Понятие регионализма

I подход к опр-ю «регионализма». Регионализм – это стратегия регионал. элит, направленная на расширение ими своих прав (движение «снизу»). Это процесс самоструктурирования общества, полит. и экономич. мобилизации регионов. Регионализм отвечает социальной стратификации общества и направлен на извлечение преимуществ из естественного территориального деления совр-х обществ. Если в качестве цели выдвигается расширение полит. прав, достижение полит. автономии, то можно гоаорить о регионализме политическом, отвечающем регионал. стратификации полит. пространства. Помимо прочего, регионализм настроен на сглаживание контрастов между централ. и периферийными регионами, выполняя, таким образом, стабилизирующую функцию. Важно подчеркнуть, что процесс регионализма не тождественен сепаратизму. Рег-зм в отличие от сепаратизма нейтрален и не несёт в себе деструктивный потенциал. Рег-зм, достигая своих крайних проявлений, может переходить в сепаратизм, но в этом случае он приобретает новое качество., следовательно и именоваться процесс должен не рег-змом, но сепаратизмом.

Рег-зм может интерпретироваться по-разному. Так, очевидно, что необходимо проводить границу между рег-змом как внешнеполит. курсом или даже совок-тью полит. курсов, рег-змом как идеологией госуд.вмешательства, и рег-змом как экономико-полит. сотрудничеством госуд-в, образующих регионал. союзы или группировки. Такое понимание регионализма доминировало в первые послевоенные десятилетия. В этом случае речь идёт о регионал. экономич. интеграции, рассматриваемой одновременно и как состояние, и как процесс, а рег-зм ассоциируется с протекционизмом в международ. торговый.

Х.Ю. Пуле о рег-зме: «Все типы рег-змов объединяет то, что они представляют стремления, движения, орг-ции населения и с помощью полит. мобилизации, орг-ции, давления и даже насилия стараются подчинить силу и волю региона «в пику» госуд-ва и централ. власти. Как правило, регионалисты требуют свободы самоопределения, самоуправления, институциональной децентрализации, включая децентр-цию бюрократии, а также опр-х привилегий, ну и конечно, уважения традиц. Культуры и своеобразных институтов».

Т. Хёглин о рег-зме: «Рег-зм принимает вид протестного движения против политико-административной и социоэкономич. централ-ции. Не так важно, является ли его целью социокультурная автономия, полит. федерализм или крайний сепаратизм…»

II подход к опр-ю «регионализма». Рег-зм – это разнообразие регионал. ландшафтов на территории национал. госуд-ва или наднационал. объединения. В этом случае его следует понимать как регионал. дифференциацию.

«Старый» и «новый» регионализм. Профессор Бьорн Хеттне предлагает следующую классификацию этих отличий:

Старый регионализм Новый регионализм
Существовал в условиях биополярности Развивается как современная версия многополярности
Формировался в значительной степени "сверху", под контролем двух конкурирующих сверхдержав Формируется «снизу», т.е. процесс современной регионализации содержит элементы спонтанности и автономии его акторов
Носил протекционистский характер Стремится к реализации идей «открытого регионализма», совместимого с экономической взаимозависимостью
Как правило, четко ориентировался на решение либо экономических проблем, либо проблем безопасности Более многомерен, поскольку включает в себя торгово-финансовое, экологическое, социально-политические и иные измерения
Включал в себя исключительно отношения между суверенными государствами Предпологает участие негосударственных и субнациональных акторов

«Нисходящий рег-зм» М. Китинга и концепция «Европы регионов» 1980-х гг. «Нисходящий рег-зм – это некий рег-зм, который понимается через понятие игры с нулевой суммой, в которой каждый может выиграть: депрессивные регионы за счёт роста, развитые регионы за счёт снятия нагрузки, национал. экономика за счёт увеличения производительности и увеличения инфляционного движения. Он также помогает центр. правит-ву, периферийным территориям усилить национал. единство».

Типология рег-змов по П. Шмиту-Эгнеру: 1) старый (проявление этнонационализма, бельгийская Фландрия); 2) новый (требования децентр-ции, деволюция в Великобритании); 3) постмодернистский (экономич. конкуренция и «обучающиеся регионы»); 4) транснациональный (межрегиональное + трансграничное сотрудничество); 5) межгосударственный (ВТО, НАТО, ЕС).

«Жёсткий» и «мягкий» рег-змы по А. Макарычеву.

Вектор направлен сверху вниз, но инициатива принадлежит госуд-ву Формируется прежде всего на низовом уровне
Содержит неизбежные элементы стандартизации и иерархии Оставляет простор для автономии и многообразия
Предполагает в той или иной форме «вертикаль» власти Основан на горизонтальных формах взаимодействия
Основан на «натуралистической» интерпретации феномена региона Речь идёт об идентичности, о «культурных мирах»
Находится в ведении дипломатических служб, под контролем административного аппарата Продукт деят-ти НКО, «региональных сетей»
Лидеры процесса регион.строительства контролируют аутсайдеров Лидеры влияют на поведение более слабых акторов
Основные принципы: суверенитет и следование государственным интересам Принцип децентрализации
Отношения между акторами носят формализованный характер Отношения носят неформальный характер
Продукт эпохи модерна Продукт постмодернизма
Акторами лидеры региональных процессов используются для обоснования своих собственных интересов Курс на сотрудничество между ними
Традиции методологии реализма Традиции методологии конструктивизма

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: