Билет №22

1.представления о сущности чел в истории философской мысли.

Размышление о том, кто есть человек, всегда было основным для философов. К чему бы ни обращалась мысль людей, оказывалось, что главное – это отношение человека к этим явлениям жизни и понимание им самого себя. Диапазон определений и оценок человека в истории очень широко. Аристотель в нем видел «разумное животное», американский просветитель Б. Франклин – животное, делающее оружие труда, Ф. Ницше – «больное животное», М. Шеллер – «неудовлетворенное животное». Человека боготворили, и, напротив, подчеркивали, что он «из праха произошел и в прах возвратится» и поэтому, как говорил царь Соломон, все «суета сует и томление духа». Жизнь человека то ничего не стоила, то рассматривалась как величайшая ценность. Особенно очевидно стало это в конце XX в., когда появилась возможность самоуничтожения всего человечества и, в то же время стало ясно, что единственная подлинная ценность – это человек. Очевидно, что человека изучают с разных сторон такие науки, как антропология, медицина, гигиена, психология и т.д. Вместе с педагогикой, юриспруденцией и рядом других дисциплин они составляют цикл человекознания. Философия в этом цикле играет особую роль, интегрируя все науки, давая синтетическую картину человека и выделяя понятие его сущности. Она является центральным для философской антропологии, т.е. области философского знания, направленной на постижение феномена человека. Последняя возникла на рубеже XVIII и XIX вв. и получила особое развитие в XX в., причем не только как особый, специфический метод мышления, взгляд на мир с позиций человека, его природы и сущности. Но Человек так или иначе сам решает проблему, своего существования, экзистенции (проблему между телом и духом). Впервые в отчетливой форме проблему достижения гармонии между телом и духом, природой и обществом выразил около 1350 г. до н. э. Египетский фараон Эхнатон и примерно в это же время еврейский пророк Моисей, а между 600 и 500 гг. до н. э. об этом же говорили Лао – Цзы в Китае, Будда в Индии, а в Персии Заратустра. Все они учили тому, как человеку стать человечным, как выйти за пределы своей природной ограниченности, как приобщится к высшему смыслу жизни. Христианство и ислам, спустя пятьсот и тысячу лет соответственно, принесли эти идеи народам Средиземноморья, Европы и Азии. Определение сущности человека неотделимо от обсуждения противоречий его существования, его бытия. К. Маркс усматривал сущность человека в совокупности (ансамбле) общественных отношений, формирующих то или иное отношение человека к миру в разные исторические эпохи. В современной философии, особенно в экзистенциализме господствует мысль: «сущность человека — в отсутствии у него сущности». В отличие от других предметов и явлений, обладающих устойчивым бытием, т.е. сущностью, человек в основе своей — существо неясное, неопределенное. В самом деле, кто может его моделировать? Разве только Бог; но ведь бога не существует (так полагает Ж.-П. Сартр). Значит, человек свободен как самопроизводитель процесса становления, своим существованием он творит собственную сущность. Иначе, экзистенция (существование) предваряет эсенцию (сущность).

2. кант что такое философия и за чем она?

Философия – это система философских знаний или рациональных знаний из понятий; это наука о последних целях человеческого разума – ее ценность; это то, что одно только и имеет внутреннюю ценность и впервые придает ценность всем другим знаниям. Виртуоз ума (Сократ – филодокс) стремится только к спекулятивному знанию, не обращая внимания на то, насколько содействует это знание последним целям человеческого разума: он дает правила применения разума для возможных произвольных целей. К философии относят две вещи: 1 – достаточный запас рациональных знаний 2 – систематическая связь этих знаний или содержание их в идее целого. Философия является единственной наукой, которая имеет систематическую связь в собственном смысле и придает всем другим наукам систематическое единство. Это наука о высшем максимуме применения нашего разума. Сферу философии во всемирно-гражданском значении не подвести под следующие вопросы: что я могу знать – метафизика; что я должен делать – мораль; на что я смею надеяться – религия; что такое человек – антропология. Философ должен определить: 1 – источники человеческого знания 2 – объем возможного и полезного применения всякого знания 3 – границы разума. Философу требуется: 1 – культура таланта и умения, чтобы применять их ко всевозможным целям 2 – навык в применении того или другого средства к каким либо целям. Философию нельзя изучать уже по той причине, что таковой еще не существует. Все знания философии всегда лишь субъективно-исторические. Истинный философ как самостоятельный мыслитель должен применять свой разум свободно и оригинально. Наука имеет внутреннюю истинную ценность лишь как орган мудрости. Философия есть единственная наука, которая способна дать нам внутреннее удовлетворение, ибо она как бы замыкает научный круг и благодаря ей науки впервые только и получают порядок и связь. В лучшем случае можно научиться только философствованию. Система всякого философского познания есть философия. Философия – это наука об отношении всякого знания к существенным целям человеческого разума и философ есть не виртуоз разума, а законодатель человеческого разума. Конечная цель есть не что иное, как все предназначения человека, и философия, исследующая эту цель, называется моралью. Философия имеет два предмета – природу и свободу à содержит естественные законы. Философия природы имеет дело со всем, что есть, а нравственная, только с тем, что должно быть. Вся философия – это или знания, основанные на чистом разуме, или знание разума, основанные на эмперичиских принципах. Философия чистого разума есть или пропедевтика, исследующая способность разума в отношении всего чистого знания, и называется критикой, или же эта философия – это система чистого разума (наука), т.е. все философское знание, основанное на чистом разуме в систематической связи, и называется метафизикой. Метафизика делится на метафизику спекулятивного и практического применения чистого разума и бывает или метафизикой природы, или метафизикой нравов (собственно чистая мораль). Метафизика мыслящей природы называется психологией. Вся система метафизики состоит из 4х главных частей: 1 – онтология 2 – рациональная физиология 3 – рациональная космология 4 – рациональная теология. Благодаря априорным принципам можно познать природу вещей и прийти к рациональной физиологии: мы берем из опыта только то, что необходимо, чтобы дать нам объект отчасти внешнего, отчасти внутреннего чувства. Следовательно, метафизика природы и нравов, и в особенности предварительная (пропедевтическая) критика разума, отваживающегося летать на собственных крыльях, составляют, собственно, все то, что можно назвать философией в подлинном смысле.

3.роль ценностной ориентации в жизни человека и общества.

ЦЕННОСТЬ — понятие, исп в фил и социологии для обозначения объектов, явлений, их свойств, а также абстрактных идей, воплощающих в себе общественные идеалы и выступающих благодаря этому как эталон должного. Признавая объективный и трансцендентный характер Ц. по отношению к индивидуальному сознанию и деятельности, марксистская философия рассматривает Ц. как продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, крые выступают в качестве единого совокупного субъекта. Можно говорить о трех формах существования Ц. Во-первых, Ц. выступает как общественный идеал, как выработанное общественным сознанием, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни. Такие Ц. могут быть как общечеловеческими, “вечными” (истина, красота, справедливость), так и конкретно-историческими (патриархат, равенство, демократия). Во-вторых, Ц. предстает в объективированной форме в виде произведений материальной и духовной культуры либо человеческих поступков, являющихся конкретным предметным воплощением общественных ценностных идеалов (этических, эстетических, политических, правовых и др.). В-третьих, социальные Ц., преломляясь через призму индивидуальной жизнедеятельности, входят в психологическую структуру личности в форме личностных Ц., являющихся одним из источников мотивации ее поведения. ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННОЕ ЕДИНСТВО — один из основных показателей сплоченности группы, фиксирующий степень совпадения позиций и оценок ее членов по отношению к целям деятельности и ценностям, наиболее значимым для группы в целом. Показателем Ц.-о. е. служит частота совпадений позиций членов группы в отношении значимых для нее объектов оценивания. Высокая степень Ц.-о. е. выступает важным источником усиления внутригруппового общения и повышения эф совместной деятельности. Ц.-о. е. не приводит к нивелировке личности в группе, так как не препятствует разнообразию вкусов, интересов, привычек и т. п. членов группы. Оно не предполагает также обязательного совпадения в понимании способов достижения общих для всех членов группы целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: