Билет №21

1.Познание и нравственность (нужно еще категорический императив Канта упомянуть)

Нравственность – внутренняя оценка человеком норм своего поведения и своих поступков с точки зрения добра. Нравственное - то, что в своих действиях человеком видится не просто как допустимое, а доброе и благое. [15:44:40] Ramil Ali777: Область науки, изучающая сущность знания, закономерности его возникновения, функционирования и развития, называется теорией познания, или гносеологией. Теория познания изучает способы получения знания, границы его применимости, а также принципы или критерии, позволяющие определить его истинность. История науки изобилует теориями, в которые глубоко верили умнейшие люди, но кото­рые оказывались полностью несостоятельными. Наиболее интересный материал для разработки теории по­знания можно получить, изучая историю философии.

• Индивидуальное познание. Оно формируется в процессе по­вседневной деятельности на основе личного опыта усвоения общест­венного знания. По форме индивидуальное познание формируется на чувственном уровне, хотя элементы рационального в нем тоже при­сутствуют.

• Научное познание. Оно изучает в основном законы бытийно­го мира. При этом использует логику, понятийное знание, научные методы.

• Философское познание. Оно тоже является видом научного познания, но отличается такими моментами: это знание наиболее об­щее, о всеобщем; философское знание является мировоззренческим; оно содержит в себе обязательную оценку познаваемого.

• Художественное познание. Специфика его состоит в том, что оно является образным и наглядным и поэтому близко к чувственно­му уровню. Однако и здесь присутствует оценочный характер.Познавательный процесс имеет свою структуру. Он включает уров­ни познания и формы. Существует два уровня – чувственный и ра­циональный (или абстрактный). Первый имеет такие формы: 1) ощу­щение; 2) восприятие; 3) представление. Второй уровень: 1) понятия; 2) суждения; 3) умозаключения (более полно и содержательнее эти уровни и формы имеются в любом учебнике по философии).

2.Категория «способа производства» в марксизме

Общество, как и природа развивается по объективным законам, Внимание акцентируется на экономике, т.к. основной силой исторического развития является потребность, но любая потребность сопряжена с трудовой деятельностью. Анализ общества начинается с экономической сферы. На каждом отрезке экономического развития имеется определенный способ производства, состоит из производственный сил и производственных отношений. Производственная сила: чел, орудия труда, результат и предмет труда. Производственные отношения возникают у людей по поводу производства. Производственные силы имеют больший темп, чем производственные отношения. Когда производственные силы соответствуют производственным отношениям, то гармония, но если увеличение производственных сил не сопровождается увеличением производственных отношений возникает противоречие – диссонанс, разрешение: реформы или революция. Изменение производственных отношений ведет к изменению способа производства. По Марксу развитие исторического процесса – формационный подход. 1ая стадия - первобытнообщинная, соответствует первобытнообщинному сп пр-ва, заменена рабовладельческим, первобытнообщинный строй превращается в рабовладельческий, феодальная, капиталистическая, коммунистическая. Смена одной формации другой, развитие идет от более низких стадий к высоким.

3.Психология бессознательного З. Фрейда и медицина.

Основы психоанализа как философской концепции были заложены австрийским врачом-психиатром Зигмундом Фрейдом (1856-1939). Классический психоанализ, созданный З.Фрейдом, открыл, что сознание и психику человека нельзя отождествлять. Помимо сознания человеческая психика содержит и бессознательное. З.Фрейд отмечал, что бессознательное не порождается бытием, оно само есть бытие.

Согласно психоанализу, не внешние раздражения, а влечения, исходящие изнутри, определяют направленность человеческого развития и являются его двигателем. Главным среди влечений является сексуальное влечение (либидо). Им была предложена схема, согласно которой у человека существует два исходных инстинкта: инстинкт жизни, или эрос, и инстинкт смерти, или танатос. Бессознательное, по З.Фрейду, имеет сложный состав и складывается из унаследованных психических образований, аналогичных инстинкту животных, из всего того, что было вытеснено из сознания в течении жизни. Личность, отмечает З.Фрейд, имеет внутреннюю структуру, в которую входят:

• "Я" – это область сознательного;

• "Сверх-Я" – это совокупность перенесенных вовнутрь психики индивида социально значимых идеальных принципов, регуляторов;

• "Оно" – это невидимый для внешнего наблюдения "микромир" бессознательного.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: