Основные противоречия современного образования

С наибольшими и наиважнейшими трудностями человеческое познание встречается именно в том разделе науки, который толкует о воспитании и обучении.

Мишель де Монтень

Любая педагогическая проблема — воспитательная или образовательная — таит в себе общечеловеческое в том смысле, что она имеет универсальный характер и представляет общую ценность для всех народов мира.

С.22

Общество, находящееся в постоянном развитии, через образование выдвигает человеку и реализует новые требования, связанные с новым, XXI, веком. К числу главных из них можно отнести:

- обучаемость, т.е. способность человека к постоянному повышению уровня знаний, освоению новых видов деятельности;

- интеллектуально-физическое развитие, обеспечивающее успешность в освоении новых технологий;

- креативность, т. е. способность мыслить и действовать творчески;

- - патриотизм, гуманность и толерантность (В.Д. Симоненко).

В период серьезных социально-экономических изменений и нестабильности образование в России оказалось одной из наиболее устойчивых социальных систем. Жизнеспособность российского образования обусловлена не только устоявшимися традициями, но и инновационным опытом. Это, прежде всего, условия развития — вариативность образования, его диверсификация и мобильность.

Общеевропейская тенденция «учеба через всю жизнь» сформулирована и принята в странах с развитой рыночной экономикой. Поскольку наша страна вступила на этот путь, опыт европейских стран необходимо анализировать и использовать. Такие ключевые идеи принципа «учеба через всю жизнь», как базовые умения для всех, инвестиции в человеческие ресурсы, ценность учебы, переосмысление руководства и консультирования, перенос учебы ближе к дому, являются актуальными и для системы российского образования.

Современный образовательный процесс сопровождают и характеризуют факторы двух противоречивых и взаимоисключающих явлений. Во-первых, возможного краха образования. Уже в течение многих лет в нашей стране, как и в других странах мира, обсуждается проблема краха образования. При этом все чаще выдвигаются причины, имеющие чисто внешний по отношению к образованию характер: недостаточное финансирование, слабое материально-техническое оснащение, неудовлетворительная подготовка кадров и т.д. Разумеется, все эти негативные явления имеют место и разрушительно влияют на систему образования. Крах образования не лежит на поверхности явлений, он имеет внутренний характер, связанный с утратой смыслов образования для человека. В последние годы стало особенно ясно, что рос­сийское образование не оправдывает надежд на развитие и воспитание человека, способного к переустройству общественной жизни, производства, сохранению культуры, экономики, правопорядка (Е.В. Бондаревская).

Во-вторых, в настоящее время наблюдается смена образова­тельной парадигмы. Основное противоречие современной системы

С.23

образования — это противоречие между быстрым темпом приращения знаний в современном мире и ограниченными возможностями их усвоения индивидуумом. Это противоречие заставляет педагогическую теорию отказаться от абсолютного образовательного идеала (всесторонне развитой личности) и перейти к новому идеалу — максимальному развитию способностей человека к саморегуляции и самообразованию (С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко).

Модернизация российского общества опирается на модернизацию образования, на его содержательное и структурное обновление. Необходимо сделать все возможное для ресурсной обеспеченности образовательной сферы. Однако ресурсы должны направляться не на консервацию системы, а на ее эффективное обновление.

Российская система образования должна перейти из режима выживания в режим устойчивого развития. Миссия российского образования состоит в создании социальной стабильности и прогресса, восстановлении и развитии культурного и кадрового потенциала страны. Для этого следует достичь гармонии во всех сферах человеческой деятельности, в частности разрешить противоречия между человеком и природой, природой и обществом, цивилизациями и культурами, между самими людьми и т.п.

В связи с вышесказанным на первый план выдвигается проблема поиска консенсуса разнообразных ценностей как целей образования, идея поликультурности, сохранения многообразия культур при принятии большинством людей некоторых единых базовых ценностей (Н.Д. Никандров). Общей основой современной стратегии образования является гуманистическая концепция, которая базируется на безоговорочном признании человека как высшей ценности (В.И. Загвязинский).

Говоря о проблемах современного российского образования, невозможно его рассматривать в отрыве от общемировых тенденций. Однако в России наблюдается целый ряд особенностей, связанных с кризисной социально-экономической ситуацией, отказом от прежних ценностей, происходящими социокультурными изменениями. Задачей образования XXI в. является преодоление кризиса культуры, духовности и гуманизма.

Образовательная политика должна учитывать социальную, содержательно ориентированную, процессуально ориентированную и личностно ориентированную направленность (В.И. Загвязинский).

При социальной направленности приоритетными являются социальные требования к человеку как к гражданину, труженику, члену общества, его качествам и способностям. Образованность становится одной из решающих жизненных ценностей. Тяга к получению образования — не только гарантия извлечения

С.24

материальных благ, но и осознание личностью своего места в культуре. При ранжировании жизненных ценностей большинство населения развитых стран отдают предпочтение образованию (А.Н. Джуринский).

Содержательно ориентированная направленность определяется возросшими требованиями мирового сообщества к получаемым знаниям, умениям и навыкам в связи с новым уровнем развития производства, науки и культуры. Образовательные системы призваны осуществлять подготовку специалистов высокого уровня. Реализуя содержательно ориентированную направленность, современное образование сталкивается с чрезмерной стандартизацией и регламентацией, которые порождают у всех участников образовательного процесса иллюзию, что можно научить всех и всему.

При процессуально ориентированной направленности предпочтение отдается самому процессу обучения, образовательным технологиям, методике преподавания и обучения, совместной деятельности обучаемого и обучающего.

Личностно ориентированная направленность выражается в приоритете интересов развивающейся личности и реализуется через личностно ориентированную технологию обучения и воспитания (Н.А. Алексеев, Э.Ф. Зеер, И.С. Якиманская).

Итак, выстраивается новая педагогика, в основу которой положена идея гуманизма, его паритетности, признания высшей ценности — человеческой жизни и жизни вообще.

Путем содержательного обновления образования предполагается решить следующие задачи.

1. Устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традиционную перегруженность учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребованы в дальнейшей социальной и/или профессиональной деятельности.

2. Изменить методы обучения, расширив те из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; поднять роль самостоятельной работы и самообразовательной деятельности учащихся и студентов.

3. Восстановить и укрепить связи профессионального образования с практикой и научными исследованиями.

4. Создать механизмы систематического обновления содержания образования всех уровней.

5. Ликвидировать отставание от мировой науки в стандартах и качестве преподавания социальных наук, в первую очередь экономики, менеджмента и права.

6. Увеличить долю открытого образования в учебных программах всех уровней.

С.25

7. Осуществить переход на сопоставимую с мировой систему показателей качества и стандартов образования всех уровней.

8. Обеспечить знание на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

Решение перечисленных задач требует, в свою очередь, создания трех базовых условий:

1) повышения заработной платы преподавателей до уровня, привлекающего в образование эффективные кадры;

2) финансирования информатизации и компьютеризации образования, обеспечивающих модернизацию его методов и технологий, перехода к открытому образованию;

3) формирования новых институтов системы образования, обеспечивающих полную мобилизацию средств населения и предприятий, эффективного использования этих и бюджетных средств и на этой основе высокого качества и возможностей широкого выбора образовательных программ и услуг.

Преодоление возникших противоречий возможно, если российское общество перейдет от режима бюджетного содержания системы образования к режиму ее инвестирования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: