Основные принципы государственного и муниципального управления

Важнейшим фактором, характеризующим успешность реализации государственной политики в области формирования механизмов управления различными сферами развития общества, является обеспечение постоянности ориентации этого развития на устойчивое и безопасное освоение социально значимых ценностей, обеспечение устойчивости государственного управления. Вместе с тем спады и подъемы, находки и разочарования, удачи и неудачи в социальном развитии естественны, главное, чтобы они не были катастрофичны и не имели негативных, опасных последствий для жизни людей.

Понятие устойчивости государственного управления не имеет общепризнанного и строгого определения. Его можно рассматривать как видовое к понятию устойчивого развития, синонимичным к понятию безопасного развития. В любом случае, это не мешает выделить фактор развития информационной сферы как один из основных индикаторов, через который явно определяется состояние устойчивости государственного управления и безопасности развития общества. Благо, понятие государства предполагает управление, а в теоретических основах создания систем управления понятия информации и устойчивости решения информационных задач имеют ясную определенность.

Предупреждение и оптимизированный выход из конфликтных и кризисных ситуаций в области социальной политики и экономики, доведение до населения общественно-значимых решений органов власти, исследование общественного мнения, повышение правовой грамотности граждан, оценка возможных последствий принимаемых государственных решений, выявление новых тенденций и закономерностей в развитии событий, контроль и оценка эффективности исполнения федеральных программ, "взвешивание" альтернативных вариантов государственных решений - такие вопросы решаются в рамках создания информационных систем поддержки процессов государственного управления.

Вместе с тем, информационная сфера, являясь средой и средством реализации государственной управленческой политики, предполагает ее целенаправленную определенность, наличие некоторой доктрины достаточно четких приоритетов развития общества. От четкости выделения этих приоритетов во многом зависит эффективность государственного управления. Однако, как показала практика, бывшая маниакальная направленность на обеспечение реализации догматичной идеологии с достижением "ясной перспективной" цели, которой страдала советская политика, имела катастрофически неустойчивые последствия. С другой стороны, жизнь показывает, что чрезмерно большая нечеткость целей развития общества также не может обеспечить эффективного управления - при этом возникают хаотичные тенденции, приводящие к тем же неустойчивым последствиям. Интуитивно напрашивается стремление к "золотой середине" между жесткой целенаправленностью управления и хаотичной неопределенностью развития

Принцип ГУ представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления (системы онтологических элементов), выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению. Отличительные свойства диалектичность и системность.

Общесиситемные принципы ГУ — общеуниверсальные закономерности (их применение):

1. Принцип объективности государственного управления обусловливает необходимость следования во всех управленческих процессах требованиям объективных закономерностей (естественно-природных и общественно-исторических) и реальным возможностям общественных сил.

2. Принцип демократизма — воспроизводит народовластие в государственном управлении. Предполагает пронизывание потребностями, интересами и целями жизнедеятельности людей всех элементов государственного управления.

3. Принцип правовой упорядоченности государственного управления. Обусловливает необходимость законодательного определения основные аспектов целей, функций, структур, процесса, самих принципов государственного управления.

4. Принцип законности государственного управления: установление в государственном управлении режима повсеместного и полного исполнения правовых актов.

5. Принцип разделения власти в государственном управлении.

6. Принцип федерализма государственного управления — позволяет развивать и укреплять местное управление, вовлекать в управленческие процессы значительное число граждан.

7. Принцип публичности государственного управления.

Втрое основание систематизации связано с анализом и научной характеристикой тех закономерностей, отношений и взаимосвязей, которые организуют группы онтологических элементов (цели, функции, структура, процесс). Структурные принципы подразделяются на:

1. Структурно-целевые; 2. Структруно-функциональные; 3. Структурно-орагнизационные; 4. Структурно-процессуальные.

Третье основание классификации принципов: Специализированные принципы: принципы госслужбы, принципы работы с управленческим персоналом, принципы информационного обеспечения государственного управления и т. д.

Систематизация принципов (Г. А. Атаманчука):

1. Общественно-политические — сформулированы в результате познания социальной природы ГУ общих закономерностей и основных особенностей его развития;

2. Функционально структурные — абстрагированные посредством исследования взаимодействий компонентов субъекта и объекта ГУ и раскрывающих закономерности структуры государственных управляющих воздействий;

3. Организационно-структурные — отражают характер, закономерности и специфику орг. структуры ГУ, служат отправными моментами при его формировании;

4. Государственно-управленческой деятельности — раскрывают закономерности, отношения и взаимосвязи методов, форм управленческой деятельности государственных органов при формировании и реализации управленческих функций и поддержания собственной жизнедеятельности.

Госслужащие должны соизмерять свои поступки и действия с принципами ГУ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: