Любая религия, вне зависимости от своей направленности, формирует, явно или скрыто, собственную философскую доктрину, которая, по сути, является продуктом религиозного взгляда на закономерности развития окружающей действительности и представляет собой, как правило, свод оформленных закономерностей. Философские законы напрямую зависят от конкретного религиозного базиса и позволяют изучать мир через призму взглядов данного религиозного направления. Если религия в данном контексте первична, философия, вытекающая из религиозных воззрений, — вторична, то мировоззрение, сформированное на основе данных философских взглядов, — третично и представляет собой итоговый продукт религиозного воззрения на мир, выраженного, для простоты оперирования, философскими категориями и законами, свойственными для конкретного социума.
Совершенно бесспорно, что основой для создания и развития боевых восточных систем служили традиционные для данного региона религиозные течения - буддизм, синтоизм и т.д.
Древний Китай наиболее интересен для исследователей истории развития боевых систем, так как обладал, вне сомнений, мощнейшей философской базой, оказавшей влияние на развитие всего Дальнего Востока. Абстрагировано можно выделить две философские традиции, взаимно дополняющие друг друга: конфуцианство и даосизм.
Конфуций разработал систему конвенционных взглядов, призванных руководить этическими, ритуальными и юридическими сторонами жизни общества. Другими словами, конфуцианство призвано регламентировать взаимоотношения внутри общества, помогать личности находить своё место, опираясь на общепринятые (конвенционные) воззрения, в то же время подчиняя эту личность нормам общественного порядка.
Даосизм по способу взаимоотношений с действительностью представляет собой противоположность конфуцианству, так как осуществляет познание мира не застывшими, абстрактно-упрощёнными терминами, а опираясь на комплекс ощущений и воспринимая мир в виде системы процессов, подразумевая изменение (движение) как неотъемлемую составляющую любого определения (предмета, явления).
Даосизм — это, скорее, философско-мировоззренческая практика «продвинутого» мастера, вынужденного в процессе совершенствования спонтанно реагировать на изменения обстановки. Необходимость подобного реагирования подразумевает отказ от линейно-плоского конвенционного мышления, заменяющего комплекс «предмет в движении» на абстрактный термин, обозначающий, для удобства определения, этот предмет. Ярким примером философского разногласия конфуцианства и даосизма может являться способ принятия судебного решения:
• Для Лао-цзы (последователя даосизма) свойственно субъективно-идеалистическое мировоззрение, подразумевающее доктрину «У каждого человека собственная правда». Существует старинная легенда о том, как к Лао-цзы пришли два спорящих человека с просьбой рассудить их с точки зрения Дао (До). Выслушав обоих, мудрец сообщил, что один из них прав. «А я, что, не прав?» — спросил второй. «Нет, ты тоже прав...» — ответил Лао-цзы. «А я прав?» — спросил проходящий мимо человек. «И ты тоже прав...» — сказал Лао-цзы. — «Вы всё правы, потому что у каждого из вас своя правда!»
• Конфуцианство опирается на объективно-идеалистические основы мировоззрения, подразумевающие некие стабильные по времени и абстрактно-законченные по форме истины, представляющие собой общие для данного социума договорённости. Законы, принятые в обществе (уголовные, гражданские, религиозные и т. д.), по сути, и есть конвенции, заменяющие в момент общения либо принятия решения сами процессы. Конвенция, скорее, напоминает ярлык на товаре с его названием, чем сам товар. Подобный способ мышления «ярлыками» достаточно обоснован при рассмотрении общепринятых, устоявшихся в обществе традиций, но крайне негативен при творческом процессе самопознания. Порочность стереотипного мышления демонстрирует знаменитый даосский вопрос: «Куда исчезает кулак, когда я разжимаю ладонь?»
Взаимопересекаясь, конфуцианство и даосизм создали уникальную методологическую систему, в которой устоявшиеся традиции и ритуалы изначально формируют направленность процесса изучения выбранной дисциплины (конфуцианский подход), а затем обучаемый начинает пересекать очерченные границы общепринятых традиций и знаний, интуитивно открывая новые грани познания, не связанные порой с традиционными (конвенционными) представлениями в выбранной области. Переход к самосовершенствованию либо изменению прежних устоев возможен лишь при наличии фундаментальных знаний и только в случае, когда этот «багаж знаний» уже не удовлетворяет возросшим запросам. Подобная преемственность и взаимопересечение ритуального порядка и раскрепощённого творческого процесса значительно ускоряют процесс развития, внося в него фазы накопления фундаментальных знаний, прикладной практики и теоретических исследований, которые после прикладной апробации переходят в раздел фундаментальных знаний и т. д. по спирали.
Подробнее рассмотрим конфуцианскую традицию применительно к дальневосточным боевым искусствам.
Так как традиционный восточный тренинг наполнен ритуалами, мы можем с уверенностью отнести её к конвенционным процессам. Какие цели преследует ритуальная часть тренинга?
• Чётко определить место ученика в иерархической системе школы.
• Определить цели и задачи, стоящие перед каждым адептом и школой в целом.
• Подчеркнуть бережное отношение к фундаментальному знанию и традициям школы.
• Регламентировать порядок проведения занятия.
• Вводить традиционные меры поощрения и наказания занимающихся.
• Проводить поединки с учётом традиционных мер безопасности.
Незыблемость основных традиций школы позволяет осознать принципы и направление её развития, уловить систематику построения её технической и тактической баз, методы психологического тренинга, осознать целенаправленность индивидуального развития в рамках данного направления. Как раз эти области знания интересовали Конфуция, и именно традиции и так называемый здравый смысл ставил он во главу процесса развития. Вообще думается, что из всех восточных философских течений конфуцианство наиболее принимаемо западными философскими школами, так как отличается рациональностью и не оперирует (в отличие от философии Дзен) вербально неопределёнными терминами. Что касается взглядов конфуцианства на военную стратегию, то в этом смысле показательна знаменитая легенда о том, как Конфуция спросили, как выбирать военачальника в случае внезапной войны? Конфуций ответил, что он не знает кого, бы он выбрал, но точно знает, кого бы он не выбрал никогда:
• человека, мечтающего голыми руками убить тигра;
• человека, пытающегося без лодки переплыть реку;
• человека, стремящегося в одиночку сразиться с войском.
Достаточно европейский прагматизм! А теперь вспомним «Хагакурэ» с её высшими самурайскими добродетелями, где личная доблесть и безрассудная смелость и есть смысл существования подлинного самурая. «Хагакурэ» (Бусидо) — произведение, пронизанное духом Дзен (Дао), но опирающееся на традиционные буддийские воззрения и связь воинственных поколений самурайского рода с их неизменным жизненным укладом, то есть практикующее конфуцианство.
Рассмотрим теперь непосредственно практику конфуцианских идей в тренинговом процессе. Наиболее ярким примером в этом смысле можно назвать комплексы формальных упражнений, широко применяемые традиционными дальне- и юго-восточными школами. Причём совершенно замечательны не сами «бои с тенью», а их смысловое либо методическое обоснование, порой удивительно, насколько разный смысл вкладывается разными школами в достаточно типичные упражнения, это в значительной степени подтверждает первичность философско-мировоззренческой основы в процессе формирования данного боевого направления. Цели, формируемые основателями перед созданием школы либо боевого направления, в значительной степени зависели от доминирующего среди них мировоззрения, вытекающего из традиционной философии, которая, в свою очередь, была порождением религиозной практики.
Ощутимые успехи, достигнутые Востоком в области формирования боевых единоборств, подтверждают значительную роль конфуцианства в развитии региона в целом, а учитывая традиционную обособленность Китая и Японии от остального мира, подчёркивают самодостаточность этого религиозно-философского течения и его неоценимую роль в мировой истории.
методика «сатори»