Делегирование — представляет собой процесс передачи руководителем части своих служебных функций подчиненным без активного вмешательства в их действия.
Принцип делегирования полномочий состоит в передаче руководителем части возложенных на него полномочий, прав и ответственности своим компетентным сотрудникам.
Обычно делегируются следующие виды работы:
рутинная работа;
специализированная деятельность;
частные и малозначимые вопросы;
подготовительная работа.
Однако существует комплекс управленческих задач, решение которых следует оставить за руководителем. Долг первого лица в фирме — принять на себя выполнение задач с высокой степенью риска, содержащих аспекты стратегической важности и носящих конфиденциальный характер и все необычные, выходящие за рамки сложившегося регламента и традиций операции.
И не подлежат делегирование такие вопросы, как:
установление целей;
принятие решений;
выработка политики организации;
руководство сотрудниками и их мотивация;
|
|
задачи высокой степени риска;
необычные и исключительные дела;
задачи строго доверительного характера.
Главная задача руководителя — не самому выполнять работу, а обеспечить организацию трудового процесса силами коллектива, взять на себя ответственность и применить власть для достижения поставленной цели.
При делегировании полномочий руководитель делегирует ( устанавливает) обязанности; определяет права и уровень ответственности при выполнении полномочий.
Преимущества делегирования полномочий:
· возможность заниматься задачами, требующими личного участия руководителя;
· сосредоточение на стратегических задачах и перспективных планах развития предприятия;
· это лучший способ мотивации творческих и активных работников;
· это лучший способ обучения;
· это способ профессиональной карьеры.
· Эффективность делегирования полномочий очевидна, но не все управляющие спешат его применять по следующим причинам:
· сомнение в компетентности других сотрудников, боязнь, что они сделают хуже;
· боязнь потерять власть и занимаемую должность;
· недоверие к подчиненным, низкая оценка их способностей;
· амбициозность и завышенная самооценка;
· боязнь, что его действия будут неверно истолкованы коллегами и начальством.
· Рассмотрим более подробно важность практического применения делегирования в управлении предприятием.