МАЭ. №28. Особенности нормативного подхода в теории макроэкономической политики. Модель выбора оптимальной политики

Вопросом о том, как политикам сле­дует действовать, занимается особая отрасль эк. теории — нормативная теория эк. политики. Главные проблемы теории: 1) степень вмешательства гос-ва в эк-ку;2) наиболее эффективные способы вмешательства;3) выбор оптимальных решений вмешательства.

Базовая теория эк. политики была разработана в 50-е гг. и представлена Тинбсргеном. Согласно его теории основными шагами оптимальной политики явл-ся: 1) обозначение конечной цели эк. политики, которая мо­жет быть представлена как максимизация функции общественно­го благосостояния; 2) опр-ие целевых показателей, к которым следует стремиться (н-р, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.); 3) оценка инструментов достижения целей, которыми располагает правительство. Как правило, это фискальная или монетарная по­литики, применение которых зависит от свойств данной институ­циональной среды. Н-р, в условиях плавающего обменного курса эффективна денежно-кредитная политика, в условиях фик­сированного — фискальная; 4) выбор моделей, увязывающих цели и инструменты при имею­щихся издержках, возникающих в результате отклонения от оп­тимального уровня. Модель Тинбергена представляет собой зависимость между двумя целевыми показателями T1 и T2, и двумя инструментами I1, и I2 при этом на каждую цель оказывают влияние оба инструмента. В данном случае цели являются линейными функциями инструментов: 1) T1 = a1I1 + a2I2 2) T2 = b1I1 + b2I2

Политики могут достичь обеих целей, если имеют в своем распоря­жении два инструмента, и влияние инструментов на цель линейно не­зависимо.

Р. Манделл проблему выбора эк. теории рассматривал по-иному. Он считал, что поскольку различные инструменты нах-ся под контролем различных органов (денежная политика — в компе­тенции ЦБ, фискальная — исполнительной власти), то необходимо каждый инструмент «прикрепить» к одному из целе­вых показателей. В соответствии с этим он вывел правило регул-ия действия инструмента при отклонении целевой переменной от ее оптимального значения. Если цели правильно привязаны к инстру­ментам, то оптимальная политика может иметь место и в условиях де­централизованного принятия решений. Предложение Манделла осно­вывается на концепции эффективной рыночной классификации, согласно которой каждая цель должна быть прикреплена к такому ин­струменту, который оказывает на нее наибольшее влияние. Органы, регулирующие денежно-кредитную политику, должны отвечать за контроль над инфляцией; органы, проводящие фискальную политику, должны регулировать колебания выпуска. По правилу Манделла регулирование денежной политики должно сокращать денежную массу, когда темп инфляции больше целевого по­казателя, и увеличивать, когда темп инфляции меньше. Регулирование фискальной политики должно увеличивать гос. закупки, если выпуск меньше целевого показателя. При правильной политике денежная масса и гос. расходы стремятся к оптимальному значению. Если инструментов меньше, чем целей, то всех целей достичь невозможно, необходимо найти компромисс. В этом случае опр-ют функцию социальных потерь, которая отражает общественные издерж­ки в рез-те отклонения целевых показателей от их оптимального значения. При этом необходимо выбрать значение целевых показателей, минимизировать социальные потери.

На выбор рациональной политики оказывает влияние неопределен­ность, имеющая различные виды. Временная неопределенность суще­ствует относительно времени, когда это произойдет. В связи с этим политики не должны слишком часто менять параметры инструментов, так как сущ-ют длинные и изменчивые лаги, оказывающие влия­ние на целевые показатели. Аддитивная неопределенность, которая не может оказать большого влияния на оптимальный выбор политики, связана с экзогенными шоками, непредвиденными политиками. Муль­типликативная неопределенность дает эффект влияния инструмента на цель. При этом правительственные органы должны быть осторож­ны в использовании инструментов. Осуществляя денежную политику, у правительства есть выбор: регулирование процентной ставки или изменение денежной массы. Если нестабилен спрос на деньги, то луч­шим инструментом явл-ся процентная ставка. Если нестабилен спрос на инвестиции, лучше регулировать предложение денег.

Важным вопросом нормативной теории явл-ся опр-ие пос­ледовательности действий, когда правительство решает: 1) следовать ли опр-ым правилам или 2) возможна свобода действий в зави­симости от ситуации и обстоятельств.

Фиксированные правила — это правила, состоящие в проведении данной политики независимо от состояния эк-ки. Правила с об­ратной связью допускают корректировку политики при изменении эко­номического состояния, но она должна осуществляться согласованно, по заранее установленным нормам (понижение или падение ставки про­цента в зависимости от отклонения уровня безработицы от естествен­ной нормы). Действия по обстоятельствам — здесь возможны любые программы (августовский кризис 1998 г.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: