Вопросом о том, как политикам следует действовать, занимается особая отрасль эк. теории — нормативная теория эк. политики. Главные проблемы теории: 1) степень вмешательства гос-ва в эк-ку;2) наиболее эффективные способы вмешательства;3) выбор оптимальных решений вмешательства.
Базовая теория эк. политики была разработана в 50-е гг. и представлена Тинбсргеном. Согласно его теории основными шагами оптимальной политики явл-ся: 1) обозначение конечной цели эк. политики, которая может быть представлена как максимизация функции общественного благосостояния; 2) опр-ие целевых показателей, к которым следует стремиться (н-р, полная занятость, нулевая инфляция и т. д.); 3) оценка инструментов достижения целей, которыми располагает правительство. Как правило, это фискальная или монетарная политики, применение которых зависит от свойств данной институциональной среды. Н-р, в условиях плавающего обменного курса эффективна денежно-кредитная политика, в условиях фиксированного — фискальная; 4) выбор моделей, увязывающих цели и инструменты при имеющихся издержках, возникающих в результате отклонения от оптимального уровня. Модель Тинбергена представляет собой зависимость между двумя целевыми показателями T1 и T2, и двумя инструментами I1, и I2 при этом на каждую цель оказывают влияние оба инструмента. В данном случае цели являются линейными функциями инструментов: 1) T1 = a1I1 + a2I2 2) T2 = b1I1 + b2I2
|
|
Политики могут достичь обеих целей, если имеют в своем распоряжении два инструмента, и влияние инструментов на цель линейно независимо.
Р. Манделл проблему выбора эк. теории рассматривал по-иному. Он считал, что поскольку различные инструменты нах-ся под контролем различных органов (денежная политика — в компетенции ЦБ, фискальная — исполнительной власти), то необходимо каждый инструмент «прикрепить» к одному из целевых показателей. В соответствии с этим он вывел правило регул-ия действия инструмента при отклонении целевой переменной от ее оптимального значения. Если цели правильно привязаны к инструментам, то оптимальная политика может иметь место и в условиях децентрализованного принятия решений. Предложение Манделла основывается на концепции эффективной рыночной классификации, согласно которой каждая цель должна быть прикреплена к такому инструменту, который оказывает на нее наибольшее влияние. Органы, регулирующие денежно-кредитную политику, должны отвечать за контроль над инфляцией; органы, проводящие фискальную политику, должны регулировать колебания выпуска. По правилу Манделла регулирование денежной политики должно сокращать денежную массу, когда темп инфляции больше целевого показателя, и увеличивать, когда темп инфляции меньше. Регулирование фискальной политики должно увеличивать гос. закупки, если выпуск меньше целевого показателя. При правильной политике денежная масса и гос. расходы стремятся к оптимальному значению. Если инструментов меньше, чем целей, то всех целей достичь невозможно, необходимо найти компромисс. В этом случае опр-ют функцию социальных потерь, которая отражает общественные издержки в рез-те отклонения целевых показателей от их оптимального значения. При этом необходимо выбрать значение целевых показателей, минимизировать социальные потери.
|
|
На выбор рациональной политики оказывает влияние неопределенность, имеющая различные виды. Временная неопределенность существует относительно времени, когда это произойдет. В связи с этим политики не должны слишком часто менять параметры инструментов, так как сущ-ют длинные и изменчивые лаги, оказывающие влияние на целевые показатели. Аддитивная неопределенность, которая не может оказать большого влияния на оптимальный выбор политики, связана с экзогенными шоками, непредвиденными политиками. Мультипликативная неопределенность дает эффект влияния инструмента на цель. При этом правительственные органы должны быть осторожны в использовании инструментов. Осуществляя денежную политику, у правительства есть выбор: регулирование процентной ставки или изменение денежной массы. Если нестабилен спрос на деньги, то лучшим инструментом явл-ся процентная ставка. Если нестабилен спрос на инвестиции, лучше регулировать предложение денег.
Важным вопросом нормативной теории явл-ся опр-ие последовательности действий, когда правительство решает: 1) следовать ли опр-ым правилам или 2) возможна свобода действий в зависимости от ситуации и обстоятельств.
Фиксированные правила — это правила, состоящие в проведении данной политики независимо от состояния эк-ки. Правила с обратной связью допускают корректировку политики при изменении экономического состояния, но она должна осуществляться согласованно, по заранее установленным нормам (понижение или падение ставки процента в зависимости от отклонения уровня безработицы от естественной нормы). Действия по обстоятельствам — здесь возможны любые программы (августовский кризис 1998 г.).