Радиотехническая система ближней навигации

Бортовая радиотехническая система ближней навигации РСБН-7С работает в комплексе с наземной системой ближней навигации (РСБН-4Н). Использование этой системы позволяет получать на борту информацию о местоположении ВС в полярной системе координат относительно наземной системы РСБН-4Н. Так как наземная аппаратура устанавливается, как правило, на территории аэродрома, то и местоположение самолета также определяется относительно аэродрома.

Определение координат ВС с помощью системы РСБН осуществляется по двум независимым каналам - дальномерному и азимутальному. При определении азимута используются направленные свойства антенны наземной станции в горизонтальной плоскости. Зеркало антенны при работе вращается, обеспечивая тем самым вращение диаграммы направленности и, следовательно, постепенный обзор воздушного пространства. Работа системы устроена таким образом, что в РСБН-7С появляется импульс каждый раз, когда антенна наземной станции пересекает северное направление. Так осуществляется формирование начала отсчета азимута для всех ВС, находящихся в зоне действия наземного маяка и оборудованных системой ближней навигации. Северный импульс начала отсчета на борту запускает специальный электронный счетчик времени, который останавливается в момент облучения антенной наземной станции данного конкретного ВС. Зная угловую скорость вращения антенны наземной станции и время между началом отсчета (северное направление) и моментом облучения ВС, можно определить угол между северным направлением и направлением на наземный РСБН-4Н. Этот угол и будет являться азимутом ВС относительно конкретной наземной станции РСБН-4Н. На штурманской карте нанесены позиции (места расположения) наземных станций РСБН-4Н, и экипаж знает, с какой именно станцией он в данный момент работает. Зная место расположения наземной станции и измерив азимут, штурман на карте может нанести первую линию положения для своего ВС. Это будет радиус-вектор. Для определения местоположения самолета надо знать длину радиуса-вектора, т.е. дальность между ВС и наземной станцией.

Эта задача решается с помощью дальномерного канала системы ближней навигации. Принцип действия измерителя дальности основан на измерении временных интервалов, пропорциональных расстоянию. Самолетный запросчик (передатчик РСБН-7С) излучает сигналы в виде кодированных радиоимпульсных последовательностей. Одновременно этот запросный сигнал запускает в бортовой системе РСБН-7С специальный электронный счетчик времени. Излученный самолетным запросчиком сигнал принимается приемником наземной системы РСБН-4Н и переизлучается наземным передатчиком в эфир. Далее этот сигнал принимается приемником бортовой системы и после обработки используется для остановки электронного счетчика времени. Скорость распространения электромагнитных волн постоянна и равна скорости света. Зная скорость и время, бортовая аппаратура определяет расстояние между самолетом и наземным маяком РСБН-4Н. Таким образом, с помощью систем ближней навигации РСБН-7С с РСБН-4Н определяют местоположение ВС в пространстве (с учетом измерения высоты полета).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: