Из истории разработки организационных форм обучения

Многие из вошедших в историю были

бы рады из нее выйти.

Л. Кумор

Предпринималось множество попыток модифицировать классно-урочную систему обучения или заменить ее на другие. В 1798 г. английский священник А. Белл и учитель Дж. Ланкастер разработали и применили в школах Англии и Индии так называемую беллланкастерскую систему взаимного обучения. Старшие ученики под руководством учителя сначала сами изучали материал, затем, получив инструкции, обучали своих младших товарищей. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение, однако его качество оказалось невысоким.

В конце XIX в. в США появилась так называемая батавская система, которая делилась на две части: коллективные уроки со всем классом и индивидуальные занятия, как с сильными, так и со слабыми учениками. С сильными работал учитель, со слабыми — его помощник.

Одновременно в Европе стала создаваться маннгеймская система, названная в честь города Маннгейма. Основатель этой системы И. Зиккенгер предложил создавать четыре разных класса в соответствии со способностями детей: классы иностранных языков для наиболее способных; основные классы для детей со средними способностями; классы для малоспособных; вспомогательные классы для умственно отсталых.

С.187

Отбор в такие классы происходил на основе психометрических замеров, характеристик, которые давали учителя, и экзаменов.

В 1905 г. учительница Е. Паркхерст (г. Долтон, США) применила систему индивидуализированного обучения, названную Дальтон-план. Цель данной системы — дать ученику возможность учиться с оптимальной для него скоростью и в темпе, соответствующем его способностям. Классы были заменены на лаборатории и мастерские, объяснение материала и уроки отменены. В начале года учащимся выдавались задания по каждому предмету, которые затем конкретизировались по месяцам, и ученики отчитывались по ним в установленные сроки. Единого расписания не было. Коллективная работа занимала один час в день, остальное время отводилось индивидуальной работе в мастерских и лабораториях, где постоянно присутствовали учителя.

В 1950—1960-е гг. в США получил известность план Трампа — форма индивидуализированного обучения, сочетающаяся с лекциями, на которые отводилось 40 % времени. Высококвалифицированные педагоги с помощью студентов проводили лекции в больших аудиториях с количеством от 100 до 1500 человек. Затем малые группы учащихся, по 10— 15 человек, обсуждали материалы лекции, вели дискуссии под руководством рядового учителя или лучшего ученика. Состав малых групп не был постоянным. Объем этих занятий составлял 20 %. Кроме того, около 40% времени отводилось на индивидуальную работу учащихся в кабинетах и лабораториях.

Модель проектного обучения сложилась на основе проектов, которые появились еще в 1920-е гг. в США. Этот метод называют еще методом проблем и его возникновение связано с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи и его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на основе целесообразной деятельности ученика с учетом его личных интересов. Идеи проектного обучения возникли в России практически одновременно с разработками американских ученых. Метод проектов разрабатывался С.Т. Шацким начиная с 1905 г. Этот метод активно внедрялся при советской власти, но недостаточно продуманно, ив 1931 г. был осужден. С тех пор в России не предпринималось попыток его возрождения в обучении, в то время как в зарубежной педагогике метод проектов активно и весьма успешно развивался и получил признание, в частности в США, Англии, Бельгии, Израиле, Германии и других странах. Метод проектов представляет собой рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных задач и проблем, существующих в окружающей действительности.

С.188

В современной практике существуют и иные формы организации обучения. Например, на Западе имеются неградуированные классы — когда ученик по одному предмету может обучаться по программе VII класса, а по другому — быть в V классе.

Особая форма организации обучения — «погружение», когда на протяжении нескольких дней учащиеся осваивают только один или два предмета. Аналогично организуется обучение по эпохам в Вальдорфских школах.

Контрольные вопросы и задания

1. В чем заключается сущность образовательного процесса?

2. Что является движущей силой образовательного процесса?

3. Назовите основное противоречие образовательного процесса.

4. Какова логика образовательного процесса?

5. Что в переводе с греческого означает термин methodosl

6. Какое определение методов обучения на современном этапе развития педагогики является наиболее адекватным?

7. Какие методы обучения использовались в различные исторические эпохи?

8. Перечислите и кратко охарактеризуйте методы стимулирования учебно-познавательной деятельности.

9. Какие факторы необходимы для успешной организации процесса обучения?

10. Что означает термин «приемы обучения»?

11. Какие методы обучения выделили И.Я. Лернер и М. Н. Скаткин?

12. На какие группы подразделил методы Ю.К. Бабанский?

13. Что относится к методу устного изложения знаний?

14. Каковы сущность и приемы каждого из методов устного изложения знаний учителем (преподавателем)?

15. Какие приемы изложения нового материала относятся к важнейшим?

16. Какова сущность методов закрепления изучаемого материала?

17. Какова сущность методов самостоятельной работы учащихся?

18. К каким методам относятся метод упражнений, лабораторные занятия?

19.В чем состоит различие между типом и видом урока?

19. В чем заключаются особенности урока теоретического обучения?

20. Что такое педагогическая форма? Приведите примеры простых, составных и комплексных форм. Назовите достоинства и недостатки традиционного урока.

21. Приведите определение понятия «педагогические средства».

22. Приведите известную вам классификацию средств обучения.

С.189


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: