Билет №19. 1. Специфика человеческого бытия

1. Специфика человеческого бытия

Специфика человеческого бытия состоит во взаимодействии трех относительно разных бытийных измерений. Первое измерение человеческого существования-человек - это мыслящее и чувствующее тело. Второе-человек существует как индивидуальная особь, принадлежащая к роду человеческому (сапиенс) и взятая на данном витке его раз­вития, эволюции мира. Третье - человек существует как социально-историческое существо. Все три измерения, взятые в един­стве, - исходные характеристики бытия человека. В чем смысл человеческого существования, каково его место в целостном единстве бытия? Вопрос о смысле жизни есть вопрос о предназначении человека, этот вопрос с незапамятных времен всегда волновал людей. Французский философ-экзистенциалист, А. Камю, писал в своей работе "Миф о Сизифе", что существует только один фундаментальный вопрос философии: стоит или не стоит жизнь то­го, чтобы ее прожить. Сама постановка этого вопроса свидетельству­ет о том, что он рождается из сомнения о существовании такого смысла. Эти сомнения предполагают, что сама действительность не­последовательна и абсурдна. Тогда проблем, сформулированная А. Камю, состоит в том, "существует ли логика, приемлемая вплоть до самого конца жизни". Среди многих подходов к решению этой проблемы можно выделить три главных: смысл жизни изначально присущ жизни в ее глубинных основаниях; смысл жизни за пределами жизни; смысл жизни совпадает, т.е. созидается самим человеком.

Для первого подхода характерно религ толкование жизни. Единственное, что делает осмысленной жизнь и поэтому имеет для че­ловека смысл, есть не что иное, как действенное соучастие в Богочел жизни. Бог сотворил чел по своему образу и подобию. И люди должны своей жизнью проявить его. В основе второго подхода лежит секуляризованная, религиозная идея/отделенная от религии/. Чел способен переустроить мир на началах добра и справедливости. Цель и при­дает смысл человеческой жизни. В соответствии с третьим подходом жизнь не имеет смысла. Только люди сами созн или стихийно, намеренно или невольно способами своего бытия придают смысл жизни.

2. Основные особенности и характеристика русской философии

Особенности русской истории обусловили своеобразие русской философии, ее характерные черты:

• склонность к онтологизму (интерес к проблемам бытия) при ограниченном интересе к вопросам теории познания;

• антропоцентризм;

• историософичность (обращение к вопросам о “смысле” истории);

• эсхатологичность (размышления о конце истории,апокалиптическая тема);

• мессианство (рассуждения об особой роли России в мировом культурном процессе, ее всемирно-исторической миссии);

• соборность;

• преобладание религиозно-нравственно-практической установки;

• неразрывность теории и практики (установка на воплощение в жизни исповедуемых идей).

В качестве особенностей русской философской мысли можно назвать ее органическую связь с художественной литературой (философичность творчества А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, русской поэзии), а также наличие в философии значительной доли устного творчества (беседы, философские споры, выступления, проповеди, деятельность литературно-философских салонов и кружков).

3. Э. Дюркгейм "О разделении общественного труда"

Роль разделения труда огромна, оно увеличивает как производительную силу, так и улучшает профессиональные навыки рабочего. Благодаря этому общество развивается в материальном и интеллектуальном плане. А как раз таки это является источником цивилизации. Но с другой стороны разделение труда имеет и другой результат. По мнению Дюркгейма, цивилизация играет как негативную роль в обществе, так и положительную. Наравне с тем, что развивается наука, искусство и промышленность, так же развивается и преступность и самоубийства. Именно это и есть отрицательная ее черта. Так же Дюркгейм называет цивилизацию безнравственной. У элементов, из которых состоит цивилизация, отсутствует моральный характер. Дюркгейм говорит о том что «наука, искусство и промышленность находятся вне нравственности». Мы любим тех кто похож на нас кто мыслит и чувствует как мы. Но часто бывает и наоборот нас притягивает и те люди, которые на нас совсем не похожи. Эти факты противоположны. Эти противоположные теории, подтверждают то что в природе может и та и другая дружба. Другими словами если человек не похож на нас, то он нас влечет, мы хотим найти в нем те качества, которых нет у нас. Но мы, так же пытаемся дополнить и их каким-то своими качествами. Это и является другой стороной разделения труда, таким образом, экономические услуги, которые оказывает человек, ничто по сравнению с производимыми моральными действиями: истинная функция заключается в создании между личностями чувства солидарности.«Непрерывное распределение общественных работ составляет главным образом общественную солидарность и причиной возрастающей сложности и объема социального организма» Если бы эта гипотеза была доказана, то разделение труда играло бы роль куда более важную чем та которую ему обыкновенно приписывают. Разделение труда служило бы не только для того чтобы давать обществу желаемые и зачастую не нужные блага, но и регулировало бы их существование.Социальная солидарность происходит из разделения труда. Так как общественная солидарность является моральным явлением, и она не поддается наблюдению и измерению, то нужно «заменить внутренний факт внешним и изучить первый при помощи второго».«Такой видимый символ – это право».Чем, более солидарны люди, тем больше они начинают общаться, тем теснее завязываются отношения между ними. Однако число этих отношений «прямо пропорционально определяющих их юридических правил».[8] В праве можно найти все существующие разновидности социальной солидарности. В исключительных обстоятельствах может возникнуть противоположность. Так как право может представлять нам лишь часть общественной жизни и не показывать нам всех возникающих проблем. Право воспроизводит основные формы социальной солидарности, поэтому необходимо выделить виды права и исследовать виды социальной солидарности в соответствии с видами права. И возможно среди этих видов будет «вид права, символизирующий социальную солидарность, причиной которой является разделение труда».

Дюркгейм выделяет два вида общественной солидарности:

1.Механическую солидарность- эта солидарность характеризуется сходством признаков у людей.

2.Солидарность вызванную разделением труда или органическую солидарность – эта солидарность характеризуется тем, что люди начинают все больше и больше отличаться друг от друга, начинают взаимодополнять друг друга.

Билет №20
1.Система универсального всеединства В.С. Соловьева

Крупнейшим представителем религиозно-философского направления мысли XIX в. был В.С.Соловьев, создавший первую философскую систему – “систему универсального всеединства”. Система целого охватывает весь космо-эволюци­онный процесс, в котором Соловьев выделяет 3 стадии: 1) образование космических тел и Солнечной системы; 2) образование органической жизни; 3) появление человека. Элементами динамики этого процесса являются развитие природы, человека и человечества. Мировой процесс – это процесс собирания вселенной, восхождения к положительному всеединству, в котором ничто не выступает в своей самодовлеющей отдельности и ничто не является лишним и абсолютно ложным. Процесс собирания вселенной есть одновременно процесс единения мира с Богом. Это единение может осуществить только человек, который сам в процессе своего развития переходит в новое высшее состояние – Богочеловечество. Учение о Богочеловечестве – ядро философии истории В.С.Со­ловьева и главная его заслуга перед русской религиозно-философской мыслью. Идея Богочеловечества означает преодоление самодостаточности человека в гуманизме и утверждение его высшего, божественного достоинства. Эта идея радикально противоположна юридическому пониманию отношений Бога и человека и судебной теории искупления, характерной для католического и протестантского богословия.

Учение Соловьева о человеке – христианская антропология. Человек – вершина Божественного творения, нормальные взаимоотношения которого с Богом были нарушены грехопадением. Искупление от зла, совершенное Богочеловеком Христом, означает восстановление этих нормальных отношений, одухотворение всей материи, когда мир вновь может стать олицетворением истины, добра и красоты. После Христа все христианское человечество становится деятельным участником этого процесса. Философия Соловьева христиански антропоцентрична. Человек – центр “системы положительного всеединства”, с него начинается качественно новый этап космогенеза – внутреннее единство в форме сознания и свободной деятельности. Особое значение Вл.Соловьев придавал свободе личности, без которой человек не может осуществить свою главную цель – “соединить небо и землю”, Бога с мертвой материальностью. Человек понимается как существо свободное и творческое, то есть духовно активное. ​Для определения личности решающим является признание ее духовной реальностью. Дух человека генетически связан с мировой душой (София) и через нее с Абсолютным первоначалом, с Богом. Поэтому именно на человека возлагается ответственность за судьбы всего мира. Учение о Софии утверждает начало божественной премудрости в тварном мире, в космосе и человечестве, оно не допускает абсолютного разрыва между творцом и творением. Кроме того, “София” – это также “душа мира”, идеальное человечество и идеальный человек. ​Христианская мистика Вл.Соловьева нетрадиционна. Его личная интуиция Софии вызвала наибольшие нападки в православных кругах как внесение женского начала в Божество.Идеи В.С.Соловьева в ХХ в. плодотворно развивали философы С.Н. и Е.Н.Трубецкие, С.Н.Булгаков, П.А.Флоренский, В.Ф.Эрн, Н.О.Лосский, С.Л. Франк, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев и другие.
2.Религиозная, философская, научная идеи о природе и назначении человека

С понятием "человек" связаны, по крайней мере, три круга, не сводимых друг к другу, представлений. К их числу относятся: религиозное представление, заложенное и воспроиз­водимое, иудео-христианской традицией; греко-античное представление о человеке как су­ществе разумном; круг представлений современ­ного естествознания, согласно которому че­ловек есть достаточно поздний итог развития Земли и животного мира планеты. В философии и гуманитарных науках человек определяется как носитель разума, спо­собный сдерживать и контролировать свои телесные влечения и ин­стинкты. Благодаря ра­зуму он постигает законы мироздания, создаёт науки, изо­бретает технику, преобразует при­роду и создаёт новую среду обитания. Кроме того, только у человека возникает вера в Бога, различение добра и зла, осознание своей смертности, память о прошлом и вера в будущее. Только человек способен сме­яться и плакать; любить и ненавидеть; судить и оценивать; фантази­ровать и тво­рить.

3.Аристотель " О том, что наиболее достойно познания"

К числу заслуг Аристотеля относятся определение и классификация наук, видов знания. Он разделил науки на три большие группы: теоритические (умозрительные), практические (производительные) и творческие (созидательные). К первым Стагирит отнес философию, математику и физику; ко вторым — этику и политику, а к третьим — искусство, ремесла и прикладные науки.

Философия — наиболее умозрительная из наук; она исследует то, что наиболее достойно познания — “первоначала и причины, ибо через них и на их основе познается все остальное”. По Аристотелю, наука ценнее тем, чем более она созерцательна. “Созерцательная жизнь” — это жизнь, чуждая корыстолюбивых расчетов и выгод, это высшая форма жизни. Она посвящена познанию, поиску истины, т. е. представляет собой высший вид духовно-творческой деятельности. Лишь в процессе этой деятельности человек может приблизиться к безмятежному счастью, к чистому блаженству, которое доступно лишь богам. Для античных мыслителей познанием является отношение человека к миру, отношение микрокосмоса к макрокосмосу, установление связи с первоначалом. Познание всеобщего означает нахождение за многообразием вещей и явлений их общего принципа, главенствующего начала.

Аристотель — сын своего века и народа. Он прирожденный интеллектуалист. Для него разум составляет основу познавательной и всякой иной деятельности человека и его отличительный признак. Аристотель считал, что разум составляет истинную сущность человека, отличительный признак его жизни и индивидуальности. Люди, имеющие опыт и навыки в производственной практике преуспевают больше, чем те, кто обладает чисто теоретическими знаниями в этой же области, но последних почитают больше, чем первых, подобно тому как “мы и наставников в каждом деле почитаем больше, полагая, что они больше знают, чем ремесленники, и мудрее их, так как они знают причины того, что создается”. Аристотель приходит к выводу о том, что знание тем ценнее, чем более оно теоретично и не связано с получением выгоды. Поэтому умозрительные науки выше созидающих, а теоретическая деятельность выше практической, например, политической.

Античная наука ориентирована не на овладение силами природы, т. е. не на использование знаний в практических целях, а на познание всеобщего мирового строя вещей, на осмысление общественных отношений, на воспитание граждан и регулирование их взаимоотношений и поведения, на достижение этического идеала. Во вторую очередь наука исследует этические и политические проблемы, и лишь в третью очередь она занимается проблемами искусства, ремесла и прикладных наук. Слово “практика” используется у Аристотеля в широком смысле, а не узко, как деятельность по получению материальных выгод.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: