил и дополнил учение Платона о душе, указав на трехуровневую ее структуру: вегетативная, чувственная, рациональная.

Следует отметить, что наряду с теоретическими науками о человеке, Аристотелем были разработаны и практические, к которым могут быть отнесены этика и политика. Основные положения этики Аристотеля: рациональная душа, состоящая из двух частей – рассудительность и практическая мудрость, совокупность которых дает возможность распознать добро и зло; дианоэтическая добродетель и “совершенное счастье”, понимаемые как совершенствование рациональной души; понятие меры, связанное с разумом и определяющееся как средний путь между крайностями.

Большое внимание Аристотелем было уделено исследованию другой практической науке о человеке – политике. Он рассматривал природу человека сквозь призму общественных отношений. Сущность человека определяется понятием “политическое животное”, включающее в себя тождество общественных и человеческих качеств.

2. долг, совесть, ответственность.

О. – категория этики и права, отражающая основные соц. и морально-правовые отношения личности к обществу(человечеству в целом), которое хар-ся выполнением своего нравств. долга и правовых норм. Д. – выступающее в качестве внутр. переживания принуждение поступать в соответствии с потребностями, исх-щими из этич.ценностей, и строить своё бытие в соответствии с этими ценностями. С. —способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, гак и в форме эмоциональных переживаний (например, “угрызений С.”).

3. исторические типы общества(принципы типологии)

Значительный вклад в методологию членения исторического процесса внес К.Маркс. Его метод основан на анализе общества как целостного организма, развитие которого также закономерно, как и развитие природы. Исторический процесс у К. Маркса изображен как смена качественно определенных типов общества. Он выделил единый общественный тип и назвал его – общественно-экономическая формация. История по К. Марксу – это смена общественно-экономических формаций. Исследование истории с точки зрения общественно-экономической формации получило название формационный подход.

Наряду с формационным подходом, который определяет исторические типы общества (первобытнообщинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический, социалистический, коммунистический) существует ряд других подходов.

Цивилизационный подход – основан на интерпретации соотношения понятий «цивилизация» и «культура». Цивилизация – это конкретно-историческая ступень культурного развития. Цивилизация складывается помимо воли и сознания людей. Цивилизационный подход считается одним из современных методов изучения исторического процесса. Приверженцами цивилизационного подхода являются О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин и т.д.

В современной социальной философии наряду с формационными и цивилизационным подходом к изучению общества существует «стадийный подход». Он позволяет конкретнее представить ход развития социальной системы. Стадийный подход основан на изучении общества с точки зрения развития стадий. Большой вклад в развитие стадийного подхода внесли У.Ростоу (разделение общества на стадии, критерием выделения которых является уровень развития техники) и Т.Парсонс (развитие истории – это формирование и совершенствование структурных сфер общества: экономической, политической, социальной и культурной).

Билет №10
1. Эпикур и его идеалы.

Одной из знаменитейших школ эпохи эллинизма была школа Эпикура, которая получила название “Сад”. Философия, считал Эпикур (341-270 гг. до н.э.), имеет цель, которая определяется как счастье человека, понимаемое как удовольствие. Главное удовольствие -жить разумно, нравственно и справедливо, в полном отказе от социального активизма. Цель счастливой жизни, провозглашает Эпикур, – это безмятежность духа и здоровье тела. Главное – избежать страдания. При этом, отмечал философ, нельзя забывать, что чрезмерные телесные удовольствия ведут к болезням и страданиям.

Структура философии Эпикура включает в себя: логику, физику, этику. Логика – это наука о правилах, посредством которых достигается истина. Основы физического учения Эпикура изложены им в атомистической концепции о спонтанном “отклонении” движущихся атомов (“Письмо к Геродоту”). Этическая доктрина Эпикура, отображенная в работе “Письмо к Менекею”, стала главным делом его жизни. Задача этики по Эпикуру – это обучение “принципам правильной жизни”. Чувства человека были определены им как основной критерий морали. Он считал, что самодостаточность внутреннего мира человека определяет неестественность общественной и политической жизни.

Эпикур отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из признания вечности материи, обладающей внутренним источником движения. Материалистические взгляды Эпикура оказали большое влияние на его отношение к религии и смерти, которые, как он считал, являлись источником страха. Он пытался разрешить проблему “избежания страха”.
2.Моральная норма и моральный идеал.

Моральная норма - требование, которое необходимо соблюдать при любых обстоятельствах; неотъемлемый элемент моральных отношений и нравственной культуры общества.

К возникновению моральной нормы общественные отношения регулировались посредством запретов (приказов не делать чего-либо), заповедей (моральных оправданий). Первым социальным механизмом, дисциплинировал человеческие инстинкты, "неписаным моральным кодексом человечества" (3. Фрейд) было табу (запрет определенных действий). Распространялось табу не только на поступки, но и на предметы, слова и т.д., то есть на все, что порождало ощущение смертельного ужаса и одновременно благоговение. Считалось, что тот, кто нарушал закон, непременно должен быть наказан законом табу - страшной силой, демоном или богом. Если этого не происходило, сообщество сама наказывала виновника, чтобы избежать общественного бедствия.

Моральный идеал – наиболее общее, универсальное и абсолютное нравственное представление о благом, о должном. Можно выделить два «пласта» морального идеала:

1) общественный идеал – это совершенство в отношениях между людьми, или такая организация общества, которая обеспечивает это совершенство.

2) «индивидуальный» идеал (тогда, когда мы говорим о человеке) – это образец нравственной личности.

3. Основные черты современного общества.

Глобальность- это такое состояние международных отношений, при котором исключено нарушение всеобщего мира, гарантировано устойчивое и стабильное развитие мирового сообщества в экономической, социально-политической и духовной областях, созданы условия для предотвращения конфронтаций, военных конфликтов и войн.глобальными проблема являются те злободневные,острые,тревожные проблемы, к решению которых требуется приступать безотлагательно и от решения которых зависит судьба человечества,само его выживание. Демократизация- переход общества от сословно-монархического устроения к буржуазно-эгалитарному («бессословности»)[2

Демократия является формой правления, при которой все граждане участвуют в управлении государством и принимают на себя ответственность перед обществом либо непосредственно, либо через своих свободно избираемых представителей. Демократия представляет собой совокупность принципов и практических мер, защищающих свободу человека. Прогресс, нечто новое отрицающее старое, вовлечение более широких масс в управление общества, соц реальность-действительность социального мира: существующие в действительности социальные явления и процессы. В социальной философии и социологии понятие "С.Р." еще не получило четкой экопликации и употребляется в основном как синоним понятий "общественная жизнь", "общество", "социально-историческое бытие", "общественный процесс" и др; интенсификация- процесс и организация развития производства, в котором применяются наиболее эффективные средства производства, а также расширение производства.

Билет №11
1. Стоицизм

Другой выдающейся школой эллинизма является стоицизм, который как определенное философское направление не был однороден: Древняя Стоя (III-II вв. до н.э.), Средняя Стоя (II-I вв. до н.э.), Поздняя Стоя, или римский стоицизм. Основателем стоицизма и его философской концепции был Зенон из Китиона (333-262 гг. до н.э.). Он считал, что философия – не просто наука, это прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость.

Ведущая роль в системе философских воззрений стоиков принадлежала этике. В этой связи они считали, что именно философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации. Стоики были убеждены, что счастье заключается в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии. В жизни все предопределяется судьбой. Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивляющегося – влечет насильственно.

К особенностям римского стоицизма могут быть отнесены: все более усиливающийся интерес к этической проблематике; заметное снижение интереса к логическим и физическим проблемам, и усиление спиритуалистических тенденций; утрата индивидом связи с государством и обществом и, как следствие, концентрация индивида на своем внутреннем мире; усиление религиозного чувства; усиливающееся влияние взглядов платонизма.
2. Роль личности в развитии общества

Л. многоплановое, многоуровневое образование. Понятие Л. связано с социализацией – формирование личности. Сущность Л. заключается в осознании человеком самого себя, как источника активности. Л. в своем развитии проходит несколько уровней. 1- чел недостаточно, у адекватно осознает свои истинные побуждения, т.е. он не очень точно знает что он желает, не учитывает качество и степень воздействия на окружающую среду. Получается в итоге неудовлетворительный результат, возникает проблема, отрицательное психологическое состояние. Если подросток может преодолеть трудности, то он переходит на более высокий уровень 2. – чел осознает свои цели и мотивы деятельности, сам формирует ситуацию и представляет что может быть в результате тех действий, к. он пытается совершить. Чел – хозяин собственной жизни и обстановки, в к. он находится. 3 – Л.- субъект собственной жизни, но этот человек пытается свою жизненную линию сопоставить с мировым масштабом, свои противоречия пытается решить, изменяя окружающий мир. (Вожди, лидеры, реформаторы). Л. может или влиять на общество и изменять его, или общество воздействует на чел, изменяет его, лишает уникальности и своеобразия. Массовое общество приводит к стандартизации личности, сильнейшее воздействие общества на человека не дает ему стать центром собственной творческой активности, требует от чел подчинения. Процесс чрезмерной социализации «омассование человека», из уникального состояния превращается в деградированную личность, разрушение человеческой самостоятельности.
3. Тойнби "Христианское понимание истории

В кратком изложении обширнейшего предмета - отношения между христианством и историей - будет, по-видимому, наилучшим сконцентрироваться на трех моментах. Для того чтобы раскрыть специфику отношения христианства к истории, следует начать с рассмотрения сходств и различий между христианством и другими религиями в их отношении к истории. Затем мы могли бы поочередно рассмотреть историю в свете христианства и христианство в свете истории. Если мы окинем общим взором высшие религии и философии, которые появились вместе с возникновением первых цивилизаций, приблизительно пять-шесть тысячелетий назад, то увидим, что они разделяются на две основные группы - "историческую" и "мифологическую". "Истор" группа вкл философии: платонизм, аристотелизм, стоицизм, эпикуреизм, хинаян-буддизм и конфуцианство, а также религии: иудаизм, зороастризм, христианство и ислам. "Мифологическая" группа включает религии наподобие культа Таммуза и Иштар, Осириса и Исиды, Аттиса и Кибелы, Юпитера Долихенского и Митры, составлявшие определенную конкуренцию христианству в споре за влияние на народы Римской империи. Эта вторая группа включала также религии, такие, как неоплатонизм и махаяна-буддизм, которые представляли собой формы превращенной в религию философии. Как философии, так и религии, входящие в "историческую" группу, являются "историческими" в двояком смысле. Во-первых, все они обязаны своим существованием определенным основателям, жившим в определенный исторический период, чья жизнь переплеталась с историческими событиями, подлинность которых не вызывает сомнений у критиков, оспаривающих подлинность некоторых их деяний, характеристик и т.д., приписываемых обычно основателям религий и философий их последователями. Во-вторых, понятие "исторические" применительно к философиям и религиям употребляется в том смысле, что их основоположники создали школы или основали церкви, которым суждено было сыграть выдающуюся роль на исторической сцене. В целом эти духовные обр проявили значительно больше жизненной силы, чем цивилизации, в которых они возникли, и явили несравненно большую способность к выжив, чем те или иные госва и империи. Из десяти названных нами шесть сохранились и по сию пору, и даже самому "младшему" из них - исламу – уже 14 столетий. Хотя эллинистические философские школы прекратили свое существование в 529 г. до н.э. под воздействием христианского Рима, многое из их учений, равно как и из практики, к тому времени уже было инкорпорировано в структуру христианства. Если боговоплощение служит свидетельством тому, что этот мир имеет внутреннюю и абсолютную ценность как арена страдания, в котором Бог показал Свою любовь к Своим созданиям, то одновременно оно является и событием, не только придавшим истории смысл, но и указавшим цель и направление. Это преобразование истории посредством воплощения полностью изменило наше понимание жизни, поскольку освободило нас от власти циклических ритмов, осуществляющихся во Вселенной, с которыми мы сталкиваемся в нашем жизненном опыте. Существуют, разумеется, уровни существования, применительно к которым эти вселенские циклические ритмы кажутся благотворными и восстановительными. С тех пор как человечество стало осознавать себя, мы всегда жили в уверенности, что день следует за ночью, весна за зимой и что каждый новый год принесет нам новый урожай и новых ягнят. Но наша радость от рождения нового поколения умеряется нашей печалью, вызываемой смертью старших, предшествующих поколений, и эта печаль еще более усугубляется нашим замешательством от несоответствия между краткостью человеческой жизни и обладаемым нами даром разума и воли, возможности которых простираются далеко за пределы наших физических возможностей. Страх этого трагического несоответствия увеличивается, когда мы сталкиваемся с той истиной, что смерть - это удел не только каждого живущего, что надличностные образования - достижения коллективных усилий человечества, как то: искусства, науки, государства, цивилизации, церкви, долговечность которых по сравнению с краткостью жизни их создателей кажется почти богоподобной,-тоже в конечном итоге, раньше или позже, должны разделить судьбу своих творцов. В такой перспективе жизнь поистине представляется ничего не значащей историей, а когда мы направляем свой телескоп на звездную Вселенную, то при виде космических круговоротов, необъятность которых делает их бесстрастные повторы еще более бессмысленными, мы испытываем тот же священный трепет, в котором признавался Паскаль. Боговоплощение освобождает нас от этих чуждых и демонических сил, убеждая, что благодаря страданиям и смерти Бога на этой бесконечно малой песчинке (мироздания) вся физическая Вселенная теоцентрична, ибо если Бог есть Любовь, то человек может чувствовать себя везде, где действует власть Бога, как у себя дома. Кроме того, и это, пожалуй, самый яркий свет, каким осветило историю христианство, страдания Христа придали смысл и человеческим страданиям, примиряя нас с трагичностью нашей земной жизни, ибо внушают нам, что эта трагичность - не бессмысленное и бесцельное зло, как то утверждалось Буддой и Эпикуром, и не неотвратимое наказание за глубоко укоренившийся грех, как то объясняется нехристианскими школами иудейской теологии. Свет страстей Христовых открыл нам, что страдание необходимо постольку, поскольку оно есть необходимое средство спасения и созидания в условиях временной и краткой жизни на Земле. Само по себе страдание ни зло, ни добро, ни бессмысленно, ни осмысленно. Оно есть путь, ведущий к смерти, а его цель - дать человеку возможность участвовать в работе Христовой, реализуя тем самым возможность стать сынами Божьими, братьями во Христе. Во времена Вольтера, до развития теологии, христианство было уязвимо для, казалось, очевидной и разрушительной критики, указывавшей на то, что к тому времени христианство уже существовало добрых две тысячи лет. Впрочем, это не вносило заметных изменений в общий климат нравственной и духовной жизни в издавна существовавших номинально христианских странах.

Билет №12
1.Учение Августина о человеке и его душе

Вначале Августин познакомился с одним из популярных религиозных течений своего времени — манихейством. Оно учило о дуализме мирового добра и зла и утверждало, что человеческие создания обладают двумя душами, одна из которых добрая и светлая, а другая — злая и темная. Действия каждого человека являются результатом конфликта этих двух душ. Августин принял это учение оно объясняло присутствие зла в этом мире. Но он недолго оставался сторонником манихейства. Оно не давало сил для нравственной жизни, к которой стремился Августин. Он также был разочарован в нем и интеллектуально. Отойдя от манихейства он примкнул к скептицизму.Но и скептицизм не удовлетворил Августина. Он обратился к неоплатонизму (Плотин). Августин нашел в неоплатонизме приемлемый ответ на вопрос о зле. Неоплатонистское понимание духовного как реального также встретило одобрение Августина. Он обрел интеллектуальный покой, изучая Платона (и Плотина).Но его личный опыт пришел в конфликт с неоплатонистской верой в разум, согласно которой правильное понимание ведет к правильным действиям. Так, Августин осознавал, что не способен вести жизнь, которая, как он знает, является правильной. В то же время Августин понимал, что, хотя теоретически христиане слабее, чем он, морально они выше его. Поэтому Августин высоко ценил христианство за его высшее учение о спасении, хотя теоретически оно его не удовлетворяло. На этом этапе жизни в качестве учителя риторики он совершил путешествие в Милан. Там Августин был привлечен проповедями епископа Амброзия (Ambrose, 339–397) и в возрасте около тридцати лет принял христианство.
2.Основные политико-правовые теории 16-20 столетий.

Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина(1766-1826) формировались под влиянием Великой французской революции. Он говорил, что собрание в Париже подтверждает его выводы о путях его развития - путь постепенного эволюционного развития без всяких революций в рамках тех условий, которые свойственны данному народу и в данное время. Революционным преобразованиям противопоставляется историческая традиция. В прямой зависимости традиции, институты развивают у Карамзина политическую форму государства. Он признавал республику политической организацией и отдавал предпочтение республике, но при этом ставил возможное существование республики в зависимое состояние от правового состояния общества. Он считал, что поскольку традицией, исконным институтом России было самодержавие, основной тенденцией социально-политического развития является эволюция самодержавной власти. Главное содержание - определять развитие просвещения. Эта тенденция должна привести к такому состоянию, в котором самодержавие будет совещаться со своими подданными, вовлекая их в управление государством. В то же время этот процесс не должен привести к упразднению сословий.

Он будет способствовать их счастливому сближению, которое впоследствии необходимо закреплять законодательно.
3.Методология анализа социальной реальности

С.Р. –современное общество, формирование к. осуществилось при переходе от средневековья к новому времени. С.Р. включает в себя элементы и компоненты: история, общество, человек. Эти элементы связаны мд собой в определенной зависимости, каждый из элементов имеет свой методологический принцип. Принцип детерминизма основополагающий принцип в истории. Все явления, события, процессы происходят не случайно, а имеют определенную причину. Основной принцип общества – принцип тотальности общество, несмотря на противоречивость везде и всегда распространяет свое влияние. Основополагающий принцип человечества – принцип интенциональности человек, являясь разумным биологическим существом, отличается от животных духовностью. Человек живет, постоянно задумываясь о том, что есть он, что есть окружающий мир, зачем он существует, что есть добро и зло. Что определяет сущность С.Р.? 4 точки зрения: номиналистическая С.Р. это сумма ее свойств; реалистическая С.Р. несколько больше, чем сумма свойств этой реальности(Дюркгейм6 сущность С.Р. заключается в коллективных представлениях, они образуют специфические категории соц фактов: мода, язык, религия); психологическая С.Р. целое, к. состоит из психических фактов и представлений. Это совокупность мыслей, импульсов, стремлений. Образуются механизмы, благодаря котрым и существует С.Р.; фикционистская С.Р. воспринимается как фикция, иллюзия, к. существует в сознании и представлении людей. Возможно ли управлять реальностью? 1. можно в виде контроля над всеми и вся (тоталитарное гос – во), 2. невозможно, все катаклизмы возникают из-за того, что С.Р. управляется. либеральный подход, 3. по мягкому варианту – «дирижер – оркестр». Каждый музыкант ведет свою партию, но все они управляются дирижером. Демократия. Основные тенденции, к. воздействуют на С.Р. 1) сложность взаимоотношений мд людьми, 2) расширение и углубление свободного индивидуального действия, усиление индивидуального начала в общественном развитии,3) переход от индустриального к постиндустриальному обществу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: