Регион как социально-политический феномен

С сер. 70-х – нач.80-х гг. прошлого века Западная Европа и Америка пробудились для интенсивного, глубокого и равностороннего интереса к регионам, регионализму, региональным исследованиям. Оказалось, что региональные подходы представляют собой наиболее разумный ответ на вызовы европейского и американского территориального разнообразия, ключи к его пониманию. Регион – это уникальная, постоянно изменяющаяся ситуация, субъект, который сам себя выстраивает в результате сложной игры коалиций, групп, мест, ценностей, норм. Причём система этих рамок открыта и специфична для каждого региона. Регионы объединяют людей и дополняют друг друга, сосуществуют; их корни лежат в глубокой внутренней связи людей с определёнными территориями.

В полит. словаре термин «регион» появился относительно недавно, ему предшествовало понятие «провинция» - собирательное имя для территориальных сообществ. Понятие «провинция», однако, страдало неким культурным «комплексом неполноценности», отсталости, в то время как «регион», напротив, был подчёркнуто нейтрален.

Первоначально этот термин использовался для определения пространственных общностей разных типов. В полит. лексике термин «регион» используется либо для обозначения внутригос. админ.единицы, либо для обозначения группы государств. Таким образом, в этом случае термин «регион» относится к уровню «выше» или «ниже» уровня государства-нации. Наконец, возникает идея «культурного региона» - территории, объединённой культурой, традициями, языком.

Процесс становления региона как одного из важных фокусов полит. идентификации, подъёма региона как «воли и представления» в Западной Европе требует объяснений. Перри Андерсон выделяет три движущие силы его развития: 1) усиление пространственной неравномерности эконом. развития послевоенного капитализма и развитие феномена «депрессивного региона»; 2) беспрецендентная культурная гомогенизация в странах Зап. Европы; 3) европ.интеграция, создание системы коммунитарных институтов и как компенсаторная реакция – укрепление регион. измерения европейского полит. процесса.

Регион становится важным уровнем полит. действия и диалога, местом, где национальные, наднациональные и глобальные силы встречают местные требования и нужды, региональные и местные сообщества. Регионы играют всё более важную роль в национальном полит. процесс, хотя здесь опыт госуд-в существенно различается. Так, во Франции и Италии регионал. Структуры создаются медленно, зачастую болезненно. Они постепенно набирают полит. вес, расширяется объём их полномочий и уровень ответственности. В Германии, напротив, сильная федеративная госуд-ть обусловила ведущую роль федеральных земель в укреплении регионал. измерения интеграции. В США «революция деволюции» ведёт к расширению компетенций субъектов федерации и проводимой ими политики.

I подход к опр-ю «региона». «Хартия регионализма», принятая Европ. парламентом в 1988 г., определяет регион как гомогенное пространство, при этом гомогенность устанавливается на основе таких критериев как физико-географическая общность; этническая, языковая, конфессиональная или культурная общность населения; общее прошлое; общность хозяйств. структур. Не весь набор указанных критериев должен присутствовать в каждом конкретном случае в обязательном порядке, вполне допустима преобладающая роль одного или двух критериев. Их совок-ть всегда образует неповторимое сочетание, особую регионал. ситуацию. Схожее опр-е региона даёт амер. исследовательница Энн Маркузен, добавляя ещё один критерий: на пространственной шкале она располагает регион между городом и госуд-вом. Она опр-т регион как исторически сложившееся территориальное сообщество, обладающее физической средой, социо-экономической, полит. и культурной средой и пространственной структурой, отличной от других крупных территориальных единиц – города и нации. Это опр-е отграничивает регионы посредством их контрастов и отличий друг от друга и расположения на пространств. шкале. В отличие от региона город представляет собой особую форму поселения, функции и структура которого не зависят от места расположения, в то время как нация есть особый тип региона, обладающий полит. суверенитетом.

II подход к опр-ю «региона». В полит. науке регион рассматривается как одна из единиц территориал. структуры национал. госуд-ва, т.е. субнационального уровня, ячейка сетки АТД, где действуют регионал. властные институты с опр.-ми компетенциями и соответствующими финансовыми ресурсами для их реализации, происходит регионал. полит. жизнь. Оле Вевер называет такие регионы «микрорегионами». Полит. регион в таком случае может рассматриваться как комплексное взаимодействие между набором идей, установок, полит. институтов и сил среды. Данное понятие фиксирует внимание на определенном уровне полит. отношений. Это массовый уровень политики непосредственно связанный с деятельностью общества, здесь прямо осуществляется взаимодействие власти и населения. С т.зрения полит. проблематики понятие и сущность региона представляют собой как уровень, так и субъект политики.

Таким образом, универсального понятия «регион» не существует; членение пространства на регионы зависит от области исследования и сформулированной задачи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: