Билет №38

1.Стоицизм.

Основателем стоицизма был Зенон из Китиона. Он считал, что философия - не просто наука, это прежде всего жизненный путь, жизненная мудрость. Ведущая роль в системе философских воззрений стоиков принадлежала этике. Именно философия в состоянии научить человека сохранять самообладание и достоинство в трудной ситуации, были убеждены, что счастье заключается в свободе от страстей, в спокойствии духа, в равнодушии, уверены, что в жизни все предопределяется судьбой. "Того, кто этого хочет, судьба ведет за собой; сопротивля­ющегося она влечет насильно".. Они искали добродетель не ради счастья, а ради покоя и безмятежности, безразличия ко всему внешнему. Поэтому апатия, безразличие, бесстрастие- это этический идеал стоиков. Сенека ввел понятие совесть – духовная сила и моральный фундамент человека, противник рабства, истинная духовность не наследеется, она приобретается, завоевывается. Эпиктет: Ф-ия упование и надежда жалкого, отчаявшегося человека.

2. Право, как форма урегулирования общественных отношений.

Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономически е интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правосознание - это та форма общественного сознания, в которой отражаются знания и оценки принятых в обществе в качестве юридических законов нормативов социально-политической деятельности субъектов права: индивида, коллектива, предприятия. Правосознание имеет конкретно-исторический характер, оно изменяется в связи с изменениями экономических и политических условий жизни общества. Правосознание связано с правом. Эта связь объясняется общими причинами их возникновения, функционирования и изменения. Правосознание и право в то же время не тождественны. Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. С помощью права общественные силы, имеющие в своих руках государственную власть, регулируют поведение людей, коллективов, классов, закрепляют в качестве обязательных определенные общественные отношения. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью. Нормами права регулируются общественные отношения. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, личной. Чем шире права, чем они больше гарантированы, тем свободнее развивается личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, теряет способность к творчеству, тем самым сдерживая собственное развитие и развитие общества.

3. Бердяев "Проблема человека. К построению христианской антропологии".

Проблема человека является центральной для сознания нашей эпохи. Бердяев предполагает рассматривать проблему человека как философ, а не как теолог. Современная мысль стоит перед задачей создания философской антропологии как основной философской дисциплины.Проблема человека стала особенно неотложной и мучительной для нас потому, что мы чувствуем и сознаем, в опыте жизни и опыте мысли, недостаточность и неполноту антропологии патристической и схоластической, а также антропологии гуманистической, идущей от эпохи Ренессанса.С одной стороны, человек есть существо греховное и нуждающееся в искуплении своего греха, существо низко павшее, от которого требуют смирения, с другой стороны, человек есть существо, сотворенное Богом по Его образу и подобию, Бог стал человеком и этим высоко поднял человеческую природу, человек призван к сотрудничеству с Богом и вечной жизни в Боге. Когда мы стоим перед загадкой человека, то вот что прежде всего мы должны сказать: человек представляет собой разрыв в природном мире, и он необъясним из природного мира. Человек может быть познаваем как объект, как один из объектов в мире объектов. Тогда он исследуется антропологическими науками - биологией, социологией, психологией. При таком подходе к человеку возможно исследовать лишь те или иные стороны человека, но человек целостный в его глубине и в его внутреннем существовании неуловим. Есть другой подход к человеку. Человек сознает себя также субъектом и прежде всего субъектом. Тайна о человеке раскрывается в субъекте, во внутреннем человеческом существовании. В объективизации, в выброшенности человека в объективный мир тайна о человеке закрывается, он узнает о себе лишь то, что отчуждено от внутреннего человеческого существования. Человек не принадлежит целиком объективному миру, он имеет свой собственный мир, свой внемирный мир, свою несоизмеримую с объективной природой судьбу. Человек как целостное существо не принадлежит природной иерархии и не может быть в нее вмещен. Человек как субъект есть акт, есть усилие. В субъекте раскрывается идущая изнутри творческая активность человека. Одинаково ошибочна антропология оптимистическая и антропология пессимистическая. Человек низок и высок, ничтожен и велик. Человеческая природа полярна. И если что-нибудь утверждается в человеке на одном полюсе, то это компенсируется утверждением противоположного на другом полюсе. Загадка человека ставит не только проблему антропологической философии, но и проблему антропологизма или антропоцентризма всякой философии. Философия антропоцентрична, но сам человек не антропоцентричен. Это есть основная истина экзистенциальной философии в моем понимании. Я определяю экзистенциальную философию как противоположную философии объективированной (см. мою книгу "Я и мир объектов".). В экзистенциальном субъекте раскрывается тайна бытия. Лишь в человеческом существовании и через человеческое существование возможно познание бытия. Познание бытия невозможно через объект, через общие понятия, отнесенные к объектам. Это сознание есть величайшее завоевание философии.

Билет №39
1. Различие философского и научного подходов к анализу сознания.

Понятие "сознание" неоднозначно. В широком смысле под ним имеют в виду психическое отражение действительности. В более уз­ком и специальном значении под сознанием понимают не только психи­ческое состояние, а высшую, свойственную только человеку. Форму психического отражения действительности. Сознание человека представляет собой целостную систему, состоя­щую из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях. Т. о., сознание- это высшая, свойственная только людям и связанная с речью Функция мозга, которая заключается в обобщенном и целенап­равленном отражении действительности. Следует также отметить, что сознание- это не сумма множества состав­ляющих его элементов, а их интегральное сложно-структурированное целое. При анализе сознания используется как фил., так научн. подходы. Наука рассамтривает с. в тесной связи со структурами мозга, физиологическими и анатомическими основами для его формирования и функционирования. Наука утверждает: мозг есть орган сознания, а соз­нание -функция человеческого мозга. На это указывает прежде всего тот факт, что от уровня сложности организации мозга зависит уровень отражательной способности сознания. Мозг первобытного, стадного человека был слабо развит и мог служить ор­ганом примитивного сознания. Мозг современного человека представля­ет собой сложноорганизованный орган, так как он сформировался в ре­зультате длительной биосоциальной эволюции. Так сознание ребенка формируется в связи с развитием мозга, а когда мозг глубокого стар­ца дряхлеет, то угасает и функция сознания. Нормальная психика невозможна вне нормального функционирующего мозга. Как только нарушается или разрушается структура организации материи мозга, разрушается и структура сознания. Экспериментальные данные многих наук(психофизиологии, физиологии высшей нервной деятельности)свидетельствуют о том, что сознание неотделимо от мозга. Сознание всегда связано с проте­кающими в мозгу процессами и не существует помимо них, хотя не они составляют сущность сознания. Сущностью же сознания, его значимостью для человека занимается Ф.

2. Самосознание как условие становления личности.

Самосознание- в обычной разговорной речи - убеждение в ценности собственной личности. В психологии и философии –переживание единства и специфичности я как существа, наделённого мыслями, чувствами, желаниями, противоположное осознанию внешнего мира. Я-КОНЦЕПЦИЯ — относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений индивида о самом себе, на основе к-рой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе, т.е. строит свою личность. Я-к.— целостный, хотя и не лишенный внутренних противоречий, образ собственного Я, выступающий как установка по отношению к самому себе и включающий компоненты: образ своих качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.д. (самосознание);
эмоциональный — самоуважение, себялюбие, самоуничижение и т. д.; оценочно-волевой — стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т. д. Я-к.— предпосылка и следствие социального взаимодействия, определяется социальным опытом. Ее составляющие: реальное Я (представление о себе в настоящем времени), идеальное Я (то, каким субъект, по его мнению, должен был бы стать, ориентируясь на моральные нормы), динамическое Я (то, каким субъект намерен стать), фантастическое Я (то, каким субъект желал бы стать, если бы это оказалось возможным) и др. Я-к.— важный структурный элемент психологического облика личности, складывающаяся в общении и деятельности.

3.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: