Аппаратура навигации и посадки

В составе навигационного комплекса самолета эта аппаратура обеспечивает важнейшую функцию выполнения посадочного маневра. При этом посадка может выполняться в ночное время и в сложных метеоусловиях.

Самолет должен идти на посадку прямолинейно по глиссаде с постоянной скоростью. Известно, что глиссада представляет собой линию пересечения двух плоскостей – вертикальной, проходящей через ось ВПП, и слегка наклонной (угол- 2040) к плоскости расположения ВПП, проходящей через перпендикуляр к оси ВПП у ее порога. Первая в пространстве задается курсовыми радиомаяками (КРМ) и определяет курс посадки. Вторая в пространстве задается глиссадным радиомаяком (ГРМ) и определяет угол наклона глиссады. (Предостережение: название «глиссадный» не должно вводить в заблуждение, ГРМ без КРМ глиссаду создать не может).

КРМ и ГРМ вместе с несколькими маркерными радиомаяками (МРМ) входят в состав наземной системы посадки (например, СП-80 и др.). МРМ территориально расположены на позициях соответствующих приводных радиостанций (ПРС). Упрощенная схема размещения КРМ, ГРМ, МРМ и ПРС приведена на рис. 5.1.

Рис. 5.1. Схема размещения КРМ, ГРМ, МРМ и ПРС

Принцип формирования плоскостей для КРМ и ГРМ одинаков. Ниже он поясняется на примере КРМ (рис. 5.2).

Диаграмма направленности в горизонтальной плоскости антенной системы КРМ имеет два лепестка, направления максимумов которых отвернуты от оси ВПП на некоторый угол в разные стороны с таким расчетом, чтобы в направлении оси ВПП уровни лепестков были равными.

Сигналы, излучаемые по обоим лепесткам, имеют одинаковую несущую частоту, но по-разному “окрашены”, т.е. имеют отличительные признаки, что дает возможность их опознания на борту. Если ВС находится на оси ВПП, то на бортовой приемник поступают одинаковые амплитуды сигналов по обоим лепесткам ДН.

Рис. 5.2. Формирование курса посадки антенной КРМ

При отклонении ВС от требуемого курса равновесие сигналов по лепесткам нарушается. Соотношение амплитуд обоих сигналов отражается на индикаторе: при их равенстве его указатель находится в среднем положении, при неравенстве он отходит от среднего положения, показывая, где от продольной оси ВС находится равносигнальная зона курса посадки.

В составе бортовой системы инструментального захода на посадку имеются три приемника (курсовой, глиссадный и маркерный), устройство обработки сигналов и индикаторное устройство. В качестве индикаторного устройства используется пилотажно-навигационный прибор (ПНП-1), который имеет две стрелки - курсовую и глиссадную. Среднее положение стрелок выполнено на приборе в виде соответствующих рисок. В поле прибора имеются два бленкера – курсовой и глиссадный. Флажки бленкеров срабатывают при входе самолета в зону действия наземных курсо-глиссадных маяков и свидетельствуют о нормальной работе всего комплекса посадки. Бортовая аппаратура работает таким образом, что при полете самолета точно по глиссаде соответствующие стрелки расположены в центре прибора. При отклонении самолета, например, от курса, как это показано на рис. 5.2, стрелка прибора также отклоняется. Таким образом, задача пилотов состоит в том, чтобы при выполнении посадки удерживать стрелки ПНП-1 в центре перекрестка.

Маркерный радиоприемник бортовой системы совместно с наземными маркерными радиомаяками обеспечивает фиксацию моментов пролета самолета позиций приводных радиостанций. Конфигурация диаграммы направленности антенны наземного маркерного радиомаяка такова, что сигнал на выходе маркерного бортового приемника появляется только при пролете над маяком. Моменты пролета самолета над маяками фиксируются с помощью звуковой и световой сигнализации. Экипаж определяет высоту самолета в моменты пролета приводных радиостанций и сравнивает ее с требуемой. Таким образом экипаж имеет дополнительную возможность контроля за выдерживанием линии снижения самолета при отказе или отсутствии наземной системы посадки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: