Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование — это долг, который на

Образование — это долг, который на

стоящее поколение должно уплатить будущему.

Д. Пибоди

Категория образования на протяжении истории развития педагогической науки рассматривалась с различных позиций — как процесс, как результат и как система. Как отмечалось ранее, образование следует рассматривать и с несколько иных позиций — как ценность, как компонент культуры человека, как накопленный человеческий капитал и как социальное благо.

Первая позиция — процесс — предполагает освоение человеком в условиях образовательного учреждения либо посредством самообразования системы знаний, умений и навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентации и отношений обучающих и обучающихся, воспитателей и воспитанников, воздействий и взаимодействий их друг с другом.

Вторая позиция — результат — характеристика уровня достижений обучающихся в освоении знаний, умений, навыков, опыта деятельности и отношений, компетенций и компетентностей. В этом и состоит суть образования как результата.

В обоих случаях в центре внимания находятся знания как соответствующие результаты духовного богатства человечества, накопленного им в историческом опыте. Такой подход предполагает накопление знаний, формирование умений и навыков (знаниево-ориентированный подход), которые способствуют социализации человека, вхождению его в социум. Данная точка

С.20

зрения относится к жизнеобеспечивающей системе человека. При этом знания, умения и навыки поглощают самого человека, заслоняя его личность. А сам процесс образования превращается в академизм и абсолютную ценность.

Наиболее сложным является рассмотрение образования с позиции ценностного подхода. Под воздействием происходящей в стране трансформации меняются функции образования и воспитания. Эти функции становятся намного шире и важнее, нежели только обучение, подготовка человека к какому-либо виду трудовой деятельности. Происходит утверждение личностно ориентированного подхода, при котором образование выступает как достояние определенной личности.

Образование представляет соответствующую ценность для конкретного человека. Существенным сдвигом в общественном сознании является переориентация образования на новые базо­вые ценности — с обеспечения потребностей производства и экономики в рабочей силе определенного качества на обеспечение потребностей самого человека в получении образовательных услуг соответствующего качества.

Интересен подход к образованию как к компоненту культуры человека. Культура и образование находятся в тесной связи друг с другом. Без передачи последующим поколениям образцов культуры, способов взаимодействия человека с окружающим миром вряд ли можно представить человеческую жизнь. Важнейшим компонентом культуры являются общечеловеческие ценности. Они сближают культуры всех стран и народов. Культура представляет собой совокупность накопленного человеком соцального опыта во всех сферах его жизнедеятельности, прежде всего науки и искусства.

Образование выступает как интегрирующий элемент всех отраслей духовного производства — науки, искусства, литературы, музыки, кино и т.д. Оно, с одной стороны, является средством трансляции культуры, а с другой — само способствует формированию новой культуры. До сих пор бытует мнение, что образование и культура находятся по разные стороны «баррикад». Представляется, что такой подход недостаточно обоснован. Жизнь меняется, она не стоит на месте и привносит новое понимание, новое смысловое содержание.

Интеграция России в мировое социокультурное пространство настоятельно выдвигает необходимость в подготовке специалистов, способных к диалогу с мировой культурой. Только ценности культуры, ставшие достоянием образования, помогают человеку обрести личностные смыслы и духовные ценности. Становится важным, чтобы в процессе обучения в профессиональном образовательном учреждении будущий специалист не только овладел системой знаний, но и приобщился к культурным ценностям.

С.21

В настоящее время область образования становится приоритетной, а содержание образования выступает одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации как в личностном, так и в профессиональном плане. Образование нацелено на обеспечение адекватного мировому сообществу уровня общей и профессиональной культуры каждого человека, его умственного развития, профессиональной квалификации и профессиональной компетентности.

В условиях стремительного развития общества образование выступает как накопленный человеком «капитал», который может быть реализован в последующей жизнедеятельности. С позиции такого подхода категория образования имеет ярко выраженный социальный аспект.

Образование — это социальное благо, которое должно быть доступно для всех, образование — это интеллектуальный потенциал нации, это главный ресурс капитала в стране.

Образование является жизненно важной, духовно необходимой потребностью человека. Чем более четко выражены способности человека к обучению, тем шире становятся его возможности не только в будущей профессиональной деятельности, но и в целом во всей жизнедеятельности.

Представляется, что целесообразно рассмотрение образования с позиции единства образования, воспитания и обучения как основных категорий педагогической науки. В этом случае воспитание и обучение можно рассматривать как две взаимосвязанные и обусловленные стороны единой категории «образование». Достижения в каждой составляющей оцениваются через уровни образованности и воспитанности каждого человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: