Билет №29

1. Проблема идеального. Знак. Значение. Смысл

Идеальный – образцовый, совершенный, соответствующий идеалу или стремящийся к нему, а также существующий как идея, вне реальности и действительности. И. Бытие лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом. Такое бытие является строго неизменным, «застывшим», существующим вечно. И. Бытием обладают ценности, идеи, матер. и логич. понятия. Знак- материально, чувственно воспринимаемый предмет(явление, действие), кот. Выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Различают языковые и неязыковые знаки. Не всегда с помощью словесного, например, чувство радости, восторга можно передать особым выражением лица, глаз, в танце, в музыке. Чем богаче содержание сознания и вообще духовного мира человека, тем больше ему нужно языковых знаков для его передачи. Скуд­ный запас слов в речи -свидетельство духовной и душевной лени чело­века, ограниченности его сознания. Значение – важность, значимость, роль предмета, явления, действия в чел. деят-ти. По Сартру-«посредник между присутствующей вещью, кот. явл-ся носителем значения, и отсутствующим объектом, на кот. указывает значение». Смысл-значение вещи. Смысл, содержание вещи предполагает наличие «акта, передающего смысл», благодаря кот. человек ставит эту вещь в связь со своим микрокосом. Этот акт придаёт вещи нек. ценность, кот. опр-ся индивидуальными особенностями в данной иерархии ценностей.

2. Право как форма регулирования поведения людей в обществе

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества. Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения. Правосознание и право в то же время не тождественны. Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, регулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью. Нормами права регулируются общественные отношения. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, личной. Чем шире права, чем они больше гарантированы, тем свободнее развивается личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способность к творчеству, тем самым сдерживая собственное развитие и развитие общества.

3. Бердяев "проблема человека. К построению христианской антропологии

Проблема человека является центральной для сознания нашей эпохи. Бердяев предполагает рассматривать проблему человека как философ, а не как теолог. Современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины.Проблема человека стала особенно неотложной и мучительной для нас потому, что мы чувствуем и сознаем, в опыте жизни и опыте мысли, недостаточность и неполноту антропологии патристической и схоластической, а также антропологии гуманистической, идущей от эпохи Ренессанса.С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге. Когда мы стоим перед загадкой человека, то вот что прежде всего мы должны сказать: человек представляет собой разрыв в природном мире, и он необъясним из природного мира. Человек может быть познаваем как объект, как один из объектов в мире объектов. Тогда он исследуется антропологическими науками - биологией, социологией, психологией. При таком подходе к человеку возможно исследовать лишь те или иные стороны человека, но человек целостный в его глубине и в его внутреннем существовании неуловим. Есть другой подход к человеку. Человек сознает себя также субъектом и прежде всего субъектом. Тайна о человеке раскрывается в субъекте, во внутреннем человеческом существовании. В объективизации, в выброшенности человека в объективный мир тайна о человеке закрывается, он узнает о себе лишь то, что отчуждено от внутреннего человеческого существования. Человек не принадлежит целиком объективному миру, он имеет свой собственный мир, свой внемирный мир, свою несоизмеримую с объективной природой судьбу. Человек как целостное существо не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещен. Человек как субъект есть акт, есть усилие. В субъекте раскрывается идущая изнутри творческая активность человека. Одинаково ошибочна антропология оптимистическая и антропология пессимистическая. Человек низок и высок, ничтожен и велик. Человеческая природа полярна. И если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе. Загадка человека ставит не только проблему антропологической философии, но и проблему антропологизма или антропоцентризма всякой философии. Философия антропоцентрична, но сам человек не антропоцентричен. Это есть основная истина экзистенциальной философии в моем понимании. Я определяю экзистенциальную философию как противоположную философии объективированной (см. мою книгу "Я и мир объектов".). В экзистенциальном субъекте раскрывается тайна бытия. Лишь в человеческом существовании и через человеческое существование возможно познание бытия. Познание бытия невозможно через объект, через общие понятия, отнесенные к объектам. Это сознание есть величайшее завоевание философии.

Билет №30
1.Проблема истины.Критерии истины.

Истина - это соответствие мысли и предмета, знания и действи­тельности, Истина -это адекватная информация об объекте. Ценность знания определяется мерой его истинности. Иными сло­вами, истина есть свойство знания, а не самого объекта познания. Истинные знания дают человеку разумно организовать свои прак­тические действия в настоящем и предвидеть будущее. Однако человек редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения.В эпоху Античности под истиной Платон понимал знания, кото­рые должны соответствовать вечным и неизменным идеям. Аристотель рассматривал истину как знание, с помощью которого судят о мире.

Классическая философия понимала истину как отражение объективных об­стоятельств или как некое "сущностное" видение и тем самым определяла её (истину) как объективное содержание наших знаний, не зависимое от того, кто его воспринимает. Современная философия понимает познание как весьма сложно обусловленный процесс. Многие современные направления в философии отличаются друг от друга как раз тем, какие предпосылки они считают наиболее важными. При обсуждении проблемы истины и её критериев важно отметить и обосновать такие её характеристики как "объективность", "абсолютность" и "относительность". Анализ точек зрения (материалистических и идеалистических) показывает, что сущность истины заключается в том, что она есть форма познания, выражающая снимки, копии соответствующих объек­тов бытийного мира в сознании человека. Этот вопрос рассматрива­ется в теории истины. Истина – это знание, выражающее меру со­ответствия его бытию (материальному или духовному).

В теории истины особенно важное значение имеет вопрос о кри­териях, которые позволяют установить правду, достоверность знаний. Основным критерием истинности является практика, выполняющая следующие функции:

• практика составляет основу познания, пронизывает все его формы;

• практика служит источником познания;

• практика выступает целью познания и поэтому яв­ляется как побудительная сила, движущая сила познания;

• практика является критерием истинности наших знаний. Но она не создает эту истинность, а только позволяет ее установить. Если выводы, полученные на основании наших знаний, прошли сквозь очистительную роль практики, то могут претендовать на объективность, достоверность, истинность.

В качестве критерия истины практика "работает" не только в своей чувственной форме, как предметная физическая деятельность. Она выступает в опосредованной форме – как логика, прошедшая через степень совершенства человеческого мышления. Можно сказать, что логика – это опосредованная практика. Логичность мысли при досто­верности исходных положений является гарантией истинности зна­ния. В этом заключается сила логического критерия истины.

2.Социальные общности и их роль в общественном развитии.

С.О. – объединение людей, связанных мд собой определенными взаимоотношениями. Животные объединены в сообщества, но т.к. мд людьми имеются отношения, то мы можем установить связи взаимоотношения мд людьми, т.е. являемся членами С.О. 3 компонента С.О.: социальное созидание- чел всегда и везде является создателем С.О., эта черта присуща чел от Бога (религиозная) или по природе(нерелигиозная); соц принадлежность – создавая общность, чел обязательно к ней принадлежит, социальная идентификация указывает, что создавая и принадлежа к общности чел отождествляет себя с ней, если что-то не устраивает индивида или общность, они вместе существовать не могут. Типология С.О.: 1 гр. – общности, в к. индивиды связаны внешними признаками, например люди, живущие в одной местности; 2. группа общностей, в к. индивиды связаны определенной идентичностью поведения, сознания, жизнедеятельности; 3. общности, к базируются на социально-ориентированной жизнедеятельности людей. Они одинаково действуют, думают, одинаковые мотивы, установки. (полит партии). Виды С.О.: Класс – общность, к. складывается на базе экономических интересов, эк отношений, собственности. Народ – общность, объективной основой которой является совокупная созидательная деятельность людей. Нация – общность, к. имеет свое бытие одновременно в 2-х средах, нация сущностна и эмпирична. Национальность есть индивидуальное бытие, вне к. невозможно существование человека. Чел входит в человечество через национальную индивидуальность. Человечество включает индивидов, к. жили в далеком прошлом, к. живут сейчас, те люди, к. будут жить в будущем.

3.Волюнтаризм Шопенгауэра.

Одним из наиболее ярких представителей философии иррационализма является Артур Шопенгауэр (1788-1860), который пытался дать в своей философской концепции истинное воззрение на мир. Он утверждал, что окружающий нас мир есть только мировой феномен, наше представление о нем, поэтому он существует только для интеллекта, для существа, обладающего психическими функциями. Если уничтожить способность сознания, то и весь мир, представляемый им, исчезнет.

Воля основное понятие ф-ии – волюнтаризма;она безусловна, абсолютно свободна и не зависит от времени и пространства,она есть слепое, бессознательное стремление, исключающее всякие цели. всякое движение, всякое удов­летворение. Будучи источником борьбы и несогласия, всепожирающая воля движет мир изнутри и влечет его. Человек как и все живое, есть объективация/осуществление, реализация/ его воли. Воля в качестве внутренней сущности человека проявляет себя в нем как воля к жизни, как постоянное универсальное стремление к жизни, желание жить, во что бы то ни стало, безо всякого отношения к цели и ценности жизни. Воля и есть источник всех стремлений и желаний человека: он делает и хочет только то, чего хочет воля, объективацией которой он является. Воля первична по отношению к интел­лекту. Интеллект - это "фонарь, который освещает воле путь, но сам его не прокладывает". Человек, у Шопенгауэра - это вершина объективации воли, через его самосознание воля осознает себя. Человек способен понять всю трагичность и бессмысленность видимого мира, осознать, что смерть-это погибель интеллекта, но для каждого индивида всегда остается конечная жизнь в облике воли, В целом, отмечает Шопенгауэр, жизнь людей - это безнадежное угасание и горе. Смысл жизни заключается в понимании того, что мир-это скорбь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: