Музыкальные ритмы в жизни подростка

С каждым десятилетием ритм и музыка становятся быстрее и агрессивнее. Если раньше танцевальной музыкой считались фокстрот и степ, а затем твист, то позднее появились диско и евродэнс. Немного позднее получила широкое развитие электронная музыка. Это дало нам новые ритмы 140, 150, 160 ударов в минуту и более. Но известно, что организм человека не рассчитан жизнь в этих ритмах постоянно. За подобный прогресс мы платим серьёзными сбоями в центральной нервной системе, нарушениями сна, депрессиями и повышенной раздражительностью.

Извращение музыкального ритма изначально было проявлено в ритмах вуду и шаманистских обрядах. Эти ритмы используются в колдовстве и черной магии, они вызывают страх и тревогу, суеверие и ненависть. Речь идёт об остинатном ритме.

Остинато – (с итальянского «obstinatus») - многократное повторение ритмической фигуры. Иногда остинатный ритм используется в музыкальных произведениях для создания гипнотического эффекта (Равель «Болеро») или ощущения страха и ужаса (Шостакович, Симфония №7(эпизод нашествия)).

В основе же современной музыки данный ритм используется практически всегда. Агрессивно вторгаясь в нашу жизнь, музыка с подобным ритмом отнимает у человека тишину вместе со здоровьем. Особенно незащищенными перед ней оказываются подростки, т. к. они находятся ещё только в процессе становления личности и эстетического вкуса. Тем не менее, именно такая музыка, основанная практически только на ритме, является наиболее популярной у них, чем какая-либо другая.

Как известно, далеко не каждое музыкальное направление позитивно влияет на организм человека. Например, современная ритмичная музыка. Она имеет свои отличительные черты или средства воздействия на психику человека, а особенно подростка: монотонные повторения, громкость, сверхчастоты, сетоэффекты, жесткий ритм.

1. Монотонные повторения. Посредством их слушатели могут впасть в пассивное состояние. Благодаря многократному прослушиванию воспитывается способность к более быстрому отключению и достижению состояния пассивности.

2. Громкость, сверхчастоты. Наше ухо настроено воспринимать обычный звук в 55-60 децибел. Громкий звук составит 70 децибел. Но, переходя все пороги нормального восприятия, сильный по интенсивности звук вызывает невероятный слуховой стресс. Громкость звука на площадке, где установлены стенки с мощными динамиками, используемые во время рок - концертов, достигает 120 дБ, а в средине площадки до 140-160 дБ. (120 дБ соответствует громкости рёва взлетающего реактивного самолета в непосредственной близости, а средние величины у плеера с наушниками составляют 80-110 дБ.).

Во время такого звукового стресса, из почек (надпочечников) выделяется стрессовый гормон - адреналин. Такой процесс происходит при каждой стрессовой ситуации. Но воздействие раздражителя не прекращается и происходит перепроизводство адреналина, который стирает часть запечатленной в мозгу информации. Человек просто забывает, что с ним было или, что он изучал, и умственно деградирует.

«Чем больше шума, тем больший успех у аудитории, не имеющей ушей. (старинный мыслитель)

3. Светоэффект. Небезобидно и такое техническое оснащение рок представлений, как светоэффект - лучи, время от времени прорезающие темноту в разных направлениях и имеющие разную конфигурацию. Многие считают их просто украшением концерта. На самом деле, определенное чередование света и темноты, особенно под громкую и сумбурную музыку, приводит к значительному ослаблению ориентации, снижению рефлекторной быстроты реакции. При определенной скорости вспышки света взаимодействуют с альфаволнами, которые контролируют способность к концентрации внимания. При росте частоты происходит потеря всякого контроля.

Вспышки света, следующие одна за другой в ритме музыки, стимулируют механизмы, связанные с галлюцинаторными явлениями, головокружениями, тошнотой.

Если для светоэффектов используется лазерный луч, то он может вызвать:

- ожог сетчатки,

- образование на ней слепого пятна,

- снижение ориентации,

- понижение рефлекторной быстроты реакции.

Остановимся более подробно на жестких ритмах:

1. Ритм - одно из сильных способов воздействия на человеческий организм. Простые, но мощные ритмы вынуждают человека к ответной реакции (движения в ритм), от экстаза до галлюцинаций, от истерики до потери сознания.

В разговорах о современных ритмах и музыке у подростков всегда употребляются два слова, о которых взрослые имеют смутное представление: «драйв» и «рэйв». Вот как определяют их значение ученые-музыковеды. Драйв - это физиологическое воздействие звука, при котором роль разума, души сводится к нулю, а эффект на подсознание доводится до максимума. Драйва больше там, где меньше мысли. Это недочеловеческий, животный аспект музыкальных ритмов.

Какие же образы и побуждения вытягивает из подсознания драйв? Самые отвратительные: любовь превращается в доступность, мужество - в грубость, свобода - в бесстыдство, веселье - в лошадиное ржание. Даже наиболее очеловеченное направление ритмичной музыки - реп - строится на поливании всех и вся грязью, на отрицании всего окружающего мира!

Теперь можно перейти к понятию рэйв. Само это английское слово («rave») по смыслу приравнивается к «точке потери сознания» и переводится на русский язык как «бред», «горячка», «шторм», «сильное помешательство». В обыденной жизни это очень большая вечеринка с главным «распорядителем энергии» - ди-джеем.

Диск-жокеи (или попросту ди-джеи), благодаря подбору музыки (сэмплов), управляют психическим состоянием собравшейся толпы. В основе рэйвов - сочетание звуковой импровизации и зрительных эффектов, приводящее подростков в измененное физическое и психическое состояние.

«Техника в соединении с пошлостью – это самый страшный враг искусства» (Гёте).

Сам принцип далеко не нов: подобные мероприятия сопоставимы с религиозными церемониями американских индейцев, где ритм - ключ к попаданию в уникальное эмоциональное состояние, когда человек купается в фантазиях и эмоциях. Влияние гипнотической техномузыки, ночи и незаметных диджеевских переходов от одной композиции к другой опьяняет без спиртного.

Чем отличается такая музыка от более привычной слуху старшего поколения музыки? Ее основа - ритм с количеством ударов в минуту от 115 до 160. А вот вокал, если он есть, как и мелодия, весьма жалок. В техномузыке используются сэмплы - готовые образцы: либо звуки, либо кусочки человеческой речи, как в рэпе. Ди-джей может смешивать все подряд, вставляя любые популярные кусочки мелодий или отсебятину в сплошной, нескончаемый поток музыкальной подборки, созданной им самим и именуемой «миксом». Поэтому, подросток, слушая подобную музыку, не выделяет, значит и не запоминает мелодическую линию, а запоминает только ритмическую фигуру.

«Приучение людей к тому, что похоже на искусство, отучает их от понимания настоящего искусства» (Л.Н. Толстой).

Истоки рэйва берут свое начало где-то в немыслимой древности, когда стуком барабанов племенные колдуны и шаманы призывали духов. О том, что его ритмы действуют на мозг по-особому, первыми узнали ученые, изучавшие древние культуры. Те из них, кто присутствовал при ритуальных африканских танцах под тамтам, обратили внимание, что у участников действа после его завершения обнаруживается головная боль, нервные патологии, болезненная утомляемость, рассеянное внимание. Ученые и подняли первыми тревогу. В результате исследований ими был выявлен синдром, названный ритмическим токсикозом: человек выглядит и ведет себя как пьяный или одурманенный наркотиками, хотя никаких следов этих веществ в организме нет. Развивается ритмический токсикоз в результате постоянного прослушивания техномузыки. Основная категория пациентов - подростки. В основе любой «попсы» - то, что музыканты называют «ритмическим квадратом». Квадратная мелодия - это в психологическом восприятии любого человека образ тупика.

Техно-ритмы в прямом смысле слова отшибают память: увлекающиеся этой музыкой подростки учатся все хуже и хуже, к книгам испытывают отвращение, совершенно не в состоянии сориентироваться профессионально - почти сплошь мечтают стать ди-джеями.

Восприятие музыкального ритма оказалось связано и с успеваемостью. Восторг и уверенность в себе при восприятии тяжелого рока испытывают 16,7% отличников, 25,8% «хорошистов» и 66,7% неуспевающих. Никто из неуспевающих школьников не испытывают от произведений этого жанра отрицательных эмоций. Но такие переживания отметили у себя 20% отличников и 24% «хорошистов».

Можно предположить наличие в этом жанре особой компенсаторной функции, актуализирующейся при переживании жизненных трудностей или неудач.

Оценка музыкальных ритмов оказалась зависимой и от пола. Среди девушек классика положительно оценивается примерно в полтора раза чаще, чем среди юношей (46,4% у девушек, 31,1% у юношей). Обратная картина наблюдается при оценке тяжелого рока. Здесь положительные оценки юношей в два раза превышают аналогичные оценки девушек.

Музыка, и в частности музыкальный ритм, производит в организме физиологические изменения, которые подобны реакциям, происходящим при сильном волнении и аффектах.

Восприятие музыкального ритма связано с функциями слухового аппарата. Доминирующий ритм захватывает двигательный центр мозга, а затем стимулирует некоторые гормональные функции эндокринной системы.

Не менее сильному воздействию подвергается способность к анализу, здравому суждению, логике. Она оказывается сильно притупленной, а иногда вообще нейтрализованной. Именно в этом состоянии умственно-нравственного замешательства дается зеленый свет наиболее диким страстям. Разрушаются барьеры нравственности, исчезают автоматические рефлексы и механизмы естественной защиты.

Американский психолог и музыковед Жанет Поделл пишет: "Сила рока всегда была основана на сексуальной энергии его ритмов. Эти чувства в детях испугали их родителей, которые видели в роке угрозу для своих детей и были, конечно, правы. Ритм и вас способен заставить двигаться, танцевать так, что вы забудете обо всем на свете".

«Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами». (Белинский)

Особое внимание нужно уделить влиянию частот, употребляемых в рок-музыке, которые имеют особое воздействие на мозг. Ритм приобретает наркотические свойства при сочетании со сверхнизкими (15-30 герц) и сверхвысокими (80.000 герц) частотами.

Если ритм кратен полутора ударам в секунду и сопровождается мощным давлением сверхнизких частот, то способен вызвать у человека экстаз. При ритме, равном двум ударам в секунду на тех же частотах, слушающий впадает в танцевальный транс, похожий на наркотический. Переизбыток как высоких, так и низких частот серьезно травмирует мозг. На рок-концертах нередки контузии звуком, звуковые ожоги, потеря слуха и памяти.

Голоса медиков и ученых, пытавшихся донести до молодёжи, что ритм, частота, чередование света и темноты, нагромождение звуков, полностью взятых из древних черномагических обществ - все направлено на разрушение человеческого существа, его насильное извращение, на слом всех механизмов самозащиты, инстинкта самосохранения, нравственных устоев, не были никем услышаны. Сегодня ученым остается лишь с грустью констатировать, что мало кто ускользает от всепроникающей стихии ритмов техномузыки.

Она тиражирует серые шаблоны мировоззрения, контролирует, как одеваться, как думать... По этим шаблонам молодые люди просыпаются, ведут машину, развлекаются, учатся и снова засыпают.

Итак, весь технический арсенал современных музыкальных ритмов и основанной на них музыки, направлен на то, чтобы играть на человеческом организме, на его психике, как на музыкальном инструменте. Они, появившиеся среди нашей молодежи, как атомный взрыв, как бедствие, пришедшие в нашу среду, оказались в состоянии тотально изменить индивидуальные характеристики человека. Они одновременно влияют на двигательный центр, эмоциональную, интеллектуальную и половую сферы деятельности человека. Невозможно в течение длительного времени подвергать себя их воздействию и не получить глубокие психо-эмоциональные травмы.

Каковы же последствия воздействия рок-музыки на поведение слушающего?

Как отмечалось выше - у каждого звука или произведения есть свой "слуховой путь" и от этого зависит реакция в изменении поведения человека. Если задействованы нервные клетки, связанные с отрицательными эмоциями, то это немедленно отражается на поведении. По наблюдениям психологов, сами рок-музыканты и композиторы заранее знают, чем может окончиться рок-концерт.

Ниже перечислены возможные результаты воздействия тяжёлых ритмов и рок-произведений на мозг человека:

1. Агрессивность.

2. Ярость.

3. Гнев.

4. Депрессия.

5. Страхи.

6. Вынужденные действия.

7. Состояние транса различной глубины.

8. Склонность к самоубийству. У подростков эта склонность начинает проявляться с 11-12 лет, но при прослушивании рок-музыки, эта особенность подростковой психики провоцируется или намного усиливается в более старшем возрасте).

9. Неестественный, принудительный секс.

10. Неспособность чётко принимать решения.

11. Непроизвольное движение мышц.

12. Музыкальная мания (желание постоянного звучания рок-музыки).

13. Развитие мистических наклонностей.

14. Социальная отчуждённость.

Это, конечно, вовсе не значит, что человек, страстно любящий рок, обязательно обладает всеми этими качествами, просто у него гораздо большая к ним предрасположенность, и при соответствующем сочетании других факторов, он обязательно будет подвержен этому влиянию. Кстати, рок-музыка, также может менять религиозные представления и ценности (особенно в детстве, когда они еще не полностью сформированы), а также стимулировать в человеке стремление к самоактуализации, самореализации, индивидуализму и выделению в обществе.

Также не без помощи тяжёлых ритмов и рок-музыки происходит активное зомбирование психики человека. Один поддается внушению сильнее, другой - слабее. И в тяжелые моменты у человека может наступить прояснение сознания, до него доходит страшный смысл происходящего. И тут у человека развивается паническое состояние духа. Он не знает, что делать. И в этом состоянии относительного просветления человек нередко кончает самоубийством. Такое может произойти и с совсем молодыми людьми, почти детьми. Причём погружение в рок-музыку (трэш-металл, хард-рок, панк-рок и т. д.) - одна из очень сильных форм зомбирования. И происходит это не только где-то за границей, а в наших российских городах, на глазах, а иногда и с молчаливого одобрения учителей, родителей, общественности. Если бы все родители вникали в то, что слушают, чем занимаются их дети, меньше было бы трагедий. Нередки жалобы родителей подростков, что их дети, начавшие слушать рок-музыку, меняются прямо на глазах: становятся неуправляемыми, интересы их резко сужаются и ограничиваются только прослушиванием музыки. Они становятся грубыми, агрессивными, перестают интересоваться учебой, часто перестают помогать по дому. Но это не обычные синдромы «трудного возраста». Вскоре выясняется, что тяжёлые ритмы и рок-музыка, которую слушают эти ребята, нередко содержит в своей структуре откровенно агрессивный характер. При этом меняется и психическое поведение, и социальный статус таких подростков.

Закономерен вопрос: почему же подростки прельщаются такого рода разрушительной ритмичной музыкой? Неужели они сознательно стремятся ко злу? Поначалу, конечно, нет. Чаще всего это безотчетное стремление получить какое-то удовольствие. Они привыкают к рычащей и воющей, неприрывно стучащей музыке, начиная получать от нее какой-то суррогат удовольствия, увлекаясь все больше и больше. Привычка перерастает в страсть, а затем — в качественно новое состояние, когда возникает потребность слушать такую жестокую и агрессивную музыку непрестанно. И ничего не подозревающий человек, принося в дом эту продукцию, в полной мере попадает под все её прелести, ощущает на себе влияние сил зла: становится раздражительным, агрессивным, ощущает склонность к сквернословию, непристойностям, бунту, самоубийству

Надо, чтобы учителя, педагоги, родители, семьи знали об этом страшном явлении, чтобы оно не застигло их врасплох. И родители, и дети должны знать как себя вести в подобных ситуациях. И тут выход надо искать индивидуально — лучше всего посоветоваться с более опытными людьми.

Вывод к 1 главе:

Изучение теоретических материалов подтверждает, что тяжёлые ритмы и, основанная на них музыка, отрицательно влияют на формирование личности подростка, а также на его здоровье. Данный вывод требует практических наблюдений.


Глава 2. Практическая часть.

В практической части мною было задействовано 58 человек в возрасте от 13 до 16 лет

В опросе по теме «Что такое фононаркомания?» участвовало 24 человека в возрасте от 15 до 16 лет

В анкетировании были задействованы 58 человек в возрасте от 13 до 16 лет.

Результаты представлены в диаграммах.

2.1 Опрос старшеклассников «Что такое «фононаркомания»?

Цель. Выяснить ориентировку в понятии «фононаркомания»

В ходе опроса учащихся 15-16 лет по вопросу «Что такое фононаркомания?» выяснилось следующее:

  Что такое фононаркомания?
не знаю 20%
не верно 60%
не точно 20%
   
   

Вывод: ни один из опрошенных подростков не понимает и не осознает, что такое явление как «фононаркомания» - это болезненная зависимость человека от современных ритмичных композиций.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow