Становление и развитие философии образования

Нет стремления более естественного,

чем стремление к знанию.

Мишель де Монтенъ

Становление философии образования как самостоятельной дисциплины произошло во второй половине XX в. Своим происхождением она обязана непрерывному взаимодействию различных философских течений с системой образования и образовательным опытом поколений. Философия образования рассматривает развитие человека и систему образования в неразрывном единстве. Существуют различия между подходами в понимании философии образования. За рубежом, например в США, содержание философии образования является следствием своеобразной проекции общефилософских концепций и доктрин на «плоскость» образования (Б.С. Гершунский). Такой дедуктивный подход имеет право на существование. Но не менее важен и другой, индуктивный, подход, когда основой знания становится образовательная практика. Органическое единство обозначенных подходов может служить основой философии образования. Обращение к философскому смыслу образования особенно важно в наше неспокойное время не только для педагогической науки, но и общества в целом.

В философии образования прежде всего раскрываются сущность и природа всех явлений в образовательном процессе: образование само по себе (онтология образования), как оно осуществляется (логика образования), природа и источники ценностей образования (аксиология образования), поведение участников образовательного процесса (этика образования), методы и основы образования (методология образования), совокупность идей образования в определенную эпоху (идеология образования) и, наконец, образование и культура (культурология образования).

С.9

Остановимся подробнее на выделенных аспектах философии образования.

Онтология образования. Онтология (от греч. ontos — сущее и logos — слово, речь) — это философское учение о принципах, основах, строении и закономерностях бытия, в отличие от учения о познании (гносеологии), т.е. это учение о существующем. В философских течениях онтологические основания образования, в частности относительно объектов и процессов, составляющих сущность образования, различаются достаточно основательно.

Слово «образование» (education) в переводе с латинского языка обозначает «вести за собой» или «извлекать что-либо»; в английском — этим же словом обозначается образование, воспитание, педагогика; во французском — образование, воспитание. Предполагается, что русское слово «образование» восходит к немецкому bildung, что означает «выявление и становление о раза, приобретение правильных представлений о чем-либо, грамотности, хороших манер».

Образование — это «целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)» (Закон РФ «Об образовании»); система, процесс и результат познавательной и практической деятельности, достигнутый уровень знаний, умений и навыков (Л.В. Мардахаев, В.И. Смирнов); ценность и система, процесс и результат усвоения знаний, умений и навыков в ходе обучения (Н.В. Бордовская, А.А. Реан, Е.С. Рапацевич); уровень умственного развития личности и ее профессиональной квалификации; система накопленных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый; социокультурный институт, способствующий экономическому, социальному и культурному функционированию и совершенствованию общества посредством специально организуемой, целенаправленной социализации и инкультурации отдельных индивидов (В.А. Ситаров); составная часть и одновременно продукт социализации (Б.М. Бим-Бад); результат обучения, т.е. формирование образа хорошо обученного, воспитанного, интеллигентного человека; главная социальная функция образования — передача опыта, накопленного предшествующими поколениями людей (М.Н. Скаткин); объем систематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый (И.П. Подласый); образование как культура индивида: сколько культурных ценностей, столько и видов образования (С.И. Гессен).

Подводя итог, можно сказать, что образование имеет три основных значения — как достояние личности, как процесс обре-

С.10

тения личностью своего достояния, как система (социальный институт) в обретении такого достояния (Э.Н. Гусинский, Ю.И.Турчанинова). Как показал анализ литературы, образование следует рассматривать также как ценность, как систему, как процесс, как компонент культуры, как результат и как социальное благо.

В качестве особенностей образования в современном мире можно выделить следующие. Во-первых, образование обладает определенной консервативностью, благодаря чему не все изменения становятся достоянием различных инновационных образовательных процессов. Во-вторых, образование имеет глобальный характер, т. е. проблемы образования, возникающие в России, актуальны и для других стран. В-третьих, образование носит резонансный характер, т.е. процессы, происходящие в обществе, оказывают ощутимое воздействие на систему образования. В-четвертых, хранителями разумной консервативности служат довольно устойчивые образования в виде региональных, муниципальных систем. В-пятых, образование выступает как ценность, к которой стремятся все. В-шестых, образование следует рассматривать и как социальное благо, обеспечивающее человеку его жизнедеятельность, личные и профессиональные достижения.

Логика образования. Логика — это наука о законах мышления, способах доказательств и опровержений; ход рассуждений, последовательность связанных между собой умозаключений; внутренняя закономерность, продуманность, разумность. Исторически с логикой связывают три основных понятия: «логика вещей», т.е. явлений объективного мира (Демокрит); «логика знания», т.е. взаимосвязь понятий, посредством которых познается «сущность и истина» (Платон); «логика доказательств и опровержений», т.е. связь суждений в умозаключениях, убедительность которых вытекает только из формы этой связи независимо от того, выражают эти суждения «сущность и истину» или нет (Аристотель). Существующий в настоящее время уровень понимания мира и собственного мышления управляет процессом познания мира и определяет способ освоения и закрепления результатов познания. С одной стороны, логика руководит движением мысли исследователей, а с другой — сама изменяется в ходе познания окружающего мира. Образование представляет собой процесс взаимодействия систем самого высокого уровня сложности, таких, как личность, культура, общество.

Аксиология образования. Аксиология (от греч. axia — ценность и logos — слово, речь) — это учение о ценностях, т. е. о положительной или отрицательной значимости объектов окружающего мира для человека, общественной группы или общества в целом. Термин «аксиология» введен в научный оборот в 1902 г. П. Лапи и стал активно использоваться в философии, социологии

С.11

и психологии. Впервые вопрос о ценностях был поставлен Сократом, сделавшим его центральным пунктом своей философии, и сформулирован им в виде вопроса о том, что есть благо. Ценности — вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие позитивные или негативные значения для человека или общества (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова). Актуализация ценностных подходов к образованию определяется рядом факторов, к числу которых относятся аксиологизация мирового образовательного процесса, кризис современного образования, обесценивание культурных традиций и дискредитация идеологических установок, переход к гуманистической образовательной парадигме.

Аксиология образования основана на гуманистических и этических принципах, и образованию отводится ведущая роль в решении задачи предотвращения войн, объединении усилий людей в деле защиты окружающей среды; образование «должно быть направлено к полному развитию человеческой личности, увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Оно должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами и должно содействовать деятельности ООН по поддержке мира» (Устав ЮНЕСКО).

Для обоснования ценностей и целей образования первостепенное значение имеют такие категории, как менталитет и толерантность. Менталитет, представляя собой квинтэссенцию культуры, является высшей ценностью образования. В нем воплощаются глубинные основания мировосприятия, мировоззрения и поведения человека. Именно менталитет предопределяет конкретные поступки людей, их отношение к различным сторонам жизни общества. Он находится в тесной связи с результатом образования и в результативности образования занимает иерархически высшую ступень (грамотность — образованность — профессиональная компетентность — культура — менталитет) (Б.С. Гершунский).

Менталитет как специфика психологической жизни людей раскрывается через систему взглядов, оценок, норм и умонастроений, основывающихся на имеющихся в данном обществе знаниях и верованиях. Эта система задает вместе с доминирующими потребностями и архетипами коллективного бессознательного иерархию ценностей, а значит, и характерные для представителей данной общности убеждения, идеалы, склонности, интересы и другие социальные установки, отличающие данную общность от других (И.Г. Дубов).

Модернизация государства, формирование гражданского общества требуют, чтобы система образования формировала сознательного гражданина, активно участвующего в демократическом процессе.

С.12

Для решения этой задачи приоритетными ориентирами для образования человека становятся:

- способность к самоорганизации, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности и создании общественных объединений;

- толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы;

- правовая культура: знание основополагающих правовых норм и умение использовать возможности правовой системы государства.

Только опора на образованность общества, на качество человеческого капитала позволит России сохранить свое место в ряду государств, способных оказывать влияние на мировые процессы. Образование должно помочь России ответить на вопросы, стоящие перед ней в социальной и экономической сферах, в обеспечении национальной безопасности и укреплении институтов государства. Именно «социальный заказ» общества и государства определяет направления развития и изменения системы образования России в первом десятилетии XXI в.

Методология образования. Методология — это учение о научных способах познания; означает совокупность способов, приемов и операций практического или теоретического освоения действительности. В XX в. произошли важнейшие изменения в методологии познания: появились идеи, связанные с попыткой объяснить деятельность систем самого высокого уровня организации (личность, общество, культура); на смену системному анализу и системному подходу пришел синергетический подход; была обоснована идея единой системы методов для изучения сложных систем. При таком подходе образовательные системы рассматриваются как сложные, так как включают в себя людей, наделенных сознанием, обладающих комплексами идей и вступающих друг с другом и окружающим миром в тесное взаимодействие.

Идеология образования. Идеология — это система различных идей, представлений, понятий и взглядов, в которых определяется, осознается и оценивается отношение людей к действительности. Идеология образования определяется общественным строем и соответствующим развитием науки.

Рассмотрим некоторые взгляды идеологов образования в различные исторические эпохи.

Конфуций (551 — 479 до н.э.) — самый знаменитый педагог Китая, основатель конфуцианства. В центре его внимания находились проблемы человека, его умственного развития и нравственного облика. Он первым разработал концепцию идеального человека, благородного мужа — не по происхождению, а благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств: гуман­ности, человечности, любви к людям, справедливости, верности,

С.13

искренности и т.д. Исходной точкой учения Конфуция была концепция «чжэн мин» — выправления (исправления) имен, т.е. приведения вещей в соответствие с их названием. Ряд положений Конфуция имел ярко выраженный классовый характер, что способствовало в будущем превращению конфуцианства в государственную доктрину.

Зенон из Китиона (336/332— 264/262 до н.э.), Клеанф, Хрисипп (ок. 280— 208/205 до н.э.) — представители эллинистического (греческого) стоицизма. В качестве важнейших элементов они рассматривали долг и воспитание характера человека. Стоицизм — это идеология преимущественно имущих классов; важность долга, воспитания и веры во всеобщие законы была понятна только высшим римским классам, которые и превратили стоицизм в идеологию Римской империи.

Сократ (ок. 470—399 до н.э.) считал, что существуют ценности и нормы, являющиеся всеобщим благом (высшим добром) и справедливостью. Для него добродетель была определенным эквивалентом «знания». Используя современную терминологию, у Сократа можно выделить три основных вида знания, которые тем не менее для него были нераздельными: 1) знание о нас самих и о ситуациях, в которых мы находим себя (фактуальное знание); 2) знание о том, как мы должны жить (нормативное знание); 3) знание должно быть «одно» с человеком (знание, которого придерживается человек). Сократ рассматривал знание как познание самого себя с помощью понятий. Для него добро существовало как идея. Перечислим основные тезисы Сократа.

1. «Благо» есть «знание».

2. «Правильные знания необходимо ведут к моральным действиям».

3. «Моральные (справедливые) действия необходимо ведут к счастью».

Представляется, что тезисы Сократа не потеряли своей актуальности в наше время.

Основоположником учения об идеях, согласно Аристотелю, был Платон (427/428— 348 до н.э.). Для него именно идеи являются первичной реальностью, т.е. субстанцией. Они выступают не чувственно воспринимаемыми, а постигаемыми с помощью рассудка. Философия для Платона — в равной степени познание и образование. Процесс образования — это вечное странствование между верхом («светом») и низом («царством теней»). Идеи не изолированы друг от друга, а образуют связанное целое. В трактате «Государство» Платон обсуждает вопрос о том, какой поступок следует считать справедливым. Он высказывает разные мнения, и только тогда они могут быть названы справедливыми, когда становятся причастными одной общей идее, идее — справедливости.

С.14

Идеи (универсалии) существуют независимо от того, существуют ли чувственные феномены, которые их отражают.

Платон ставит вопрос об идеальной системе образования. Для него важна именно система как целое, а не частные детали, связанные с изучаемыми предметами, возрастом учеников или экзаменами.

Остановимся на предлагаемой Платоном системе образования. Во-первых, образование должно быть в руках государства. Во-вторых, образование должно быть доступным для всех детей вне зависимости от происхождения и пола. В-третьих, образование должно быть одинаковым для всех детей в возрасте 10 — 20 лет. К числу важнейших предметов Платон относит гимнастику, музыку и религию.

В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают образование, уделяя особое внимание математике. По достижении 30-летнего возраста снова происходит отбор, и про­шедшие его продолжают обучение еще 5 лет, основной упор при этом делается на изучение философии. Затем они в течение 15 лет участвуют в практической деятельности, приобретая умения и навыки управления. И только в 50 лет, получив всестороннее образование и освоив опыт практической деятельности, пройдя тщательный отбор, берут в свои руки управление государством. Согласно Платону, они стали абсолютно компетентными, добродетельными и способными управлять обществом и государством. Не прошедшие первый отбор становятся ремесленниками, земледельцами и купцами. Отсеянные на втором этапе отбора — управляющие и воины. Прошедшие третий отбор — правители, обладающие компетенцией и всей полнотой власти.

Платон считал, что всеобщая система образования и воспитания обеспечит каждому человеку место в обществе, в котором он сможет выполнять общественную функцию. Когда каждый будет занят тем, для чего он подходит больше всего, и когда социальные функции будут реализовываться наилучшим способом, общество станет справедливым. В определенной степени в учении Платона прослеживается мысль о социальной справедливости, к которой общество стремится практически весь период своего существования.

Вершиной развития философской мысли Древней Греции выступает теория познания, созданная Аристотелем (384 — 322 до н.э.). Материалистический сенсуализм Аристотеля отчетливо проявляется в утверждении, что познание начинается от предметов, действующих на наши чувства, и приводит к законам, познаваемым нашим разумом. Для него первый шаг в познавательном процессе заключается в восприятии нашими органами чувств отдельных вещей, а затем происходит постижение существенного и общего путем абстрагирования от случайного. Для мыслителя понятия были

С.15

переходным явлением от элементов чувственного образа к отвлеченно-абстрактным категориям ра­ционального постижения мира. Аристотель рассматривал приобретение знания как процесс, который начинается с чувственного опыта и завершается постижением сущности, т.е. познание для него — некая пирамида, поднимающаяся от уровня реальной материальной вещи до абстракции чистой формы. По Аристотелю, для каждого отдельного человека цель заключается в реализации его способностей в обществе, в котором он живет; в нахождении собственного стиля и места в обществе, на котором он лучше всего реализует свои способности. Аристотель разграничивал теоретические, практические и пойетические (поэтические) дисциплины (аристотелевская классификация различных форм познания). Он предложил модель нравственного воспитания, достаточно популярную в наше время, — тренировать детей в подходящих типах поведения, т.е. упражнять в хороших поступках.

Эпикур (341— 270 до н.э.) — представитель поздней Античности. Эпикур учил осмотрительному стилю жизни. Упрощенно положения эпикурейской жизненной философии можно сформулировать следующим образом: единственное благо, которое существует, — наслаждение; для обеспечения максимального наслаждения необходимо стремиться к тем благам, которые можно контролировать. Философия Эпикура — философия наслаждения (гедонизм). Дружба и занятия литературой — это наивысшие и единственные блага, к которым следует стремиться человеку.

Ян Амос Коменский (1592— 1670) — основатель теории обучения, автор «Великой дидактики», которая явилась своеобраз­ным сплавом педагогических идей того времени. В педагогике Я.А. Коменского отражается общее философское видение мира. Его мировоззрение складывалось под влиянием идейных потоков античной философии, протестантизма, Возрождения. Им были сформулированы принципы дидактики: наглядность, по­следовательность и систематичность, прочность, самостоятельность и активность. В основу его педагогики положен принцип природосообразности. Педагогика Я.А. Коменского зиждилась на гуманистических позициях, противостояла схоластическому воспитанию. Он впервые обосновал ступени школьной системы обучения:

1) материнская школа (до 6 лет);

2) элементарная школа (школа родного языка) — до 12 лет;

3) латинская школа (до 18 лет);

4) академия (до 24 лет).

Джон Локк (1632— 1704) — основатель сенсуалистического направления в познании мира. Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма. Он был убежден, что материал мышления и познания происхо-

С.16

дит из опыта. Согласно его учению, «душа» (разум) человека при рождении есть tabula rasa (чистая доска) и ее заполнение происходит в процессе жизни и чувственной деятельности человека. «Душа есть, так сказать, белая бумага без всяких знаков и идей... Откуда получает она весь материал рассуждения и значения? На это я отвечаю одним словом: из опыта. На опыте осно­вывается все наше знание, от него в конце концов оно происходит»[1]. «Все наши знания происходят из чувств... Идеи тем проще, чем они менее абстрактны и чем они ближе к чувствам; и... наоборот, они тем сложнее, чем они дальше от чувств и чем они становятся более абстрактными»[2]. По Дж.Локку, познание возникает из опыта (простых идей восприятия и рефлексии), но рассудок активно перерабатывает этот материал, что приводит к появлению качественно отличного от простых идей познания. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения). Согласно этому рассудок человека играет активную роль в познании.

Жан Жак Руссо (1712— 1778) — основатель теории свободного воспитания. Он подвергнул критике существующую практику воспитания детей и изложил свою концепцию воспитания нового человека в духе естественного права на свободу и равенство людей. Основными факторами воспитания он считал природу, людей и предметы окружающего мира. Природа обеспечивает развитие и совершенствование органов чувств и способностей, люди учат правильно ими пользоваться, а вещи обогащают личный опыт ребенка.

Французский просветитель выступил против авторитаризма в воспитании, против приучения ребенка к слепому повиновению приказаниям взрослых. В своих воззрениях он придерживался так называемого природосообразного воспитания, т.е. такого воспитания, которое следует за природой, помогает ей, устраняя вредные привычки.

Идеи Ж.Ж. Руссо были проникнуты идеалами гуманизма и демократизма, направленными против догматизма и схоластики. Он мечтал устранить социальную несправедливость путем воспитания, отводя ему роль мощного рычага прогрессивных общественных перемен. «Если вы хотите, чтобы он сохранил свой оригинальный вид, берегите этот вид с той самой минуты, как ребенок является в мир... без этого вы никогда не добъетесь успехане добьетесь успеха»[3].

С.17

Иммануил Кант (1724-1804 с помощью своей трансцендентальной философии пытался преодолеть эмпиризм Дж. Локка и Д. Юма и рационализм Р. Декарта. Для этого мыслителя чувственное созерцание и анализирующий рассудок неразрывно связаны между собой. «Существуют два основных ствола человеческого познания, вырастающие, быть может, из одного общего, но неизвестного нам корня, а именно чувственность и рассудок: посредством чувственности предметы нам даются, рассудком же они мыслятся»[4]. Философ, понимая ограниченность чувственного познания, стремился найти то третье, которое сочетало бы чувственное и рациональное. Он считал, что в нашем познании есть нечто, что необходимо и общезначимо. В этом состоит «коперниканский» переворот в теории познания. К типам познания окружающего мира он относил аналитическое, синтетическое и синтетическое априорное. Первый тип познания относится к связям между понятиями (например, «все холостяки являются неженатыми мужчинами»); второй — к чувственным впечатлениям (например, «листья на деревьях зеленые»); третьи — к постижению форм (например, «все происходящее имеет причину»), т.е. нет необходимости обращаться к опыту.

Всякая личность, по И. Канту, является самоцелью и ни в коем случае не должна рассматриваться как средство осуществления каких бы то ни было задач — даже всеобщего блага. Он обосновал представление о человеке как о полностью свободном и нравственно ответственном существе.

Иоганн Готфрид Гердер (1744—1803) — яркий представитель нового исторического сознания, один из основателей историцизма, представляющего специфическую установку и подход к истории. Он сформулировал идею органического развития мира, прослеживая ее в неживой и живой природе, в жизни общества и человеческой истории как бы на разных уровнях единого мирового организма. Вклад Гердера в науку состоит в разработке принципа индивидуализации.

Джон Дьюи (1859— 1952) — основатель философии образования. Развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. По мнению Дьюи, цель воспитания состоит в том, чтобы сформировать личность, умеющую «приспособиться к различным ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства». Любая жизненная ситуация является уникальной, и польза обобщений и теорий весьма условна, но лично выработанная теория для каждого полезна и необходима для жизни. Человек, преодолевая различные трудности, накапливает собственный

С.18

опыт решения проблем. Опора на личный опыт и есть составная часть идеологии инструментализма.

Этика образования. Термин «этика» впервые был использован Аристотелем для обозначения особой области исследования — «практической» философии, науки о том, как правильно вести себя в соответствии с правилами, определенной системой ценностей. Этика является учением о морали, ее сущности, структуре, законах, историческом развитии и роли в общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определенный момент времени, но присуща ему в той или иной форме на всех стадиях его развития.

Этика образования рассматривает образцы поведения всех участников образовательного процесса. Этика не создается путем теоретического осмысления, она обусловливается самим фактом общественной жизни. Обращение к этическим проблемам педагогической науки стало особенно актуальным в наше время, в связи с этим появилось понятие «этическая педагогика» (М.Н. Дудина).

Культурология образования. Культура, образование, педагогика взаимосвязаны, о чем свидетельствует перевод с латинского языка слова «культура» — возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Прогресс общества зависит от состояния производства и эффективности распространения культуры. Производство и воспроизводство культуры возможны только при наличии высокого искусства обучения подрастающего поколения. Прогресс человечества и каждого отдельного человека зависит от качества образования, методов познания мира и обучения. Все это можно почерпнуть из истории и теории культуры и цивилизации.

Культура — это освоенный и овеществленный человеком опыт деятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний, умений и навыков, переросшее в модель действий при любой ситуации. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Человеческое сознание является продуктом культурной эволюции и основывается в значительной степени на подражании и руководстве.

Экономика образования. Экономика образования — это возрастание роли образования в модернизации и динамичном развитии экономики, рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда, структурные изменения в сфере занятости, актуализирующие потребность в постоянном повышении профессиональной квалификации и переподготовке работников, росте их профессиональной мобильности. Располагая первоначально ограниченными инве­стиционными ресурсами, Россия должна выбрать образовательный сектор в качестве приоритета — одной из «национальных точек роста».

С.19

Конкурентоспособность страны, как правило, определяется ее способностью создавать и применять новые знания, интегрироваться в глобальную экономику знаний. Инвестиции в повышение качества человеческого капитала являются условием развития всех секторов российской экономики. Без конкурентоспособной системы образования не может быть конкурентоспособной экономики, т.е. стоит задача перехода от затратной экономики образования к экономике развития. На потребности экономики, которые заявят о себе через 5 — 15 лет, система образования должна реагировать уже сейчас. Уровень качества «человеческого капитала» является одним из условий экономического развития страны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: