Классификация программных средств учебного назначения

Программные средства учебного назначения Описание
Обучающие средства Электрон­ный учебник Программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельного освоения учебного курса или его большого раздела. Электронный учебник представляет собой интегрированное средство, включающее теорию (представленную, например, в виде мультимедийных материалов), справочники, задачники, лабораторный практикум, систему диагностики и другие подобные компоненты. Такой учебник обычно реализуется в виде книги с компакт-диском
Обучающие средства Электрон­ное посо­бие Интегрированное средство, выступающее как компонент поддержки учебного процесса, включающее теоретический материал, оформленный в виде справочника, представленного либо в классическом (текст и графика), либо мультимедийном виде. Допустимо наличие лабораторного практикума, эмуляторов, системы диагностики и других подобных компонентов. Пособие отличается от учебника степенью автономности (используется как дополнительное средство обучения), отсутствием печатного (бумажного) источника, ограниченным охватом учебного материала (как правило, элект­ронное пособие ориентировано на изучение какого-либо относительно небольшого раздела учебной дисциплины)
Тренажер Предназначен для отработки и закрепления каких-либо умений и навыков. Он обеспечивает получение информации по теории и приемам учебной деятельности, тренировку на различных уровнях самостоятельности, контроль и самоконтроль. Тренажер может предоставлять учащимся вспомогательные средства (калькуляторы, таблицы, автоматическое решение подзадач и т.п.). Чаще всего такое ПСУН предоставляет возможность работать в одном из следующих режимов: теория, демонстрация примеров, работа с репетитором, самостоятельная работа, самоконтроль. Базовая направленность — работа с репетитором

С.197

Окончание табл. 6

Программные средства учебного назначения Описание
Контролирующие программы Предназначены для диагностики и/или оценки результатов обучения. Можно выделить подмножества данного блока программ: программы для контроля и проведения диагностического тестирования
Вспомога­тельные средства Предметно-ориентиро­ванные средства Пакеты программ, позволяющие оперировать объектами определенного класса. Среда обеспечивает наглядное представление объектов и их свойств. К данной группе относятся микромиры, моделирующие программы, инструментальные и учебные пакеты предметной направленности
Справочные средства Основное назначение — хранить и предъявлять учащимся учебную информацию. К данной группе средств можно отнести собственно справочники, энциклопедии, сайты, базы данных, используемые в учебном процессе
     

Работки программных средств учебного назначения позволило выделить основные функции, которые они выполняют в учебном процессе.

ПСУН позволяют:

- индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения;

- осуществлять контроль с диагностикой ошибок и с обратной связью;

- осуществлять самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности;

- высвободить учебное время за счет выполнения компьютером трудоемких рутинных вычислительных работ;

- визуализировать учебную информацию;

- моделировать и имитировать изучаемые процессы или явления; проводить лабораторные работы в условиях имитации на компьютере реального опыта или эксперимента;

- формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях;

- развивать определенный вид мышления (например, наглядно-образного, теоретического);

- - усилить мотивацию обучения (например, за счет изобразительных средств программы или «вкрапления» игровых ситуаций);

- - формировать культуру познавательной деятельности и др.

С.198

Перечень и пути создания ПСУН. Перечень ПСУН в настоящее время включает в себя: электронные (компьютеризированные) учебники и учебные пособия; электронные лекции, обучающие и контролирующие компьютерные программы; справочники и базы данных учебного назначения; сборники задач, заданий и примеров (ситуаций); предметно-ориентированные среды; компьютерные иллюстрации для поддержки различных видов учебных занятий.

Анализ и обобщение вариантов разработки ПСУН показали, что в настоящее время существуют четыре возможных пути создания ПСУН:

- прямое программирование на языке высокого уровня;

- использование готовых обучающих программ по курсам, дисциплинам, разделам, которые собраны в фондах НИИ высшего образования, РосНИИ информационных систем, Института информатизации образования и других организаций;

- заказ специализированным государственным или коммерческим организациям на изготовление ПСУН;

- инструментальные системы, которые позволяют изготавливать ПСУН преподавателю-предметнику, не владеющему языками программирования.

Среди используемых отечественных инструментальных систем можно отметить системы «Адонис», «Урок» и системы, позволяющие создавать мультимедиа программные продукты (ДЕЛЬФИН-3, Statpro Multimedia и др.). Но все эти преимущества не являются достаточным условием для создания эффективных обучающих программ; например, насыщенность учебного курса мультимедийными элементами не гарантирует успешного усвоения этого курса.

Опыт создания и использования ПСУН показывает, что эффективность программ достигается, когда удается соединить и выполнить в комплексе методические, дидактические и технические требования.

В этом случае автор-педагог разрабатывает методику самостоятельного обучения и контроля, учитывая при этом опыт изложения теоретического материала, различные способы контроля, решение задач и примеров, возможные ошибки обучаемых при изучении материала, трудные места в усвоении курса и т.д.

Одним из основных требований, предъявляемых к ПСУН, является обеспечение необходимого уровня обратной связи с обучаемым. Если в программе не предусмотрена возможность реакции на действия обучаемого, то, как бы хороши ни были средства подачи материала, обучения не будет. Обучающую программу следует проектировать и разрабатывать как систему, состоящую из двух основных подсистем:

- подсистемы обучения, предназначенной для выдачи учебного материала;

С.199

подсистемы диагностики, обеспечивающей сбор и обработку данных о работе обучаемого и об эффективности собственно обучающей программы.

При этом единственным ограничением для реализации этой методики являются технические возможности.

Контрольные вопросы и задания

1. Раскройте суть понятия «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ).

2. Какова роль ИКТ в современных условиях?

3. Что послужило основанием для провозглашения задачи информатизации всех уровней образования приоритетной?

4. Какова практическая направленность ИКТ?

5. Дайте определение понятия «программное средство» и обоснуйте его педагогическую целесообразность.

6. По каким признакам принято классифицировать педагогические программные средства?

7. Каким требованиям должны отвечать педагогические программные средства?

8. Комплекс каких критериев должен учитывать преподаватель при разработке информационно-предметных средств обучения?

9. В чем суть понятия «мультимедиа технологии»?

10. Что такое дистанционное обучение? Каково его основное назначение?

С.200


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: