double arrow

Гл а в а 6

ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В ОБУЧЕНИИ

Информатизация и компьютеризация образования в современных условиях

Величие некоторых дел состоит не столько

в их размерах, сколько в их своевременности.

Сенека

В настоящее время нарастают темпы информатизации общества, что выражается в проникновении современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в самые различные области деятельности людей, ускорении процессов изменения отдельных профессиональных функций, появлении таких видов профессиональной деятельности, которые требуют качественно нового подхода к содержательному и технологическому аспектам образования. Будущее образования — это образование со все большей долей участия компьютеров (В.П. Беспалько).

Информатизация общества на современном этапе его развития представляет собой процесс нарастающего применения информационной техники для сфер производства, переработки, хранения и распространения информации и особенно знаний. В первую очередь это касается технологии передачи информации с помощью глобальных компьютерных сетей (Интернета) и представления гипермедийной информации во Всемирной сети {Word Wide Web).

Результатом этого процесса является возникновение информационного общества, что, как следствие, приведёт к радикальным преобразованиям не только в сфере производственных структур и технологий, но и в сфере социальных и экономических отношений. Сегодняшний уровень развития ИКТ закладывает реальный фундамент для глобальной системы дистанционного обучения, помогающей людям создавать открытую информационную среду без границ.

С.190

Одним из важнейших направлений процесса информатизации является информатизация образования, что предполагает разработку и использование новых ИКТ, ориентированных на реализацию психолого-педагогических целей обучения и воспитания учащихся школ, образовательных учреждений НПО и СПО, а также студентов высших учебных заведений.

«К приоритетным задачам развития образования относятся информатизация всех уровней образования, расширение доступа к образовательным ресурсам Интернета, широкое внедрение программ дистанционного обучения, цифровых и электронных средств обучения нового поколения», — отмечается в докладе «О развитии образования в Российской Федерации», прозвучавшем на Государственном совете РФ по образованию (24 марта 2006 г.).

Под средствами обучения на основе ИКТ будем понимать программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, современных способов и систем транслирования информации, информационного обмена, реализующие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации, а также обеспечивающие возможность доступа к информационным ресурсам компьютерных сетей.

Успешность использования ИКТ в качестве средства обучения зависит от четкого представления о месте, которое они должны занимать в сложнейшем комплексе взаимосвязей, возникающих в системе взаимодействия обучающий — обучающийся.

Применение ИКТ как средства обучения предполагает акти­визацию деятельности учителя и учащихся, преподавателя и сту­дентов в плане реализации возможностей ИКТ. Указанный процесс инициирует:

- совершенствование методологии и методики отбора содержания, методов, средств и организационных форм обучения и воспитания, соответствующих задачам развития личности в современных условиях информатизации общества;

- создание учебно-методического сопровождения, ориентированного на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, формирование у него умений самостоятельно приобретать знания, осуществлять деятельность по сбору, обработке, передаче, хранению информации;

- создание и использование методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых на основе использования возможностей ИКТ, что позволит оперативно осуществлять корректировку процесса обучения и формировать индивидуальную траекторию обучения с учетом возможностей, особенностей и потребностей каждого человека.

ИКТ можно использовать в качестве:

С.191

- средства обучения, обеспечивающего оптимизацию учебно-познавательного процесса;

- предмета изучения, а также современного метода получения и обработки информации, учитывающего специфику организации информационных процессов в образовательной среде;

- инструмента реализации различных задач, обеспечивающих формирование умения принимать решения в современной информационной среде: определение, организация и поиск необходимой информации; выбор и использование средств, адекватных поставленной педагогической задаче; разработка технологии обработки и анализа информации; использование полученных результатов для оптимизации процесса решения задач.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: